Анна Каренина в романе Льва Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 18:19, реферат

Описание

АННА КАРЕНИНА - героиня романа Л.Н.ТОЛСТОГО «Анна Каренина» (1873-1877); один из наиболее популярных женских образов русской классической литературы. Толстому хотелось написать роман о женщине из высшего общества, «потерявшей себя», вокруг которой легко сгруппировались многие мужские типы, будившие творческое воображение писателя.

Работа состоит из  1 файл

Анна Каренина - Лев Толстой.docx

— 14.77 Кб (Скачать документ)

АННА  КАРЕНИНА

АННА КАРЕНИНА

    АННА КАРЕНИНА - героиня романа Л.Н.ТОЛСТОГО «Анна  Каренина» (1873-1877); один из наиболее популярных женских образов русской классической литературы. Толстому хотелось написать роман о женщине из высшего  общества, «потерявшей себя», вокруг которой легко сгруппировались  многие мужские типы, будившие творческое воображение писателя. Во многом к  реализации этого замысла Толстого подтолкнули мотивы пушкинского  творчества, в частности неоконченные прозаические отрывки «На углу маленькой  площади» и «Гости съезжались на дачу». Героиня последнего Зинаида Вольская может быть частично соотнесена с  А.К. Это обстоятельство позволяет  литературоведам считать произведение «пушкинским романом» Толстого, а  к прототипам А.К. относить Татьяну  Ларину, мысленно продолжая историю  ее жизни в свете (Б.М.Эйхенбаум). Достоверно известно, что внешний  облик героини сложился у писателя под впечатлением встречи со старшей  дочерью Пушкина М.А.Гартунг. Однако у А.К. были и другие прототипы, в  том числе сестра близкого друга  Толстого М.А.Дьякова-Сухотина, пережившая бракоразводный процесс и имевшая  вторую семью. Современники находили и  многие другие прототипы, отдельные  обстоятельства жизни и смерти которых  соотносились с сюжетной линией героини  романа, в частности упоминается  история взаимоотношений актрисы  М.Г.Савиной с Н.Ф.Сазоновым.

    Трактовки образа А.К. в литературоведении чаще всего  определяются тем или иным пониманием смысла эпиграфа к роману («Мне отмщение, и Аз воздам»), а также зависят  от исторически изменяющегося отношения  к роли женщины в семейной и  общественной жизни. На характер, судьбу героини оказали влияние не только реально увиденные Толстым социально-исторические условия жизни 1870-х годов, трагизм  разобщенности людей в семье  и обществе, но и лежащие в основе авторской интерпретации событий  романа традиционные народные религиозно-нравственные представления. А.К. одновременно привлекательная, правдивая, несчастная, жалкая и виноватая. В современных оценках образа А.К. начинает преобладать традиционный народно-нравственный подход, в отличие  от безусловного оправдания героини  в ее праве на любовь. В работах  В.Е.Ветловской и А.Г.Гродец-кой, например, прослеживается зависимость внутреннего  содержания образа А.К. от евангельских и агиографических мотивов, сюжетов  и нравственных оценок.

    В первой части романа героиня предстает примерной  матерью и женой, уважаемой светской дамой и даже примирительницей неурядиц в семье Облонских. Жизнь Анны Аркадьевны более всего наполняла  любовь к сыну, хотя свою роль любящей  матери она несколько преувеличенно  подчеркивала. Лишь Долли Облонская  чутко улавливала во всем складе семейной жизни Карениных что-то фальшивое, хотя отношение А.К. к мужу строилось  на безусловном уважении.

    После встречи с  Вронским, еще не дав воли зарождающемуся чувству, А.К. осознает в себе не только пробудившуюся жажду жизни и  любви, желания нравиться, но и некую  неподвластную ей силу, которая независимо от ее воли управляет поступками, толкая к сближению с Вронским и создавая ощущение защищенности «непроницаемой броней лжи». Ки и Щербацкая, увлеченная Вронским, во время рокового для  нее бала видит «дьявольский блеск» в глазах А.К. и ощущает в ней  «что-то чуждое, бесовское и прелестное». Следует отметить, что, в отличие  от Каренина, Долли, Кити, А.К. совсем не религиозна. Правдивая, искренняя А.К., ненавидящая всякую фальшь и ложь, имеющая в свете репутацию  справедливой и морально безукоризненной  женщины, сама запутывается в лживых и фальшивых отношениях с мужем  и светом.

    Под влиянием встречи  с Вронским резко изменяются отношения  А.К. со всеми окружающими: она не может терпеть фальши светских отношений, фальши взаимоотношений в своей  семье, но существующий помимо ее воли дух обмана и лжи увлекает ее все  дальше к падению. Сблизившись с  Вронским, А.К. осознает себя преступницей. После неоднократно проявленного мужем  по отношению к ней великодушия, особенно после полученного во время  послеродовой болезни прощения, А.К. все больше и больше начинает ненавидеть его, болезненно ощущая свою вину и  сознавая нравственное превосходство  мужа.

    Ни маленькая  дочь, ни поездка с Вронским в  Италию, ни жизнь в его имении не дают ей желаемого покоя, а приносят лишь осознание глубины своего несчастья (как при тайном свидании с сыном) и унижения (скандально-унизительный эпизод в театре). Больше всего мучений  А.К. испытывает от невозможности соединить  вместе сына и Вронского. Углубляющийся  душевный разлад, двусмысленность общественного  положения не могут компенсировать ни окружение, искусственно создаваемое  Вронским, ни роскошь, ни чтение, ни интеллектуальные интересы, ни привычка к успокоительным лекарствам с морфием. А.К. постоянно чувствует свою полную зависимость от воли и любви Вронского, что раздражает ее, делает подозрительной, а иногда побуждает к несвойственному ей кокетству. Постепенно А.К. приходит к полному отчаянию, мыслям о смерти, которой она хочет наказать Вронского, оставшись для всех не виноватой, а жалкой. История жизни А.К. обнаруживает незыблемость «мысли семейной» в произведении: невозможности достижения собственного счастья за счет несчастья других и забвения своего долга и нравственного закона.

Информация о работе Анна Каренина в романе Льва Толстого