Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 13:00, реферат
Древнерусская литература—это предмет, который требует к себе особого внимания, сосредоточенности мысли, духовного развития и стремление к Богу. Писатели древних времен к своим трудам подходили очень ответственно, писали их для духовного и нравственного назидания народа. Все творения пропитаны духовностью, наставлением на путь духовного совершенствования и стремления к Богу, ибо Он есть истина, необходимая для познания каждому человеку. Подходя к изучению древнерусской литературы, человек должен хорошо знать культуру и быт того времени в котором было написано то или иное произведение. Не правильно считать, что древнерусская литература это всего лишь описание исторических лиц или событий, но весь сюжет произведений пронизан христианством. Так мы видим назидательный характер «Сказания о Борисе и Глебе».
I. Введение
II. Из истории «Слова о Законе и Благодати»
III. Тема русского христианского мировоззрения в произведении
IV. Заключение
Содержание
I. Введение
II. Из истории «Слова о Законе и Благодати»
III. Тема русского христианского мировоззрения в произведении
IV. Заключение
I. Древнерусская литература—это предмет, который требует к себе особого внимания, сосредоточенности мысли, духовного развития и стремление к Богу. Писатели древних времен к своим трудам подходили очень ответственно, писали их для духовного и нравственного назидания народа. Все творения пропитаны духовностью, наставлением на путь духовного совершенствования и стремления к Богу, ибо Он есть истина, необходимая для познания каждому человеку. Подходя к изучению древнерусской литературы, человек должен хорошо знать культуру и быт того времени в котором было написано то или иное произведение. Не правильно считать, что древнерусская литература это всего лишь описание исторических лиц или событий, но весь сюжет произведений пронизан христианством. Так мы видим назидательный характер «Сказания о Борисе и Глебе». Эти два святых мученика-страстотерпца дали пример для подражания всему человечеству, пример стойкости в вере и любви к своей Родине. «Поучение Владимира Мономаха»-это прямое наставление русскому народу, которое учит нас христианской жизни, излагает правила, необходимые для нашего спасения. Наиболее интересным для нас является «Слово о законе и благодати», написанное святителем Илларионом.
В этом Слове святитель говорит сначала о законе, данном через Моисея. Как повествует об этом Священное Писание: «От Чермного моря евреи все время шли по пустыне. Они остановились станом у горы Синай (Синай и Хорив - две вершины одной и той же горы). Здесь Моисей взошел на гору, и Господь сказал ему: "Так скажи сынам израилевым: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом". Когда Моисей сошел с горы, он передал народу волю Божию. Евреи отвечали: "Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны".
Господь повелел Моисею приготовить народ к третьему дню для принятия Закона Божия. Евреи постом и молитвою готовились к этому дню. На третий день, который был пятидесятым от еврейской Пасхи, то есть от исхода евреев из Египта, густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался сильный трубный звук. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. И изрек Господь Свой закон в десяти заповедях.
По повелению Божию Моисей взошел на гору и пробыл там сорок дней и сорок ночей, без всякой пищи. Бог дал ему две скрижали, или каменные доски, на которых были написаны десять заповедей. Кроме того, Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские». (Исх.19-34)
Затем
автор повествует о благодати
и истине, явленной Иисусом Христом.
Эта истина и благодать заключена
в словах Спасителя, научающего нас
исполнять заповеди не ради страха
или как благочестивую
Завершается «Слово о законе и благодати»
восхвалением великого русского князя
Владимира, крестившего Русь, и молитвой
благодарения за велики дела Божии русскому
народу и испрошением помощи и заступления.
Это творение — драгоценная жемчужина
не только русского богословия, но и всей
русской литературы.
II. Сохранились два важных летописных свидетельства, помогающих нам понять, в какой среде и при каких обстоятельствах родилось это удивительное произведение.
Первое свидетельство содержится в «Повести временных лет» под 1037 годом. «Любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью, и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным». Среди этих книжников, вполне вероятно, был и Илларион — автор «Слова о Законе и Благодати».
Второе свидетельство находится в том же источнике под 1051 годом. «Боголюбивый князь Ярослав любил село Берестовое и церковь, которая была там, святых апостолов, и помогал попам многим, среди которых был пресвитер, именем Илларион, муж благостный, книжник и постник. И ходил он из Берестового на Днепр, на холм, где ныне находится монастырь Печерский, и там молитву творил, ибо был там лес великий. Выкопал он пещерку малую, двухсаженную, и, приходя из Берестового, пел там церковные Часы и молился Богу втайне. Затем Бог положил князю мысль на сердце поставить его митрополитом в Святой Софии, а пещерка эта так и возникла». А вскоре после этого на место пещеры пришли преподобный Антоний, другие иноки, и так была основана знаменитая Киево-Печерская обитель.
Эти два летописных повествования заключают в себе почти все сведения, которые мы имеем о жизни и церковной деятельности первого избранного из русских митрополита Киевского (годы правления: 1051–1054 гг.). Но сохранилось его «Слово о Законе и Благодати» — высочайший образец ораторского искусства, — которое уже около двух веков продолжает ставить вопросы и давать ответы всем любителям древнерусской истории и культуры.
«Слово о Законе и Благодати» было составлено между 1037 и 1050 годами. Одни исследователи предполагают, что оно было произнесено митрополитом Илларионом в первый день праздника Пасхи — 25 марта 1049 года, когда на этот день пришелся праздник Благовещения, и пасхальная Литургия могла совершаться митрополитом Киевским в церкви Благовещения на Золотых воротах. В пользу этого предположения свидетельствует тот факт, что чтение евангельского отрывка на Литургии в пасхальную ночь всегда заканчивается словами (по-церковнославянски): «Яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть» (Ин. 1, 17). Именно с этих евангельских слов и начинает митрополит Илларион свое «Слово о Законе и Благодати». По другой гипотезе, «Слово» было произнесено митрополитом Илларионом в Десятинной церкви у гробницы князя Владимира. Но где бы ни сказано было это «Слово», несомненно то, что митрополит Илларион был единомышленником и сподвижником князя Ярослава Мудрого в его борьбе за политическую и церковную независимость Руси от Византии.
Исследователи
древнерусской литературы с самых различных
сторон анализировали «Слово о Законе
и Благодати». В первую очередь внимание
многих ученых привлекала патриотическая
направленность этого выдающегося произведения
и идея избранничества.
III. Перед Илларионом стояла довольно сложная задача: выражаясь его же словами, «влить в старые мехи новое вино». «Новым вином» была историософская идея равенства всех народов, которую нужно выло «влить» в традиционную форму поучения. Именно всех народов, а не только еврейского народа, о избранничестве которого говорилось в Ветхом Завете. Да, еврей были богоизбранным народом, ибо в их среде должен был явиться Спаситель мира, но с приходом в мир Богочеловека Ииуса Христа это избранничество распространяется на все человечество, как об этом говорится в Священном писании: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12). Под «здоровыми» здесь подразумеваются евреи, у которых был закон и пророчества, которые знали о пришествии на землю Спасителя, а под «больными»-язычники, люди не просвещенны. Таким образом Господь все народы делает равными, избранными народами, народами святыми, Его «благодатное» становится основным мировоззренческим идеалом всего христианства. Все те народы, которые приняли Христа, становятся божиим народом.
Закон, данный еврейскому народу, господствует на земле, Благодать же указывает путь спасения, приуготовляет христиан к вечному бытию духа: «Так Иудейство тенью и Законом утверждалось, а не спасалось, христиане же Истиною и Благодатью не утверждаются, но спасаются. У иудеев ибо самоутверждение, у христиан же—спасение. Поскольку самоутверждение в этом мире наличествует, а спасение в будущем веке, то иудеи о земном радеют, христиане о сущем на небесах. И поэтому самоутверждение иудейское ограничено было по ревности их ибо не распространялось в другие народы, но только в Иудее одной прибывало. Христианское же спасение благо и щедро, простирается во все концы земные.
Противопоставляя Благодать Закону, Илларион подчеркивал, что «спасение благо и щедро» даровано не одному какому-то избранному народу, но простирается на все народы. Избранничеству и национальной ограниченности иудейства Илларион противопоставил идею универсальности христианского учения и равноправия людей его воспринявших. Языческие народы, так же как и Русь, могут выступать истинными восприемниками учения Христа. Причем Илларион дает Руси определение—быть хранительницей Божией Благодати, то есть воспринять её полностью, как неразрушимую и неразделимую основу всей жизни.
В своем произведении святитель косвенно указывает на преемство русским народом христианского учения Византии. Русский народ становится приемником, новым избранником Божиим. «Христос прославляется, а иудеи проклинаются; язычники приведены, а иудеи отринуты»-так говорит Илларион в «Слове о Законе и Благодати». И теперь, после принятия крещения, Русь является не языческой, но христианской. Теперь подобно израильскому народу она берет на себя заботу о сохранении веры христианской и на протяжении всей истории человечества с терпение и смирение несет это бремя, не поддаваясь ни прельщениям, ни гонениям, ни каким иным воздействиям. За этот великий подвиг—сохранение православной веры христианской, русский народ даст ответ на страшном суде Божиим. Эта тема избранничества русского народа прослеживается не только в «Слове о Законе и Благодати», но и во многих других произведениях древнерусской литературы.
IV. В заключение нужно сказать, что это
величайшее произведение древнерусской
литературы является для нас напоминанием
о тех событиях которые происходили в
10 веке, о крещении Руси князем Владимиром,
о распространении в земле русской истинного
и благодатного Слова Божия. Святитель
Илларион показывает нам необходимость
сохранить это Учение для будущего поколения,
без изменения передать Его нашим потомкам.
Мы являемся избранным народом—хранителем
Божией Благодати, подобно еврейскому
народу. Для сохранения всего этого нам
нужно твердо стоять в вере, переданной
нам нашими отцами, всецело уповать на
Бога и благоговейно передавать её из
поколения в поколение, как основу христианского
мировоззрения.
Список используемой литературы:
Информация о работе Анализ произведения "Слово о законе и благодати" Иллариона