Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:13, сочинение
Поэма «Мцыри» (1839), также выросшая из раннего творчества поэта, была закончена после «Демона». Это обстоятельство приобретает особое значение, так как дает представление о логике художественного развития Лермонтова. Проблематика «Мцыри» связана с центральными темами лермонтовского творчества. Это дальнейшее развитие и до известной степени завершение многолетних раздумий поэта над характером романтического героя и принципами его изображения.
В ряде случаев Мцыри напоминает Демона мятежностью, силой духа, трагической невозможностью реализовать свои порывы к освобождению. Но в то же время Мцыри и противопоставлен Демону. В нем нет ничего эгоистического, нет космического отрицания, он не наделен чертами исключительности, таинственности. Бунт Мцыри не направлен на разрушение нравственных норм и человеческих традиций.
Анализ поэмы «Мцыри»
Поэма «Мцыри» (1839), также выросшая из раннего творчества поэта, была закончена после «Демона». Это обстоятельство приобретает особое значение, так как дает представление о логике художественного развития Лермонтова. Проблематика «Мцыри» связана с центральными темами лермонтовского творчества. Это дальнейшее развитие и до известной степени завершение многолетних раздумий поэта над характером романтического героя и принципами его изображения.
В ряде случаев Мцыри напоминает Демона мятежностью, силой духа, трагической невозможностью реализовать свои порывы к освобождению. Но в то же время Мцыри и противопоставлен Демону. В нем нет ничего эгоистического, нет космического отрицания, он не наделен чертами исключительности, таинственности. Бунт Мцыри не направлен на разрушение нравственных норм и человеческих традиций. Монастырь, куда попадает маленький пленник, вовсе не является злой, угрюмой средой. Напротив, монахи были добры к мальчику. И все же он не может оставаться там, потому что это противно всему его существу, даже не сознанию, а его «естественной» натуре. Он стремится
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Это не поиски иной культурной среды (как было у пушкинского Алеко). Мцыри жаждет вернуться к самому себе, в естественный для него простой и понятный мир, в родную, близкую природу, противопоставленную чужому миру, где человек может быть угнетен человеком, где подавляется естественное чувство личности. Вот почему в поэме природа занимает такое большое место, являясь своеобразным действующим лицом, активным началом, в котором Мцыри видит спасение и залог возрождения. Оказавшись на воле, юноша ощущает органическое слияние с природой, как бы погружение в нее. Он понимает ее тайный язык:
«Мне было свыше то дано».
И бой с барсом не воспринимается как единоборство с противником, ибо Мцыри ощущает себя частичкой того же самого мира:
«Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков».
Однако побег Мцыри был трагически обречен. Оказывается, все три дня он блуждал в окрестностях монастыря. Родина осталась по-прежнему недостижимой. Путь героя оказался замкнутым по кругу. В «Мцыри» заметно влияние грузинского фольклора. Эпизод борьбы с барсом основан на мотивах грузинской народной песни, отразившейся также в бессмертной поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Лермонтову в соответствии с его замыслом очень важно было показать, что физически слабый юноша оказывается победителем в схватке благодаря могуществу его духа, неудержимому стремлению к свободе. Однако победить судьбу ему не удалось.
Поэма в основной своей
части представляет монолог Мцыри
— его исповедь, что является
одной из характерных особенностей
романтической поэмы. Форма исповеди
(она была использована и в «Демоне»)
давала возможность глубоко и
правдиво раскрыть внутренний мир героя.
Показательно, что в исповеди Мцыри
вместо традиционного покаяния, раскаяния
в грехах звучат смелый вызов и
утверждение внутренней правоты
человека, готового за несколько минут
вольной и свободной жизни
променять «рай и вечность». Эмоциональный
тон исповеди Мцыри находит выражение
не только в экспрессивной лексике
и синтаксической усложненности
его рассказа, но и в характере
рифм поэмы: Лермонтов использовал
только мужские рифмы. Белинский
специально подчеркивал своеобразие
ритма стиха: он «отрывисто падает,
как удар меча, поражающего свою
жертву. Упругость, энергия и звучное
однообразие падения его
В своих поэмах Лермонтов поднимал большие проблемы философского, социального и психологического характера, отвечающие запросам современной ему жизни, когда так важно было
«Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родились мы».
Несомненное общественно-политическое и литературное значение имело раскрытие кризиса индивидуалистического сознания героя-одиночки, поиски новых, положительных начал в русской жизни, связанных с народным сознанием. Глубокое постижение трагических исканий героев своего времени, противоречий в их мироощущении и внутреннем мире помогло Лермонтову в создании психологической прозы.