Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 16:04, доклад
Стихотворение “Как океан объемлет шар земной…” написано в 1830 году, когда Тютчев жил в Мюнхене, где встречался с известными немецкими литераторами и философами (Гейне, Шиллер)поэтому его стихи наполнены философскими размышлениями.
Стихотворение “Как океан объемлет шар земной…” написано в 1830 году, когда Тютчев жил в Мюнхене, где встречался с известными немецкими литераторами и философами (Гейне, Шиллер)поэтому его стихи наполнены философскими размышлениями.
Процитировав стихотворение в своей статье о Тютчеве, Некрасов писал: «Последние стихи удивительны: читая их, чувствуешь невольный трепет».
С первых
строк герой погружается в
ночной сон, который
У поэта не зря «земная жизнь кругом объята снами», ведь многие философы да и многие другие люди, не относящиеся к философии, размышляют над вопросами о хаосе и космосе, о корнях бытия, какое место занимает человек в этом мире, в чем его предназначение. В стихотворении «Сны» погружение в сон – возможность для лирического героя, отрешившись от реальности, проникнуть в тайну мироздания и одновременно постичь жизнь собственной души вне законов разума, поэтому ночь выбрана как время откровений.
Заявленная тема ночной жизни души человека характеризует все творчество Тютчева.
Мотив ночи является сквозным практически для большей части его лирики. Ночь – не просто образ, выхваченный им из мира природы, а неотступное мироощущение. Гнетущая его внутри тоска вырывается наружу и преобразуется в темный хаос окружающего мира. Ночь у Тютчева – живая, как и любое другое явление природы. Интересно отметить, что главенствующую роль в характеристике ночи вообще играют глаголы: собственно она только через них и характеризуется. Ночь оказывается активной и действенной силой.
Композиционно стихотворенье четко разделено на три части строфами, определяющими мысль текста.
Автор сравнивает два мира: величественный и грозный мир стихии океана и мир ночи, завораживающей человека. Сон – состояние сознания, когда человек не может управлять своим телом и мыслями, когда он получает информацию из иного мира, сон – граница между загадкой и реальностью, связующее звено между материальным и духовным мирами, “днем и ночью”. Стихии похожи, но одна властвует над телом человека, а другая - над его мыслями.
Герои увлечены
волшебством ночи, которая “нудит
и просит”. В ночном сумраке герои должны
найти путь, который выведет их к суше,
но прилив уносит их.
Стихии, окружающие героев, объединяются в одно целое, выражая себя через друг друга. “Глубокое небо” и “Пылающая бездна” - полное слияние стихий, катарсис, важнейший момент в жизни человека. Герои окружены бездной, они находятся во власти мироздания – гармоничного, но неизвестного мира. Челн – спасительная лодка, не дающая захватить героев, но она не может вечно противостоять стихиям. Автор обрывает повествование, предоставляя героев самим себе и окружающему миру.
Человек, стремясь понять великую тайну, откликается на призыв стихии, но, влекомый ею, он еще более отдаляется от познания, ибо «прилив растет и быстро нас уносит\ в неизмеримость темных волн». Ощущение погружения в пучину передано поэтом при помощи звукописи: эффект рокота волн строится на аллитерации. Метафора «неизмеримость темных волн» обозначает безграничное пространство вселенной, соотносимое с «двойной бездной», « двойной беспредельностью» космоса: соединение стихий воды, которая явлена в океане, и воздуха и огня, присутствующих небес.
Темнота и зеркальное
мерцание волн здесь знак непроницаемой,
недоступной человеческому
Человек обречен,
по мысли Тютчева, на «вечное
плавание» в поисках разгадки
вселенной: «И мы
плывем, пылающею бездной/со
всех сторон окружены».