Аксаков,
Иван Сергеевич
(1823–1886), русский публицист, редактор-издатель,
поэт и критик, один из идеологов славянофильства.
Сын С.Т.Аксакова,
брат К.С.Аксакова.
Родился 26 сентября
(8 октября) 1823 в с.Куроедово (Надежино)
Белебеевского уезда Оренбургской губ.
В 1826–1838 с перерывами жил с семьей в Москве,
где получил домашнее образование.
После окончания
петербургского Училища правоведения
в 1842–1843 служил в московском 6-м (уголовном)
департаменте Сената (в 1847–1848 его обер-секретарь),
в память об этом периоде написана мистерия
Жизнь чиновника (1843; опубл. 1861 в Лондоне),
восхваляющая мужество одинокого борца
с бюрократизмом и разочарование в эффективности
государственной службы (которую, однако,
сам Аксаков продолжал в Астрахани, Калуге,
Петербурге и Ярославской губ. до своего
прошения об отставке в феврале 1851).
В 1852 в Москве под
редакцией Аксакова вышел первый
том «Московского сборника», объединивший
«старших» и «младших» славянофилов
и опубликовавший, среди прочего,
некролог Н.В.Гоголя.
В марте 1853 рукопись
второго тома, как и само издание,
были запрещены из-за статьи Аксакова
о ярославской «общине ремесленников»
как идеальном общественном устройстве.
Аксаков лишился права редактировать
какое-либо издание и был подвергнут
полицейскому надзору.
В 1855–1856, во время
Крымской войны, вступил в Серпуховскую
дружину, включавшую и московское ополчение
(дошла до Бессарабии, в боях не участвовала).
Путешествуя по Европе, в Лондоне
встречался с А.И.Герценом (который,
позднее разойдясь с Аксаковым
из-за поддержки им политики царского
правительства в Польше, говорил
об этой встрече: «Мы с ним очень,
очень сошлись...»), в славянских странах
выступил инициатором создания Славянских
благотворительных комитетов. По возвращении
в Москву Аксаков стал управляющим
конторой журнала «Сельское благоустройство»,
а в 1858–1859, после снятия запрета
на редакторскую деятельность, – фактическим
редактором журнала А.И.Кошелева «Русская
беседа».
С этого времени
Аксаков – ведущий славянофильский
публицист, принявший тезис К.С.Аксакова
о «нравственном равновесии»
в Древней Руси и призывавший
к формированию в России «общества»
– всесословной «среды», одухотворенной
внепартийным «народным сознанием»,
упраздняющей «ненародную» дворянскую
интеллигенцию – придаток государственного
аппарата – и распространяющей его
привилегии «на все сословия». Был издателем-редактором
московских газет «Парус» (1859), «День»
(1861–1865), «Москва», «Москвич» (обе 1867–1868),
«Русь» (1880–1886), столь часто преследовавшихся
властями и закрывавшихся, что Аксакова
называли «страстотерпцем цензуры всех
эпох и направлений». В конце 1850-х годов
сблизился с московским купечеством (в
т.ч. И.Ф. и Н.Ф.Мамонтовыми и известным
издателем К.Т.Солдатенковым, которые
материально поддерживали его издания).
В 1857–1878 Аксаков
– глава Московского славянского
комитета (снят с поста и выслан
из Москвы после выступления на собрании
Московского славянского благотворительного
общества с резкой критикой позиции
российских дипломатов на Берлинском
конгрессе 1878, согласившихся на раздел
Болгарии и передачу части ее под
власть Турции, что ущемило, по мнению
Аксакова, интересы России после окончания
русско-турецкой войны). В 1870–1880-х годах
Аксаков (увлеченный к тому времени
идеями панславизма, в чем признавал
себя его последователем и единомышленником
Ф.М.Достоевский) был тесно связан
с московскими финансовыми кругами;
в 1869 – один из инициаторов создания
Московского купеческого общества
взаимного кредита (в 1847 председатель
совета его правления). Был членом
Общества любителей российской словесности;
в 1872–1874 его председатель. Зять (с 1866)
и почитатель Ф.И.Тютчева, автор биографического
очерка Федор Иванович Тютчев (1874), где
развил полемическую концепцию «пушкинского»
периода русской поэзии, заканчивающегося
со смертью Тютчева; сам был автором
медитативной и проникнутой славянофильским
пафосом лирики, публиковавшейся
в московских изданиях («Москвитянин»,
«Московский литературный и ученый
сборник на 1847 год», «Московский
городской листок» и т.п.): Мы все
страдаем и тоскуем, Странным чувством
объята душа, Русскому поэту, Клеймо домашнего
позора, Усталых сил я долго
не жалел, а также стихотворного
рассказа Зимняя дорога, Поэтическая
вольность (1845) и неоконченной поэмы
Бродяга (1846–1850), оказавшей влияние
на поэму Н.А.Некрасова Кому на Руси
жить хорошо.
В 1860–1880-е годы Аксаков
стремился осмыслить новые тенденции
общественной жизни пореформенной
России в свете идей К.С.Аксакова
и А.С.Хомякова. Аксаков надеялся,
что крестьянская реформа приведет
к сближению сословий в России,
а институт земства будет способствовать
восстановлению органичности общественных
связей, характерной, по убеждению славянофилов,
для истории Руси. Аксаков считал,
что дальнейшее существование дворянского
сословия после 1861 невозможно, и предложил
проект самоупразднения дворянства как
сословия, отмены всех «искусственных
разделений сословий» и распространения
дворянских привилегий на все сословия
России. Идея самоупразднения дворянства
была выдвинута Аксаковым в полемике с
идеологами дворянского конституционализма.
Аксаков вскоре утратил надежды на возможность
быстрого достижения в России бессословной
общественной гармонии, но продолжал выступать
с критикой конституционализма. Требуемая
либеральным дворянством конституция,
по его убеждению, чужда народному духу
и ведет к окончательному разрыву между
народом и властью.
Как и у первых
славянофилов, в воззрениях Аксакова
монархизм сочетался с признанием
необходимости личной и общественной
свободы и несовершенства любых
форм государственности: «Государство,
конечно, необходимо, но не следует
верить в него как в единственную
цель и полнейшую норму человечества.
Общественный и личный идеал человечества
стоит выше всякого... государства, точно
так, как совесть и внутренняя правда стоят
выше закона и правды внешней». В начале
1860-х годов Аксаков формулирует идею «общества».
На его взгляд, в России, покончившей с
крепостным правом, развивается и крепнет
новая социальная сила – «общество», «народ
самосознающий» – по существу, народная
интеллигенция, призванная преодолеть
отчуждение между государством и народом.
«Общество, – утверждал Аксаков, – объединяет
людей всех сословий, оно есть сила именно
социальная и духовная, а не политическая»,
и для нормального ее развития совершенно
необходимы основные свободы (слова, печати,
совести). Но уже в середине 1860-х годов,
наблюдая за социальными процессами в
стране, он приходит к выводу, что «общество»
оказалось «бессильным», неспособным
выполнить столь необходимую для России
объединяющую и творческую миссию. Аксаков
стремился следовать не только общественно-политическим,
но и религиозно-философским идеям первых
славянофилов, продолжил начатый его предшественниками
спор с рационализмом, видя в нем логическое
знание, «отрешенное от нравственного
начала».
Умер Аксаков в
Москве 27 января (8 февраля) 1886.