Анализ детского произведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:50, контрольная работа

Описание

В данной работе мы проведем анализ сказки Л.Е. Шварца «Сказка о потерянном времени» и докажем, что она действительно является детским произведением.

Работа состоит из  1 файл

кр литература.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВПО) «ЧГПУ»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ С ОСНОВАМИ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

АНАЛИЗ ДЕТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2012

В данной работе мы проведем анализ сказки Л.Е. Шварца «Сказка о потерянном времени» и докажем, что она действительно является детским произведением.

Данная сказка адресована младшим школьникам, дети знакомятся с этим произведением в 3-4 классе, а главный герой Петя Зубов – ученик третьего класса, кроме того, все второстепенные герои, кроме злых волшебников, также ученики начальных классов. По своей тематике произведение соответствует детскому возрасту, и имеет небольшой объем.

В произведении автор использует множество глаголов, все повествование основано на непрекращающемся движении:

И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул:                    – Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко!

Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Морщины покрыли сеткою лицо.

 

Так Петя думал и шагал, шагал и думал, и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес. И шел он по лесу, пока не стемнело.

 

Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков-школьников.

 

Погружая в атмосферу сказочности (тут мы видим и превращение, и злых волшебников и волшебниц, и счастливое спасение), автор предлагает  юному читателю задуматься над вопросами: что такое хорошо? и что такое плохо?; на примерах из жизни героев демонстрирует, как должен себя вести человек воспитанный и добрый:

Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею».

Опаздывать – плохо.

Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Терять понапрасну время – плохо.

Вот мчится красная пожарная машина, а в машине старик – начальник пожарной охраны города. Этот, конечно, никогда в жизни не терял времени понапрасну.

Не терять время, хорошо учиться и достичь чего-то в жизни – хорошо.

А школьники, как нарочно, попались вежливые, воспитанные, просят стариков, уговаривают:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    – Да садитесь же! Вы за свою долгую жизнь наработались, устали. Сидите теперь, отдыхайте.                                                                                                                                      

Уступить в транспорте место старшим, а значит быть вежливым  – хорошо.

Еще одной специфической чертой детской книги является то, что текст сказки напечатан крупным шрифтом, а иллюстрации занимают 2/3 страницы:

 

 

Это сказка обо всем: о том, как надо и не надо себя вести, о том, что дружба,  целеустремленность и смелость помогут найти выход из любой ситуации, о том, что труд человека кормит, а лень портит, о том, как добро побеждает и зло. Воспитательная цель состоит в том, что автор хочет донести до маленького читателя эти простые истины.

Произведение является художественным и, в то же время, познавательным (Сказка – ложь, да в ней намек.):

Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Произведению присущ кинематографизм. Обилие глаголов, множество диалогов и небольшая часть описаний, обеспечивают динамику сюжета, главные герои постоянно находятся в движении: бегут, ищут друг друга, спасают потерянное время.

Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий.

Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взялись все трое за руки, побежали искать последнего своего товарища.

Тихо-тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать встали они у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и – раз, два, три – закрутил их обратно, справа налево.

Оптимизм так же является основной чертой детских произведений, иными словами счастливый конец обеспечен, и автор наглядно нам его демонстрирует:

– К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.

Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.

Ну, и, конечно же, юмор, тоже неотъемлемая часть детских произведений (в данной сказке он тоже присутствует):

Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на «колбасе» висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает.

ВЫВОД: все специфические черты, присущие детской литературе, реализованы автором данной сказки, таким образом, мы можем с уверенностью утверждать, что «Сказка о потерянном времени» действительно является детским произведением.

2

 



Информация о работе Анализ детского произведения