Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:49, творческая работа
Произведение "Ворон" было написано в 1944 году, в период пребывания писателя за границей. Рассказ входит в цикл произведений "Тёмные аллеи".
Произведение ”Ворон” было написано в 1944 году, в период пребывания писателя за границей. Рассказ входит в цикл произведений ”Темные аллеи”.
Фабула
Главной темой рассказа является несчастная любовь. В рассказе Бунина «Ворон» рассматривается любовный треугольник, состоящий из девушки и влюбленных в неё отца и сына. То есть в треугольник образует три связи: сын - девушка, отец - девушка, сын - отец. Эти связи по отдельности достаточно тривиальны: любовь двух молодых людей, любовь стареющего человека к молодой девушке, взаимоотношения отца с сыном. Но, когда эти связи переплетаются в одном произведении, закручиваются в общий треугольник, то получается уже совершенно небанальный рассказ с нотками драмы. Подобные треугольники можно найти в русской литературе: например в романе Достоевского «Братья Карамазовы.
Пространство и время
Действие рассказа начинается
ранней весной. Автор не случайно выбрал
это время, весна, как известно,
пора любви. В этот период все
в природе просыпается, так и
у главного героя сердце "встрепенулось"
от зимней спячки, оно жаждало любви,
которая не заставила себя ждать.
Приехав домой, герой находит
в доме новую няню для своей
младшей сестры Лили. Заканчивается
рассказ тем, что проходит время,
и главный герой приезжает
в Петербург и однажды
Композиция
Интересна композиционная структура произведения . Повествование начинается с портретного описания отца героя: "Отец мой похож был на ворона". И заканчивается также описанием внешности бывшей возлюбленной: "Она, держась легко и стройно, в высокой прическе белокурых волос, оживленно озиралась кругом". Такое особенное, кольцевое, построение позволяет придать завершенность произведению.
Композицию рассказа условно можно разделить на 3 части.
Первая часть: предыстория жизни семьи героя и описание его отца. Интересно, что в этом рассказе Бунина предыстория вообще присутствует (часто в цикле «Темные аллеи» читатель сразу «попадает» в действие рассказа). Герой упоминает свою умершую мать и говорит о том, что у него сестра Лиля. Большая же часть предыстории посвящена как раз описанию отца, похожего на ворона. Хотя эту первую часть мы условно назвали предысторией, она тоже начинается резкой и неожиданной фразой: «Отец мой похож был на ворона». Рассказчик объясняет сходство отца с вороном внешним видом.
Вторая часть начинается со слов «В том году встретило меня, однако, дома нечто совсем неожиданное». Мы видим, как изменился дом, отец с приездом гувернантки. И мы понимаем, что отец питает к девушке какие-то особые чувства, недаром произошли такие большие перемены: он пьет чай за общим столом, «пытается шутить» и т.д. Отец уже и косо посматривает на сына: «чувствовал, что за этим мучительным старанием не видеть меня, а слушать отца и следить за злой, непоседливой, хотя и молчаливой Лилей, скрыт был совсем иной страх, - радостный страх нашего общего счастья быть возле друг друга». От отца слышаться и странные намеки на красивые гардеробы девушки и на то, что он мало оставит сыну наследства. Но во второй части всё это лишь намеки.
Однако в третьей части, которая начинается с поцелуя героев, мы видим значительные перемены. Как это свойственно Бунину в цикле рассказов «Темные аллеи» после поцелуя отношения героев резко меняются. Поцелуй происходит во время грозы. Всё меняется после поцелуя: «Не было после того ни единого дня без наших ежечасных, будто бы случайных встреч то в гостиной, то в зале, то в коридоре, даже в кабинете отца, приезжавшего домой только к вечеру, - этих коротких встреч и отчаянно-долгих, ненасытных и уже нестерпимых в своей неразрешимости поцелуев. И отец, что-то чуя, опять перестал выходить к вечернему чаю в столовую, стал опять молчалив и угрюм. Но мы уже не обращали на него внимания, и она стала спокойнее и серьезнее за обедами». После второго поцелуя героев всё опять переворачивается, но уже не в лучшую сторону. Отец велит сыну уехать.
Герой не осмеливается ослушаться отца и уезжает. Скорее всего, здесь действует именно практическое соображение - лишение наследства, он выбирает не любовь, а обеспеченное будущее. Но ведь и героиня, выходя замуж за отца героя, делает точно такой же выбор..
В конце рассказа мы видим, что героиня кажется вполне довольной своим положением. И рассказчик, глядя на нее, не вспоминает их любовь, он просто описывает её, никак не говоря о своих чувствах к ней.
Повествование.
Повествование ведется от первого лица, что позволяет показать героя не только в действии, но и раскрыть его внутренний мир, обнажить его чувства и переживания: "а я погибал в пустом, тихом доме от непрестанного, мучительного желания видеть, целовать и прижимать к себе ее:". Ярка и своеобразна речь героев, она играет важную роль в создании их образов, позволяет более тонко почувствовать характеры "ворона", Елены Николаевны, главного героя. Его речь контрастна, многогранна, страстна и насквозь пропитана возвышенным чувством. Она отражает боль и любовь, радость и печаль, дополняя действиями страсти. Как и большинство молодых людей, он горяч, нетерпелив и ослеплен чувством, которое в будущем принесет много страданий. Елена Николаевна, в отличие от своего возлюбленного, немногословна, ее речь кратка, неэмоциональна и полностью отрицает характер героини. Речь "ворона" суха и имеет приказной оттенок, видно, что сам хозяин - натура властная и черствая. ": То и дело что-нибудь говорил - медлительно, но говорил, - обращаясь, конечно, только к ней, церемонно называя ее по имени-отчеству:", - говорил главный герой. Эти строки подтверждают, что Елена Николаевна с самого начала стала жертвой черного "ворона.
Образ “Ворона”
Отец героя, бесспорно, является ключевой фигурой в рассказе: «высокий, плотный, немного сутулый, грубо-черноволосый, темный длинным бритым лицом, большеносый, был он и впрямь совершенный ворон - особенно когда бывал в черном фраке, сутуло и крепко стоял возле какого-нибудь киоска, поводил своей большой вороньей головой, косясь блестящими вороньими глазами на танцующих…». Очень ярко создается автором образ "ворона". Бунин не называет читателю ни имени, ни фамилии отца, для него он просто "ворон". И не случайно. Ворон - вор он, ворующий все, что попадется на глаз. Так и родной отец украл у сына самое дорогое в жизни – любовь.
Отец противопоставлен своему окружению дважды в рассказе. Первый раз это благотворительный вечер: «поводил своей большой вороньей головой, косясь блестящими вороньими глазами на танцующих, из подходящих к киоску, да и на ту боярыню, которая с чарующей улыбкой подавала из киоска плоские фужеры желтого дешевого шампанского крупной рукой в бриллиантах, - рослую даму в парче и кокошнике, с носом настолько розово-белым от пудры, что он казался искусственным». И второй раз это конец рассказа: «Он, во фраке, сутулясь, вороном, внимательно читал, прищурив один глаз, программу. В обоих случаях мы видим, что отец противопоставлен девушке, рядом с которой находится. Она - нарядная, оживленная, он же - «вороном». Но при этом отец выглядит живым, естественным, хотя и хмурым. А вот девушка, находящаяся рядом с ним, выглядит несколько искусственно, деланно. Несмотря на то, что рассказчик сравнивает отца только по внешним чертам с вороном, мы можем рассмотреть образ ворона в целом. Ворон в народной традиции, с одной стороны, символ мудрости и долголетия, с другой - черная, греховная птица с пронзительным и страшным криком, предвещающая смерть и несчастье. В Библии ворон проклят Ноем; символ ада, в противовес голубю. То есть ворон достаточно мрачный, недобрый образ, но наделенный мудростью. И мы видим, что отец рассказчика хмурый и неласковый человек. В рассказе дважды упоминается Наполеон - картинка в журнале и название пасьянса. Первый раз рассказчик вспоминает отца, проводя свои «птичьи» сравнения, второй раз - слушает разговор отца с гувернанткой. Возможно, есть какое-то сравнение отца с Наполеоном. В антитезу образу отца- «ворона» можно поставить образ гувернантки, отчасти похожей на голубя - она худенькая, белокурая, робкая. Сестра рассказчика тоже маленький «ворон» - черноглазая, темноволосая, страшно капризная и очень требовательная. Но и она не лишена фантазии, таланта - рисует какие-то сказочные города, когда болеет.