Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:04, реферат
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью руководителей уделять должное внимание теоретическим основам функционирования организации. Это важно для того, чтобы методы развития, внедряемые менеджерами, соответствовали уровню естественного развития организации. Использование графических, визуальных моделей при определении тенденций развития компании, построенных на основе теории жизненного цикла, позволяет с большей долей вероятности прогнозировать внутренние изменения, ожидающие компанию. Помимо этого менеджеру в целях совершенствования процесса управления необходимо отслеживать появляющиеся в результате новых исследований аспекты теории жизненного цикла организации.
Введение 3
1 Основные характеристики жизненного цикла организации 5
1.1 Понятие жизненного цикла организации 5
1.2 Модели жизненного цикла 7
2 Анализ моделей жизненного цикла 11
Заключение 13
Список литературы 15
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский психолого-социальный институт
Факультет государственного и муниципального управления
Реферат на тему:
«Жизненный цикл организации»
Выполнил:
Константинова Александра Александровна
студент 3 курса, гр.28 ГМУЗ
Оценка:________________
_______________/_____________/
(Подпись) (ФИО)
Москва 2011 г.
Содержание
Введение 3
1 Основные характеристики жизненного цикла организации 5
1.2 Модели жизненного цикла 7
2 Анализ моделей жизненного цикла 11
Заключение 13
Список литературы 15
Ведение
Субъектами мировой хозяйственной системы на микроуровне являются организации, различные по размерам, организационно-правовым формам, сферам деятельности.
Каждый день образуется множество новых фирм. Далеко не все из них способны успешно развиваться, добиваться успехов и достигать поставленных целей. Очень немногие организации способны существовать бесконечно долго, и ни одна не живет без изменений. Не сумевшие адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде предприятия погибают. В то же время компании, руководство которых отличается гибкостью, способностью предвидеть и адекватно реагировать на внешние изменения, процветают. Однако для эффективного управления организацией недостаточно уметь прогнозировать события. Руководству необходимо знать, на какой стадии своего развития находится компания, чтобы сконцентрировать усилия на тех задачах, которые на этом этапе необходимо решить в первую очередь.
Одним из подходов к определению значения термина «организационное развитие» является рассмотрение этого понятия как «естественного процесса качественных изменений в организации, производных от ее возраста… или то, что в литературе называют «жизненным циклом организации» [3]. Эмпирическим путем было выяснено, что любые компании проходят определенные стадии в своем развитии, универсальные для организаций любых размеров и форм. Причем переход от одной стадии к другой является предсказуемым, а не случайным.
Объектом исследования данной работы является изучение понятия «жизненный цикл организации»; рассмотрение созданных в разное время моделей развития организаций; подробное описание основных стадий эволюции компании; исследования современных ученых, посвященных данной проблеме.
Актуальность
данной работы обусловлена необходимостью
руководителей уделять должное
внимание теоретическим основам
функционирования организации. Это
важно для того, чтобы методы развития,
внедряемые менеджерами, соответствовали
уровню естественного развития организации.
Использование графических, визуальных
моделей при определении
1 Основные характеристики
Учитывая зависимость
любой организации от многих внешних
и внутренних факторов, можно предполагать,
что компании развиваются индивидуально,
по особому, отличному от других, пути.
Отчасти это утверждение верно.
Однако еще в 60-х годах XX века было
предложено провести аналогию между
развитием организации и
Выявленная закономерность
нашла свое отражение в теории
жизненного цикла организации. Периоды,
в которые организация
Еще в 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками» [3].
Можно утверждать, что психологический возраст организации нередко отличается от физического, в чем и проявляется индивидуальность развития организаций.
Модель жизненного цикла была создана для прогнозирования изменений, ожидаемых в организации, находящейся в той или иной стадии развития. Получив информацию о пребывании организации на определенном этапе, руководитель может с большей долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства. Также это позволяет предусмотреть негативные явления, ожидающие компанию на следующей стадии и заблаговременно предупредить их появление, либо (при неизбежности их возникновения) предотвратить возможные последствия.
На сегодняшний
день известно не менее десяти моделей
развития организаций, созданных в
разное время. Примечателен тот факт,
что большинство моделей
1 А. Даунс: «Движущие
силы роста» (1967).
Это одна из самых ранних моделей, возникшая на примере правительственных комитетов. Даунс предложил три основных стадии роста и развития организаций:
- первая стадия («борьба за автономию») возникает до формального рождения или сразу же после него и характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения «порога выживания»;
- вторая стадия («стремительного роста») включает быстрое расширение, где подчеркивается инновационность и креативность;
- третья стадия («замедления») характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур.
В целом эта модель представляет развитие правительственных организаций от установления обоснованности их существования к инновациям и расширению, а впоследствии к формализации и контролю.
2 Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие» (1967).
Эти исследователи разработали одну из первых моделей жизненных циклов организации, работающей в частном секторе.
Они предложили три стадии развития корпораций:
- рождение, в процессе которого создаются системы управления и достигается жизнеспособность;
- юность, для которой характерно развитие репутации и устойчивости;
- зрелость, на протяжении которой деятельность корпорации направлена на достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях деятельности.
Данная модель описывает шесть основных задач управления, которые изменяются при переходе компании из одной стадии в другую.
3 Л. Грейнер: «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» (1972).
При создании данной модели автор опирается на теорию европейских психологов о том, что поведение определяется предыдущими событиями, а не будущим. Перенося эту аналогию на развитие организации, он предполагает, что будущее организации определено ее организационной историей в большей степени, чем внешними силами. Взяв за основу эту теорию, Грейнер рассматривает ряд стадий, через которые должны пройти развивающиеся компании.
Таким образом, жизнь
организации состоит в
4 У. Торберт: «Ментальность членов организации» (1974).
В этой модели организационное развитие тесно связано с развитием чувства общности персонала. Развитие организации осуществляется параллельно процессу, проходящему от индивидуальности и разрозненности групп к чувству принадлежности к коллективу. Механизмы развития при этом не уточняются.
5 Ф. Лиден: «Функциональные проблемы» (1975).
На различных стадиях своего развития организации имеют проблемы, мешающие нормальному функционированию компании: проблема адаптации к окружающей среде, захват определенного сегмента рынка, приобретение ресурсов, достижение поставленных целей, поддержка образцов поведения.
Первое, на чем фокусируется новая организация, по мнению Лидена, это адаптация и завоевание своей ниши в изменяющейся внешней среде. Это достигается, в основном, посредством введения инноваций.
На втором этапе основными задачами являются приобретение ресурсов и развитие методов работы процедур.
Третья стадия
характеризуется приданием
На четвертой
стадии акцент делается на поддержании
поведенческих паттернов и
6 Д. Кац и Р. Кан: «Организационная структура» (1978).
Организационная структура, по мнению этих исследователей, является отражением изменений, происходящих в организации в зависимости от стадии ее развития. Исходя из этого рассматриваются три основные стадии развития организации:
- стадия простых систем;
- устойчивая стадия организации;
- стадия разработки структур.
Представление социальной организации в качестве открытой системы, активно взаимодействующей с внешней средой позволило авторам предположить, что главные предпосылки успешной деятельности находятся не внутри организации, а вне ее. Также это представление выполняет функцию методологического принципа организации и анализа данных, полученных в результате диагностики конкретной организации [7,28].
7 Р.Куинн и К. Камерон: «Интегративная модель» (1983).
В 1983 году Куинн и Камерон предложили вариант, обобщающий ранее созданные модели. Выделяя четыре стадии развития, основной акцент они делают на эффективности деятельности организации и определении ее критериев на различных стадиях.
8 И. Адизес: «Теория жизненных циклов организации» (1979).
В своем исследовании
автор проводит аналогию эволюции организации
со схожими биологическими процессами,
происходящими в развитии живых
организмов, что позволяет характеризовать
эту модель как эволюционно-теологическую
[10,63]. Процесс организационного развития
представляется как естественный, запрограммированный
и заранее предусматривающий
неизбежное и поэтапное прохождение
организацией в ходе развития ряда
обязательных фаз (стадий). В концепции
указывается на невозможность перепрыгивания
через указанные фазы. Однако исследователем
выявлено основное отличие организационного
развития от биологического: в состоянии
расцвета организация может находиться
долгое время при условии обеспечения
верного стратегического и
2 Анализ моделей жизненного цикла
Рассмотрев различные модели жизненного цикла организации, видим, что в основе каждой из них лежит особая уникальная идея. Тем не менее, все модели в той или иной степени отражают сущность эволюции компании.
Отсутствие единой объективной модели обусловлено тем, что авторами не были произведены полноценные длительные исследования, объектом которых стали бы организации, прошедшие полный жизненный цикл. Сложность подобных экспериментов помимо прочего состоит в том, что некоторые стадии (как, например, период рождения) могут занимать до нескольких лет и изучение подобных процессов в разных организациях может дать отличающиеся результаты.