Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:50, контрольная работа
В данной работе мы проведем анализ сказки Л.Е. Шварца «Сказка о потерянном времени» и докажем, что она действительно является детским произведением.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ФГБОУ ВПО) «ЧГПУ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ С ОСНОВАМИ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
АНАЛИЗ ДЕТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Челябинск, 2012
В данной работе мы проведем анализ сказки Л.Е. Шварца «Сказка о потерянном времени» и докажем, что она действительно является детским произведением.
Данная сказка адресована младшим школьникам, дети знакомятся с этим произведением в 3-4 классе, а главный герой Петя Зубов – ученик третьего класса, кроме того, все второстепенные герои, кроме злых волшебников, также ученики начальных классов. По своей тематике произведение соответствует детскому возрасту, и имеет небольшой объем.
В произведении автор использует множество глаголов, все повествование основано на непрекращающемся движении:
И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул: – Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко!
Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Морщины покрыли сеткою лицо.
Так Петя думал и шагал, шагал и думал, и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес. И шел он по лесу, пока не стемнело.
Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков-школьников.
Погружая в атмосферу сказочности (тут мы видим и превращение, и злых волшебников и волшебниц, и счастливое спасение), автор предлагает юному читателю задуматься над вопросами: что такое хорошо? и что такое плохо?; на примерах из жизни героев демонстрирует, как должен себя вести человек воспитанный и добрый:
Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею».
Опаздывать – плохо.
Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
Терять понапрасну время – плохо.
Вот мчится красная пожарная машина, а в машине старик – начальник пожарной охраны города. Этот, конечно, никогда в жизни не терял времени понапрасну.
Не терять время, хорошо учиться и достичь чего-то в жизни – хорошо.
А школьники, как нарочно, попались вежливые, воспитанные, просят стариков, уговаривают:
Уступить в транспорте место старшим, а значит быть вежливым – хорошо.
Еще одной специфической чертой детской книги является то, что текст сказки напечатан крупным шрифтом, а иллюстрации занимают 2/3 страницы:
|
|
Это сказка обо всем: о том, как надо и не надо себя вести, о том, что дружба, целеустремленность и смелость помогут найти выход из любой ситуации, о том, что труд человека кормит, а лень портит, о том, как добро побеждает и зло. Воспитательная цель состоит в том, что автор хочет донести до маленького читателя эти простые истины.
Произведение является художественным и, в то же время, познавательным (Сказка – ложь, да в ней намек.):
Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
Произведению присущ кинематографизм. Обилие глаголов, множество диалогов и небольшая часть описаний, обеспечивают динамику сюжета, главные герои постоянно находятся в движении: бегут, ищут друг друга, спасают потерянное время.
Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий.
Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взялись все трое за руки, побежали искать последнего своего товарища.
Тихо-тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать встали они у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и – раз, два, три – закрутил их обратно, справа налево.
Оптимизм так же является основной чертой детских произведений, иными словами счастливый конец обеспечен, и автор наглядно нам его демонстрирует:
– К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.
Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.
Ну, и, конечно же, юмор, тоже неотъемлемая часть детских произведений (в данной сказке он тоже присутствует):
Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на «колбасе» висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает.
ВЫВОД: все специфические черты, присущие детской литературе, реализованы автором данной сказки, таким образом, мы можем с уверенностью утверждать, что «Сказка о потерянном времени» действительно является детским произведением.
2