Апокриф – буквально переводится с древнегреческого
языка как «сокровенный, тайный». Это произведения
религиозно-легендарного характера. Апокрифы
получили особое распространение в 13-14
веках, но церковь не признавала этот жанр
и не признает до настоящего времени.
Постоянный интерес у древнерусских
книжников, начиная с древнейшей
поры истории русской литературы,
вызывали апокрифы – легенды о
библейских персонажах, не вошедшие в
канонические (признанные церковью) библейские
книги, рассуждения на темы, волновавшие
средневековых читателей: о борьбе
в мире добра и зла, о конечной
судьбе человечества, описания рая
и ада или неведомых земель
«на краю света».
Большинство апокрифов –
это занимательные сюжетные рассказы,
которые поражали воображение
читателей либо неизвестными
им бытовыми подробностями о
жизни Христа, апостолов, пророков,
либо чудесами и фантастическими
видениями. Церковь пыталась бороться
с апокрифической литературой.
Составлялись специальные списки
запрещенных книг – индексы.
Однако в суждениях о том,
какие произведения являются, безусловно
«отреченными книгами», то есть
недопустимыми для чтения правоверными
христианами, и какие лишь апокрифическими
(буквально апокрифические –
тайные, сокровенные, то есть рассчитанные
на искушенного в богословских
вопросах читателя), у средневековых
цензоров не было единства.
Индексы различались по составу;
в сборниках, порой весьма авторитетных,
мы встречаем рядом с каноническими
библейскими книгами и житиями
также апокрифические тексты. Иногда,
впрочем, и здесь их настигала
рука ревнителей благочестия:
в некоторых сборниках листы
с текстом апокрифов вырваны
или текст их зачеркнут. Тем
не менее, апокрифических произведений
существовало очень много, и
они продолжали переписываться
в течение всей многовековой
истории древнерусской литературы.