Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 15:42, доклад
Поэты, которые поддерживали эту «теорию», в своих трудах не показывали тяжелого состояния народных масс, беспощадного гнета эксплуататоров, не указывали пути к борьбе за справедливость и народное счастье. Они закрывали глаза публике на действительность.
В то время, когда трудящие, обездоленные, несчастные не имели куска хлеба, когда сельские дети не могли учиться, не знали радостей жизни, эти поэты писали о красоте природы, о любви, утверждали, что искусство стоит обок от политики.
Данная теория несла реакционный характер, ибо ее представители отворачивали народ от главного – от борьбы за улучшение своего положения. Адепты теории «чистого искусства», хотели они того или нет, служили господствующим классам.
МОУ «ЛИЦЕЙ № 36» |
А.Фет и теория «Чистого искусства» |
Доклад по литературе |
Выполнила ученица 10Б класса Семёнова Татьяна |
2010г. |
В 19 столетии в литературе появилась так называемая теория о «чистом искусстве». Представители сей «теории» призывали писать в произведениях лишь о природе и любви, говорили, что искусство должно быть «чистым», то есть не связанным с политикой. «Искусство ради искусства» – был их лозунг.
Поэты, которые поддерживали эту «теорию», в своих трудах не показывали тяжелого состояния народных масс, беспощадного гнета эксплуататоров, не указывали пути к борьбе за справедливость и народное счастье. Они закрывали глаза публике на действительность.
В то время, когда трудящие, обездоленные, несчастные не имели куска хлеба, когда сельские дети не могли учиться, не знали радостей жизни, эти поэты писали о красоте природы, о любви, утверждали, что искусство стоит обок от политики.
Данная теория несла реакционный характер, ибо ее представители отворачивали народ от главного – от борьбы за улучшение своего положения. Адепты теории «чистого искусства», хотели они того или нет, служили господствующим классам.
Искусство классово и отображает интересы того или иного класса. Живя в обществе, быть вольным от общества никак нельзя.
Нетрудно
установить дворянское
Невозможно отрицать значительность художественного уровня этой поэзии, проявлявшегося и в изысканности ее образов, и в отделанности композиции, и в мелодической структуре стиха. Но все эти бесспорные достоинства развиты в лирике «чистого искусства» за счет богатства, разнообразия, а главное — прогрессивности заключенного в ней общественного содержания. Идеология поэтов «чистого искусства» бедна и бесперспективна, иначе и не могло быть при занимавшихся всеми ими политических позициях.
Фет - единственный из великих русских поэтов, убежденно и последовательно (за единичными исключениями) ограждавший свой художественный мир от социально-политических проблем. Однако сами эти проблемы не только не оставляли Фета равнодушным, но, напротив, вызывали его глубокий интерес, становились предметом острых публицистических статей и очерков , постоянно обсуждались в переписке. В поэзию же они проникали очень редко. Фет как бы чувствовал непоэтичность тех общественных идей, которые развивал и отстаивал. При этом он вообще считал непоэтичным всякое произведение, в котором существует отчетливо выраженная мысль, открытая тенденция, тем более - чуждая ему тенденция современной демократической поэзии
Феномен Фета заключался в том, что сама природа его художественного дара наиболее полно соответствовала принципам "чистого искусства".
Одной из насущных потребностей человеческого духа Белинский считал его устремленность к красоте: "Прекрасна и любезна истина и добродетель, но и красота также прекрасна и любезна, и одно другого стоит, одно другого заменить не может". И еще: "...красота сама по себе есть качество и заслуга и притом еще великая" .
Пользуясь определением Белинского, можно сказать, что Фет родился, чтобы поэтически воплотить стремление человека к красоте, в этом и заключалась "тайна его личности". "Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты", - признавался он в конце жизни . В программной для его эстетики статье "О стихотворениях Ф. Тютчева" Фет писал: "Дайте нам прежде всего в поэте его зоркость в отношении к красоте" .
Подлинный апофеоз фетовской лирики возникает в конце статьи, где Достоевский анализирует "антологическое" стихотворение "Диана", приводившее в восторг современников, несмотря на различие их общественных взглядов: "Последние две строки этого стихотворения полны такой страстной жизненности, такой тоски, такого значения, что мы ничего не знаем более сильного, более жизненного во всей нашей русской поэзии" .
Неуклонно отстаивая свои эстетические убеждения, Фет с годами чувствовал себя все более и более одиноким. В конце пути он с горечью сетовал в письме к К. К. Романову (поэту К. Р.) 4 ноября 1891 года: "... все мои друзья пошли в прогресс и стали не только в жизненных, но и в чисто художественных вопросах противниками прежних своих и моих мнений" .
Внимание критиков всегда привлекало то обстоятельство, что мир Фета отчетливо разделен на сферу практической жизни и сферу красоты. И если первая подчинена суровой необходимости, вторая предполагает истинную свободу, вне которой немыслимо творчество. Это раздвоение было замечено давно, но объяснялось по-разному.
Однако публицистика
Фета ни в малой мере не свидетельствует
о грусти по ушедшей крепостнической
эпохе или о том, что, погрузившись
в безмятежные лирические чувства,
Фет не заметил происходящих в
стране перемен. Напротив, размышления
Фета-публициста направлены на коренное
реформирование хозяйственной деятельности,
всей сельской жизни на основе вольнонаемного
труда и тщательно
Именно утверждающие служение красоте как высшую цель свободного искусства, давали возможность Фету отъединить поэтическое творчество от практической деятельности. И так было всегда, от начала и до конца пути. Идейная и художественная эволюция Фета, обогащение его лирики философской проблематикой, новые открытия в области поэтического языка происходили в пределах одной эстетической системы. Более того, Фет глубоко ощущал не только нераздельность своего художественного мира на всем протяжении пути, но и целостность прожитой им духовной жизни, от юности до старости.