Александр
Александрович Блок
1880-1921
Биография:
- Александр
Блок, величайший русский поэт и
драматург, один из наиболее ярких представителей
русского Символизма, литературного
направления, оказавшего глубокое влияние
на всю последующую русскую и мировую
литературу.
- Его отцом
был известный юрист, но родители разошлись
еще до рождения сына. Мать Блока — дочь
ректора Санкт-Петербургского университета
Андрея Бекетова. Вскоре после рождения
Александра, мать поэта ушла от мужа. Девятилетний
Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадерских
казармах, расположенных на окраине Петербурга,
на берегу Большой Невки. В этот же год
Александр Блок отдан в Введенскую гимназию.
В 1897 году, очутившись с матерью за границей,
в немецком курортном городке Бад Наугейме,
Блок пережил первую сильную юношескую
влюблённость в Ксению Садовскую. Она
оставила глубокий след в его творчестве.
- В 1898 году
окончил гимназию, поступил на юридический
факультет Петербургского университета.
Через три года перевелся на славяно-русское
отделение историко-филологического
факультета, которое окончил в 1906
году. В университете Блок знакомится
с Сергеем Городецким и с Алексеем
Ремизовым.
- Первые
стихи Блок написал в пять лет. В 10 лет
Александр Блок написал два номера журнала
«Корабль». С 1894 по 1897 год он вместе с братьями
писал рукописный журнал «Вестник». С
детства Александр Блок каждое лето проводил
в подмосковном имении деда Шахматово.
В 8 км находилось имение друга Бекетова,
великого русского химика Дмитрия Менделеева
Боблово. В 16 лет Блок увлёкся театром.
В Петербурге Александр Блок записался
в театральный кружок. Однако после первого
успеха ролей в театре ему больше не давали.
В 1903 году Блок
женился на
Любови Менделеевой,
дочери
Д. И. Менделеева,
героине его
первой книги
стихов «Стихи о
Прекрасной
Даме». Известно что Александр Блок испытывал
к жене сильные чувства, но периодически
поддерживал связи с различными женщинами:
одно время это была актриса Наталья Николаевна
Волохова, потом — оперная певица Андреева-Дельмас.
Любовь Дмитриевна тоже позволяла себе
увлечения. На этой почве у Блока возник
конфликт с Андреем Белым, описанный в
пьесе «Балаганчик». Белый, считавший
Менделееву воплощением Прекрасной Дамы,
был страстно влюблён в неё, но она не ответила
ему взаимностью. Впрочем, после первой
мировой войны отношения в семье Блоков
наладились, и последние годы поэт был
верным мужем Любови Дмитриевны.
Семейная
жизнь
Александра
Блока:
Александр
Блок в Первую Мировую
войну.
Первая мировая,
начавшаяся летом 1914 г., с самого начала
вселяла в Блока зловещие предчувствия.
«Казалось на минуту, — писал он позже
о войне, — что она очистит воздух; казалось
нам, людям чрезмерно впечатлительным;
на самом деле она оказалась достойным
венцом той лжи, грязи и мерзости, в которых
купалась наша родина...» В следующие годы
записные книжки Блока пестрят такими
записями: «Дурные вести с войны», «Плохо
в России», «На войне все хуже», «Страшные
слухи». Но как раз в это время общество
безмолвно признало за Блоком право называться
первым поэтом России. Все издания его
стихов становились литературным событием
и мгновенно расходились. Небольшой томик
«Стихи о России», изданный в мае 1915г.,
имел невероятно шумный успех. В апреле
1916 г. Блок был призван в армию. Правда,
на фронт он не попал, а благодаря хлопотам
знакомых был определен писарем в 13-ю инженерно-строительную
дружину Союза земств и городов. Дружина
была расквартирована в прифронтовой
полосе, в районе Пинских болот, и занималась
сооружением запасных оборонительных
позиций. Блок все время находился при
штабе.
Александр
Блок и революция 1917
года.
- В Петербург
Александр Блок вернулся в марте
1917 г. уже после Февральской революции.
Его назначили секретарем Чрезвычайной
следственной комиссии, только что
учрежденной Временным правительством
для расследования противозаконных
действий прежних царских министров
и высших чиновников.
- Тетка
Блока Бекетова писала позже: «Переворот
25 октября Блок встретил радостно, с
новой верой в очистительную
силу революции... Он ходил молодой,
веселый, бодрый, с сияющими глазами
и прислушивался к той "музыке
революции", к тому шуму падения
старого мира, который непрестанно,
по его собственному свидетельству,
раздавался у него в ушах». «Крушение
старого мира» — это тема всей
жизни Блока. С первых лет своего
творчества он был охвачен предчувствием
конца мира, тема гибели присутствует
во всех его произведениях. Революция
не была для Блока неожиданностью.
Можно сказать, он ждал и предсказывал
ее еще задолго до того, как она
назрела, и готовился принять
революцию во всей ее страшной реальности.
Уже в 1908 г. на заседании религиознофилософского
общества Блок прочел два нашумевших
доклада: «Россия и интеллигенция»
и «Стихия и культура». В «России
и интеллигенции» Блок говорит, что
в России «есть действительно» не
только два понятия, но и две реальности:
«народ и интеллигенция; полтораста
миллионов с одной стороны
и несколько сот тысяч с
другой; люди, взаимно друг друга
не понимающие в самом основном».
- Между
народом и интеллигенцией — «непреодолимая
черта», которая определяет трагедию
России. Пока стоит такая застава,
интеллигенция осуждена бродить, двигаться
и вырождаться в заколдованном
кругу. Без высшего начала неизбежен
«всяческий бунт и буйство, начиная
от вульгарного "богоборчества" декадентов
и кончая откровенным самоуничтожением
— развратом, пьянством, самоубийством
всех родов». Интеллигенция, все более
одержимая «волей к смерти», из чувства
самосохранения бросается к народу,
искони носящему в себе «волю к
жизни», и наталкивается на усмешку
и молчание, «а, может быть, на нечто
еще более страшное и неожиданное...»
В «Стихии и культуре» эта
мысль еще более заострена. Блок
рисует образную картину: интеллигенция
бесконечно и упорно строит свой муравейник
культуры на «не отвердевшей коре»,
под которой бушует и волнуется
«страшная земная стихия — стихия
народная», неукротимая в своей
разрушительной силе.
- Теперь,
через десять лет, в статье «Интеллигенция
и революция» (начало 1918 г.) и докладе
«Крушение гуманизма» (апрель 1919 г.)
Блок довел свои выводы до логического
конца. Четыре последних века, писал
он, Европа развивалась под знаком
гуманизма, лозунгом которого был человек,
свободная человеческая личность. Но
в тот момент, когда личность перестала
быть главным двигателем европейской
культуры, когда на арене истории
появилась новая движущая сила —
массы — наступил кризис гуманизма.
Он умер вместе с Шиллером и Гёте,
которые были «последними из стаи
верных духу музыки» (под музыкой
Блок понимал первооснову и сущность
бытия, своего рода высшую гармонию жизни).
XIX в. теряет цельность и единство
культуры, дух музыки отлетает от него,
с чудовищной быстротой развивается
механическая цивилизация, «устраняется
равновесие между человеком и
природой, между жизнью и искусством,
между наукой и музыкой, между
цивилизацией и культурой — то
равновесие, которым жило и дышало
великое движение гуманизма». Музыка
покинула «цивилизованное» человечество
и вернулась в ту стихию, из которой
возникла, — в народ, в варварские
массы. «Массы, не владея ничем кроме
духа музыки, оказываются теперь хранителями
культуры». Блок с поразительной
остротой предчувствовал, что грядет
новая, жестокая антигуманная эпоха, когда
на место «человека гуманного, общественного
и нравственного» придет новый человек
— «человек-животное», «человек-растение»,
одаренный «нечеловеческой жестокостью»
и стремящийся «жадно жить и действовать»,
глухой к мелодии об «истине, добре
и красоте
- И
тем не менее Блок объявлял,
что он с этим человеком!
К старому «гуманному» миру
он не испытывал не малейшей
симпатии. Этот мир гибнет за
«измену музыке», за роковую
немузыкальность (пошлость, серость).
И отсюда вывод Блока — нужно
принять жестокость нового мира,
каких бы жертв это ни стоило,
и слепо отдаться стихии музыки,
ибо только музыка спасет человечество
от гибели в тисках «цивилизации».
В дневнике его этих дней
есть такая запись: «Ясно, что
восстановить... права музыки можно
было только изменой умершему...
Но музыка еще не помирится
с моралью. Требуется длинный
ряд антиморальный. Требуется
действительно похоронить отечество,
честь, нравственность, право, патриотизм
и прочих покойников, чтобы музыка
согласилась примириться с миром».
В Октябрьской революции Блок
увидел последнее, победное восстание
«стихии», «окончательное разрушение»,
«мировой пожар». В слове «революция»
он, по его словам, ощущал нечто
«страшное»: беспощадность народной
расправы, большую кровь и невинные
жертвы. В темном зеркале «музыки»
он увидел торжество «стихии»:
черную ночь, белый снег, красный
флаг, красную кровь на снегу
и вьюгу, вьюгу, вьюгу... Все
эти мысли, ощущения, наблюдения
и предчувствия воплотились в
последнем великом творении Блока
— «Двенадцать». Поэма эта питалась
восторгом гибели. Он воспел здесь
именно то, от чего в свое
время с ужасом отшатнулся
Пушкин — русский бунт, «бессмысленный
и беспощадный». Центральной темой
поэмы о революции он сделал
историю уголовного преступления
— ненужное и случайное убийство
проститутки Катьки.
Мотивы
лирики А.А.Блока.
- Творчество
Александра Блока — великого поэта
начала XX века — одно из самых примечательных
явлений русской поэзии. По силе
дарования, страстности отстаивания
своих воззрений и позиций, по
глубине проникновения в жизнь,
стремлению ответить на самые большие
и насущные вопросы современности,
по значительности новаторских открытий,
ставших неоценимым достоянием русской
поэзии, Блок является одним из тех
деятелей нашего искусства, которые
составляют его гордость и славу.
- Крайне
существенно и то, что большая
патриотическая тема, тема Родины и
ее судеб, входит в лирику Блока одновременно
с темой революции, захватывающей
поэта до самых потаенных глубин
его души и породившей строй совершенно
новых чувств, переживаний, стремлений,
возникавших словно при грозовых
разрядах, в их ослепительном свете,
— и тема Родины становится в
творчестве Блока основной и главнейшей.
Одно из самых ‘примечательных его
стихотворений, написанных в дни
революции 1905 года и вдохновленных
ею, — «Осенняя воля». В этом стихотворении,
за которым последует и огромный
по своему внутреннему значению и
художественному совершенству цикл
«Родина», глубоко сказались те переживания
и раздумья поэта, которые придали
его лирике новые и необычайно
важные черты.
- Вся та
же, прежняя, а вместе с тем и
совершенно иная красота родной земли
открылась поэту в самой неприметной
для «иноплеменного взора» равнине,
не поражающей ни яркими цветами, ни пестрыми
красками, спокойной и однообразной,
но неодолимо привлекательной в
глазах русского человека, как это
остро почувствовал и передал
поэт в своем стихотворении:
- Выхожу
я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.
Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали…
- Его лирика
стала сильнее его самого. Это
яснее всего выражено в его
стихах о любви. Сколько бы он ни
твердил, что женщины, которых мы
любим, картонные, он вопреки своей
воле видел в них и звезды, чувствовал
в них нездешние дали, и —
сколько бы сам ни смеялся над
этим — каждая женщина в его
любовных стихах сочеталась для него
с облаками, закатами, зорями, каждая
открывала просветы в Иное, поэтому
он и создает свой первый цикл —
«Стихи о Прекрасной Даме». Прекрасная
Дама — воплощение вечной женственности,
вечный идеал красоты. Лирический герой
— служитель Прекрасной Дамы, ожидающий
грядущего преображения жизни.
Надежды на пришествие «вечной женственности»
свидетельствуют о неудовлетворенности
Блок действительностью:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…
- Прекрасная
Дама, единая и неизменная в своем
совершенстве, в своей дивной
прелести, вместе с тем постоянно меняет
черты и является перед своим рыцарей
и слугой то «Девой, Зарей», то «Женой,
облеченной в солнце», и это к ней
взывает поэт в чаянии времен, предреченных
в старинных и священных книгах:
Тебе, чей Сумрак был так ярок,
Чей голос тихостью зовет, —
Приподними небесных арок