Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:19, реферат
В настоящее время нередко слышим жалобы, сетования: «В наше время дети относятся к учебе совершенно безразлично», «Дети не внимательны, равнодушны к учебе, у них нет интереса»…Действительно, отсутствие интереса – основная причина неуспешности. Но как повысить интерес? Как увлечь познанием нового?
Активизация мыслительной деятельности учащихся.
В настоящее время нередко слышим жалобы, сетования: «В наше время дети относятся к учебе совершенно безразлично», «Дети не внимательны, равнодушны к учебе, у них нет интереса»…Действительно, отсутствие интереса – основная причина неуспешности. Но как повысить интерес? Как увлечь познанием нового? Изучение интереса позволяет ответить на вопросы: какие потребности побуждают человека к действию, вызывают активность? каковы особенности целеустремленной личности?
что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как наилучшим способом спланировать виды деятельности на уроке?
Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке необходимо учитывать учебные возможности каждого, следовательно правильно подбирать уровень сложности заданий, использовать все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: создавать проблемные ситуации, активизировать самостоятельное мышление, организовать сотрудничество учеников на уроке, выстраивать позитивные отношения с классом, проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят. Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ученика независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных задач. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком смысле этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их мыслительной деятельности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.
Есть ученики со слабо развитыми мотивами, в работе с ними без использования внешнего стимулирования не обойтись. Источник активности человека, его потребности, побуждение к активности появляется, когда человек хочет удовлетворить ту или иную свою потребность. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение учащихся к учебной деятельности, развивать стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Высокая мыслительная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения.
Все, что ее повышает, пробуждает познавательный интерес, может быть включено в урок: новые необычные факты, яркие наглядные пособия использую головоломки, загадки и игры.
Мыслительная деятельность ученика зависит от наличия трех компонентов мышления: уровня сформированности элементарных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения и аналогии, классификации ; уровня активности и неординарности мышления, которые проявляются в различных вариантах решения и в выдвижении нестандартных идей; уровня организованности и целенаправленности мышления, которые проявляются в умении выделить существенное в явлениях и сознании собственных способов мышления. Ученик, имеющий названные качества мышления, может преодолеть трудности в овладении учебным материалом. Следовательно, задача учителя сводится к формированию указанных составляющих мышления.
Использование информационно – коммуникационной технологии на уроках чувашского языка и литературы проявляет большой интерес к учащимся. Нет на моих уроках скучающих лиц, все с большим увлечением анализируют художественное произведение, дают свои характеристики литературным героям. Я не навязываю свое мнение, с уважением отношусь к высказываниям каждого ученика. И стараюсь, чтобы вывод, общее мнение вырабатывалось совместными усилиями всего класса. Стараюсь умело пользоваться формами самостоятельной работы над художественным текстом. Например, учащимся 7 класса предлагаю готовиться к анализу рассказа. Предварительно, за несколько дней до занятия, учащиеся получают карточки с вопросами для обдумывания. Пусть учащиеся этого возраста еще не могут глубоко раскрыть художественные особенности произведения, но они пытаются понять текст, стараются вникнуть в описанное, вместе с героями переживают радость и горе и испытывают лишения. Такие задания заставляют учащихся не раз перечитать отдельные эпизоды, задуматься над прочитанным, отказаться от книжных схематических характеристик героев.
На всех уроках постоянно стараюсь использовать наглядность: таблицы, схемы, плакаты, ИКТ и т.д. За годы работы в школе я накопила определенную картотеку творческих находок: это дидактические материалы, лото, тесты, наборы карточек для самостоятельных работ, кроссворды , рисунки на разные темы.
Сейчас преподавание истории стало невозможно без знаний на уровне анализа, сопоставления, обобщения (вопросов репродуктивного характера достаточно в школьных учебниках), позволяющих дать толчок дальнейшей работе мысли, творчеству, поиску, способствующих побуждению и оформлению устойчивого интереса к изучению тех или иных проблем.
Я организую учебный процесс в технологии развивающего обучения.
В 5-х классах я уделяю особое внимание повторительно – обобщающим урокам в нетрадиционной форме. Через игру и занимательные задания. Проблемный метод позволяет максимально концентрировать внимание школьников на проблемном задании в процессе самых разнообразных форм работы на уроке, приводит в систему мыслительную деятельность. Он позволяет легко понять причины неудач Крестовых походов, так как – это было военно-колониальное движение западноевропейских феодалов в страны Восточного средиземноморья.
На уроках Истории России в 10-х классах развитие мыслительной деятельности осуществляется через решение проблемно-поисковых заданий и задач.
Информация о работе Активизация мыслительной деятельности учащихся