Анна Каренина героиня романа Л.Н. Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:38, биография

Описание

АННА КАРЕНИНА — героиня романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» (1873-1877); один из наиболее популярных женских образов русской классической литературы. Толстому хотелось написать роман о женщине из высшего общества, «потерявшей себя», вокруг которой легко сгруппировались многие мужские типы, будившие творческое воображение писателя. Во многом к реализации этого замысла Толстого подтолкнули мотивы пушкинского творчества, в частности неоконченные прозаические отрывки «На углу маленькой площади» и «Гости съезжались на дачу».

Работа состоит из  1 файл

печать.docx

— 40.11 Кб (Скачать документ)

 

 

Центральные персонажи

Вронский, Алексей  Кириллович, граф. 1, XIV

Каренин, Алексей  Александрович, муж Анны. 1, XXX

Каренина, Анна Аркадьевна. 1, XVIII

Кознышев, Сергей Иванович, писатель, брат Левина. 1, VII

Левин, Константин Дмитриевич. 1, V

Облонская, Дарья  Александровна (Долли), жена Степана Аркадьевича. 1, IV

Облонский, Степан Аркадьевич (Стива), брат Анны. 1, I

Щербацкая Екатерина (Кити), позже — Левина. 1, IX

 

Эпизодические персонажи

Варенька, знакомая Кити на водах. 2, XXX

Каренин Сережа, сын Анны и Алексея Александровича. 1, XXXII

Ландо (Landau, граф Беззубов), ясновидящий. 7, XXI

Михайлов, художник. 5, X

Рябинин Михаил Игнатьевич, купец. 2, XVI

 

Другие персонажи

Агафья Михайловна, экономка Левина. 1, XXVI

Левин Николай Дмитриевич, брат Константина Левина. 1, XXIV

Лидия Ивановна, графиня, приятельница Каренина. 1, XXXII

Маша (Марья Николаевна), сожительница Николая Левина. 1, XXIV

Мягкая, княгиня. 2, VI

Серпуховский, генерал, приятель Вронского. 3, XXI

Тверская Бетси, княгиня, подруга Анны. 2, IV

Щербацкий Александр, князь, отец Кити. 1, XIV

 

 

Роман начинается с двух фраз, давно уже ставших хрестоматийными: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья  несчастлива по-своему. Все смешалось  в доме Облонских».

В Москву к Облонским приезжает  сестра Стивы Облонского — знатная петербургская дама Анна Каренина. Стива встречает Анну навокзале, молодой офицер встречает свою мать графиню Вронскую. При входе в вагон он пропускает вперёд даму, и предчувствиезаставляет их взглянуть ещё раз друг на друга, их взгляд уже светился помимо их воли. Казалось, что они и раньше были знакомы… В этот момент случилось несчастье: вагон подался назад и раздавил сторожа насмерть. Анна приняла этот трагичный случай, как дурное предзнаменование. Анна отправляется в дом к Стиве и выполняет свою миссию, ради которой приехала — примирение его с женой Долли.

Прелестная Кити Щербацкая полна счастья, ожидая встречи с Вронским на балу. Анна, вопреки её ожиданиям, была в чёрном, а не в лиловом платье. Кити замечает мерцающий блеск в глазах Анны и Вронского и понимает, что мир перестал существовать для них. Отказавшая накануне предстоящего бала Левину, Кити была подавлена и вскоре заболела.

Анна уезжает в Петербург, Вронский устремляется следом. В Петербурге он словно тень следует за ней, ища  встречи, он нисколько не смущается  её замужеством и 8-летним сыном; потому как в глазах светских людей, роль несчастного любовника смешна, но связь с добропорядочной женщиной, муж которой занимает столь солидное положение, представлялась величественной и победоносной. Их влюблённость невозможно было скрыть, но они не были любовниками, однако свет уже вовсю обсуждал даму с тенью, с нетерпением ожидая продолжение романа. Тревожное чувство мешало Каренину сосредоточиться над важным государственным проектом, и он был оскорблён тем впечатлением, столь важным для значения общественного мнения. Анна же продолжала ездить в свет и почти год встречалась с Вронским у княгини Тверской. Единственное желание Вронского и обворожительная мечта о счастье Анны слились в чувстве, что для них началась новая жизнь, они стали любовниками, и ничто уже не будет, как прежде[10]. Очень скоро всем в Петербурге стало об этом известно, в том числе и мужу Анны. Сложившаяся ситуация была мучительно тяжела для всех троих, но выхода из неё никто из них найти не мог. Анна сообщает Вронскому, что беременна. Вронский просит её оставить мужа и готов пожертвовать своей карьерой военного. Но его матери, которая по-началу очень симпатизировала Анне, совсем не нравится такое положение вещей. Анна впадает в отчаяние, роды проходят тяжело и Анна едва не умирает. Её законный муж, Алексей Каренин, до болезни Анны твердо собиравшийся развестись с ней, увидев её страдания во время родов, неожиданно для себя самого прощает и Анну, и Вронского. Каренин разрешает ей дальше жить в его доме, под защитой его доброго имени, только бы не рушить семью и не срамить детей. Сцена прощения — одна из самых важных в романе. Но Анна не выдерживает гнёта великодушия, проявленного Карениным, и забрав с собой новорожденную дочку, уезжает с Вронским в Европу, оставив любимого сына на попечении мужа.

Некоторое время Анна и  Вронский путешествуют по Европе, но вскоре понимают, что заняться им собственно нечем. Со скуки Вронский даже начинает баловаться живописью, но скоро бросает  это пустое занятие, и они с  Анной решают вернуться в Петербург. В Петербурге Анна понимает, что  для высшего света она теперь изгой, ни в один из приличных домов  её не приглашают, и никто, кроме  двух ближайших подруг, её не навещает. Между тем, Вронского принимают  везде и всегда ему рады. Эта  ситуация всё больше развинчивает нестабильную нервную систему Анны, которая  не видит сына. В день рождения Серёжи, тайком, рано утром Анна пробирается  в свой старый дом, заходит в спальню  к мальчику и будит его. Мальчик  рад до слёз, Анна тоже плачет от радости, ребёнок наспех пытается что-то рассказать матери и о чём-то расспросить  её, но тут прибегает слуга и  испуганно сообщает, что Каренин сейчас зайдёт в комнату сына. Мальчик сам понимает, что матери с отцом встречаться нельзя и мама сейчас уйдет от него навсегда, с плачем он бросается к Анне и умоляет её не уходить. В двери входит Каренин, и Анна, в слезах, охваченная чувством зависти к мужу, выбегает из дома. Больше сын её никогда не видел.

В отношениях Анны с Вронским открывается трещина, разводящая их все дальше и дальше. Анна настаивает на посещении итальянской оперы, где в тот вечер собирается весь большой свет Петербурга. Вся  публика в театре буквально тычет  в Анну пальцами, а женщина из соседней ложи бросает Анне в лицо оскорбления. Анна в истерике уезжает  из театра. Понимая, что и в Петербурге делать им нечего, и они переезжают подальше от пошлого света в имение, которое Вронский превратил в  уединённый рай для них двоих  и дочки Ани. Вронский пытается сделать  имение доходным, внедряет различные  новые приемы ведения сельского  хозяйства и занимается благотворительностью — строит в имении новую больницу. Анна во всем старается помочь ему.

Параллельно с историей Анны разворачивается история Константина  Левина, с которым беседует сам  Толстой, наделяет его лучшими человеческими  качествами и сомнениями, доверяет ему свои сокровенные мысли. Левин — довольно богатый человек, у него тоже есть обширное имение, все дела в котором он ведёт сам. То, что для Вронского забава и способ убить время, для Левина — смысл существования и его самого и всех его предков. Левин в начале романа сватается к Кити Щербацкой. За Кити на тот момент забавы ради ухаживал Вронский. Кити, однако, всерьез увлеклась Вронским и отказала Левину. После того, как Вронский следом за Анной умчался в Петербург, Кити даже заболела от горя и унижения, но после поездки за границу оправилась и согласилась выйти замуж за Левина. Сцены сватовства, свадьбы, семейной жизни Левиных, пронизаны светлым чувством, автор ясно даёт понять, что именно вот так и должна строиться жизнь семейная.

Тем временем, в имении обстановка накаляется. Вронский ездит на деловые  встречи и светские рауты, на которых  Анна не может его сопровождать, а его влечёт к прежней, свободной  жизни. Анна чувствует это, но ошибочно предполагает, что Вронского тянет  к другим женщинам. Она постоянно  устраивает Вронскому сцены ревности, которые всё больше испытывают его  терпение. Чтобы разрешить ситуацию с бракоразводным процессом, они  переезжают в Москву. Но, несмотря на уговоры Стивы Облонского, Каренин отменяет своё решение, и он оставляет себе сына, которого уже не любит, потому что с ним связано его отвращение к Анне, как к «презренной оступившийся жене». Шестимесячное ожидание этого решения в Москве превратило нервы Анны в натянутые струны. Она постоянно срывалась и ссорилась с Вронским, который всё больше времени проводил вне дома. В Москве происходит встреча Анны с Левиным, который сознает, что эту женщину иначе, как потерянною, назвать уже нельзя.

В мае месяце Анна настаивает на скором отъезде в деревню, но Вронский говорит, что приглашён к матери для важных деловых вопросов. Анне же приходит в голову мысль, что мать Вронского задумала женить Вронского  на княжне Сорокиной. Вронскому не удаётся  доказать Анне абсурдность этой идеи и он, не в силах уже постоянно  ссориться с Анной, едет в имение к матери. Анна же, в один миг осознав, как тяжела, беспросветна и бессмысленна её жизнь, желая примирения, бросается следом за Вронским на вокзал. Перрон, дым, гудки, стук и люди, всё слилось в жутком кошмаре сумбура ассоциаций: Анна вспоминает свою первую встречу с Вронским, и как в тот далекий день какой-то обходчик попал под поезд и был раздавлен насмерть. Анне приходит в голову мысль, что из её ситуации есть очень простой выход, который поможет ей смыть с себя позор и развяжет всем руки. И заодно это будет отличный способ отомстить Вронскому. Анна бросается под поезд. Анна выбрала смерть, как избавление, это был единственный выход, который она, измученная собой и измучившая всех, нашла.

Прошло два месяца. Жизнь  не та, что прежде, но она продолжается. Опять вокзал. Стива встречает  обречённого Вронского на перроне, и поезд отправляется на фронт. Убитый горем Вронский уехал добровольцем на войну, чтобы там сложить голову. Каренин забрал дочь Анны к себе и воспитывал её как свою, вместе с сыном. У Левина и Кити родился  первенец. Левин обретает спокойствие  и смысл жизни в доброте  и чистоте мыслей. На этом и заканчивается  роман.

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2

После окончания работы над "Войной и миром" Толстой приступил  к созданию произведения о Петровской эпохе: собрал большой материал, сделал несколько черновых набросков. Однако процесс писания подвигался очень  медленно. Толстой все больше и  больше ощущал историческую отдаленность лиц, событий и связанную с  этим трудность проникновения в  души тогдашних людей. Не желая писать о том, что противоречило собственному замыслу, он отказался от его осуществления. 

Толстой, как и многие его современники, мучительно искал  в эти годы ответ на вопрос: что  несет России капитализм, как отразится  новый жизненный уклад на положении  различных общественных классов, в  особенности крестьянства? Все больше склонялся он к тому, чтобы написать "роман из современной жизни", который бы "взял за душу" и  в котором философские, эстетические и морально-этические проблемы выражены были бы через отношения людей  в семье. "Сюжет романа — неверная жена и вся драма, происшедшая  от этого".

Роман "Анна Каренина" вначале был задуман как большое  эпическое произведение на тему семейной жизни. Об этом говорит хотя бы его  начало: "Все счастливые семьи  похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему"; расстановка фигур: Анна и Вронский, Левин и Кити, Стива и Дора Облонские и т. д. Но постепенно, по мере вхождения героев в рамки описываемой эпохи, роман стал наполняться широким социальным содержанием. В результате Толстой не только показал кризис старой семьи, покоившейся на лживой общественной морали, но и, противопоставив искусственной жизни в семье естественные отношения между супругами, попытался наметить пути выхода из этого кризиса. Они, по мнению Толстого, в пробуждении чувства личности, в интенсивном росте самосознания под влиянием социальных перемен эпохи. Анна Каренина сознательно идет на разрыв с узаконенными в дворянско-буржуазном обществе нормами морали. В трагедии, развернувшейся между личностью и обществом, она отстаивает свое право на жизнь, на счастье, на любовь, не скованную условностями высшего света. Гибель Анны знаменует финал, достойный "Гамлета" и "Короля Лира". 

Другой путь выхода из тупика — путь Левина. Женитьба на Кити сделала  Левина счастливым семьянином, но не сгладила трагизма его общественного положения. Воспринимая капитализм как всеобщее бедствие, Левин всячески противится его наступлению. Успешно осуществляет он перестройку своего хозяйства. Удобряет землю, выращивает хорошие урожаи —  и все это умело, с любовью  и со знанием дела. Но ощущение того, что вопрос об изменении общественно-экономического устройства всей страны не может быть решен таким образом, ставит Левина перед лицом неразрешимых противоречий. И он глубоко задумывается. Сопоставляя  свою личную жизнь с жизнью людей  из народа, Левин приходит к выводу: возможность преодоления трагизма положения правящих классов —  в сближении с народом. Важно  чувствовать свою невиновность перед  народом, ибо правда на стороне последнего. Общее благо как результат нравственного совершенствования каждой отдельной личности, по мнению Левина, наступит само собой, независимо от воли и усилий со стороны.

Духовные искания Левина вобрали в себя мучительный путь размышлений и раздумий о смысле жизни самого Толстого за целое десятилетие  после "Войны и мира". В какой-то степени эти искания продолжают линию Оленина ("Казаки"), Андрея Болконского и Пьера Безухова ("Война и мир"), с той только разницей, что Левин в отличие  от своих предшественников ищет причины  собственных неудач не в отсутствии полезной деятельности, а в экономической  структуре общества.

"Устами К. Левина  в "Анне Карениной" Л. Толстой  чрезвычайно ярко выразил, в  чем состоял перевал русской  истории... У нас теперь все  это переворотилось и только  укладывается... "Анна Каренина" — новый крупный шаг Толстого  к вершинам реализма, новое крупное  явление его писательского мастерства, взволновавшее широкие круги  общественности в России и  за рубежом", —- писал Достоевский в "Дневнике писателя".


Информация о работе Анна Каренина героиня романа Л.Н. Толстого