Жизненный цикл организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 19:44, контрольная работа

Описание

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда, Умеющие адаптироваться — процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. В данной работе мы рассмотрим такие вопросы как: этапы жизненного цикла, стадии развития организации и т.д.

Работа состоит из  1 файл

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ.docx

— 281.93 Кб (Скачать документ)

Зрелость организации  проявляется в том, что упор делается на эффективность инноваций и  стабильность, увеличивается выпуск продукции и расширяется рынок  оказания услуг, руководители выявляют новые возможности организационного развития. Все это нацеливается на обеспечение стратегической дееспособности организации, сохранение и упрочение устойчивого положения на рынке. На стадии зрелости особенно важно периодически и своевременно корректировать структуру управления организации, упразднять органы, выполнившие свою задачу, своевременно вводить в структуру новые подразделения, идти на создание временных целевых структурных единиц для решения определенных проблем, выделять специалистов для проведения анализа состояния дел и разработки перспектив развития и т. п.

Концепция жизненного цикла указывает на наиболее характерные симптомы развала организации, проявляющиеся на стадии упадка. К ним, в частности, относятся:

  • снижение спроса ужесточает конкуренцию и усложняет ее 
    формы;
  • увеличивается конкурентная сила поставщиков;
  • повышается роль цены и качества в конкурентной борьбе;
  • возрастает сложность управления приростом производственных 
    мощностей;
  • усложняется процесс создания товарных инноваций;
  • снижается прибыльность.

  Стадии жизненного цикла организации можно представить  более детально (табл. 4.3).

  Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти предприятий - в течение пяти лет своего существования. Задачей этого периода является достижение быстрого успеха, а его целями — здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.

  Отрочество. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется, как правило, несистематично, рывками. Организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль.

  Ранняя  зрелость. Отличительные признаки этого периода — экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявляться тенденции к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремлению добиваться успеха любой ценой.

  Расцвет сил. Имея в правлении акционеров, организация ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей организации и децентрализация.

  СТАДИИ  РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

  Таблица 4.3.

Стадии/

Факторы

Рождение Детство Отрочество Ранняя

зрелость

Расцвет сил Полная

зрелость

Старение Обновление
Первичные цели Выживание Краткосрочная прибыль Ускоренный

рост

Систематический рост Сбалансированный рост Уникальность. образ обслуживание Обновление
Тип лидера Новатор Оппортунист Консультант Участник Корпоративный деятель  Государственный деятель Администратор Реорганизатор
Организационный характер Борьба  
Достижение
Изменение Расширение, диверсификация Системная ориентация Зрелость,

самоудовлетво-ренность

Ориентация на сложившиеся структуры Ориентация

на перемены

 
Организационный образ
В центре внимания- организация  
Местный
Секционный Национальный Многонациональный Международный Самодовольный Самокритичный
Концентрация

энергии

 
На новом
 
На конкуренции
На завоеваниях На координации На интеграции, правлении На приспособлении На продолжении  существования На обновлении, развитии
 
Центральная

 

проблема

Выход на рынок Существование  
Лишние доли рынка
Многосторонний рост Централизация и автономность  
Равновесие  интересов
Стабильность Омоложение
Тип планирования  
С предвидением
Текущий  
Планирование  продаж бюджета
Планирование заказов, специализация Сложный, комплексный Социально-политический Экстраполяция

-

Созидательный
Метод управления  
Единоличный
 
Управление,

осуществляемое малой группой единомышленников

 
Делегирование полномочий
Децентрализованный Централизованный Коллегиальный Основанный на традициях Состязательный, поощряющий
Организационная модель  
Максимизация  прибыли
 
Оптимизация прибыли
 
Плановая  прибыль
Хорошее положение Социальная ответственность Социальный институт Бюрократия Подражание 

Фениксу

 

Принимается концепция  структурных подразделений, 
результаты деятельности которых измеряются полученной 
прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны 
быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого 
персонала - более отточены, С ускорением темпов роста по сравнению 
с предыдущими стадиями организация нередки переоценивает 
свои успехи и возможности, 

  Полная  зрелость. Имея компетентное, но не всегда ответственное 
руководство, организация действует практически сама по себе. 
Весьма часто устанавливается нежелательное состояние всеобщего 
благодушия. Несмотря на то что уровень доходов вполне приемлемый, темпы роста замедляются. Организация может отклоняться от своих первоначальных целей под влиянием общественного, мнения. Вместе с тем слабости слишком очевидны. Эти симптомы нередко 
игнорируются руководством. 

      Старение. Этот этап никогда бы не наступил, если бы руководство 
организации постоянно осознавало необходимость обновления. 
Конкуренты неизменно претендуют на долю организации на 
рынке, Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотивации, громоздкая система контроля, 
закрытость к новым идеям — все это, вместе взятое, создает 
условия для «закупорки артерий». Как показывает практика, очень 
трудно остановиться. И прекратить выполнение непродуктивной работы. 
В результате организация постепенно начинает распадаться. 
Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо 
погибнуть как самостоятельная структура, влившись в приобретающую 
ее корпорацию. Организация откатывается назад, и вновь начинается 
борьба за ее выживание. 

      Обновление. Организация в состоянии подняться из пепла как Феникс. Это может сделать новая команда руководителей, уполномоченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития.

  Многочисленные  исследования показывают, что организации  в, течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают .отвечать, избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

  На стадии создания организации руководитель должен принять следующие меры:

  • тщательно изучить потребительский спрос на данную продукцию или услуги на конкретных рынках;
  • собрать и оценить информацию о деятельности и намерениях 
    конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличными ресурсами 
    и стратегией компании;
  • взвесить необходимость и целесообразность увеличения потенциала 
    компании и внесения соответствующих коррективов в ее 
    стратегию;
  • изыскать возможности привлечения дополнительных ресурсов 
    за счет внутренних и внешних источников;
  • рационально организовать управленческий процесс, включая 
    расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный 
    механизм принятия решений, систему мотивации и стимулов.

  На стадии роста организации на первый план в деятельности руководителя выступают:

  • решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреплять 
    и развивать заинтересованность работников;
  • обеспечение баланса между текущей и инновационной перспективной 
    деятельностью, между повышением качества выпускаемой 
    продукции и услуг и поиском новых сфер приложения капитала; 
  • оптимизация соотношения между централизацией и децентрализацией 
    в управлении компанией, внедрение прогрессивных 
    структур управления, информационных технологий и т. п.

  На стадии зрелости руководитель организации должен принимать такие меры:

  • систематически и в первоочередном порядке следить за поведением 
    конкурентов и в необходимых случаях вносить изменения в 
    перспективные планы организации;
  • проанализировать необходимость и возможности технического 
    перевооружения производства, повышения уровня технологической 
    и конструкторской подготовки производства;
  • совместно с потребителями определять производственную и 
    научно-техническую политику организации;
  • создать необходимые условия для поддержания и укрепления 
    интеллектуального потенциала организации, эффективной работы 
    целевых команд, использования матричных структур и т. п.

  На стадии упадка организации происходит определенная централизация управления компанией, и в этих условиях руководитель:

   • рассматривает возможности экономии всех видов ресурсов и 
сосредоточения деятельности компании на направлении, которое 
сулит наибольшую отдачу в кратчайшие сроки.
 
 

   Заключение.

   Определяющая  роль в обеспечении жизнеспособности организации и достижении ими  своих целей принадлежит науке  об управлении. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организации как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными. 
 
 
 

Список  литературы: 

1. Б.З. Мильнер: Учебник для вузов «Теория организации»М. 2003г. (Гл. № 4)

Информация о работе Жизненный цикл организации