Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:03, сочинение
Образ Христа в романе воплощен в Иешуа Га-Ноцри, поскольку его идеи, его философия понимания мира тесно переплетаются с библейскими заповедями, призывающими к добру, милосердию, всепрощению. Иешуа, как и Христос, наделен способностью исцелять больных, его цель — помогать страждущим, ищущим, заблуждающимся. Создается даже впечатление, что ему дана способность читать мысли, хотя это, скорее, наблюдательность и умение связывать факты. Иешуа никому не навязывает свой путь, но старается каждому помочь найти свою дорогу. И все же, несмотря на такое сходство, это не библейский Христос: Иешуа не Богочеловек, а человек, знающий и несущий истину. Это образ земной, © A L L S o c h . r u реалистичный, лишенный чудесного, что не уменьшает, а возможно, еще больше подчеркивает его величие.
Библейские образы в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Библия принадлежит всем, атеистам
и верующим, равно. Это книга человечества.
Ф. Достоевский
Библия, ее легенды и заповеди на протяжении
вот уже многих веков являются неиссякаемым
источником вдохновения и размышлений
многих философов, писателей, художников.
Библейские сюжеты лежат в основе огромного
множества различных произведений искусства,
причем их первоначальная интерпретация
находит все новые и новые трактовки, переосмысливается,
рассматривается в необычных ракурсах.
М. А. Булгаков в своем романе "Мастер
и Маргарита" не только использует христианские
мотивы, но и видоизменяет их, дополняя
необходимыми, на его взгляд, элементами.
С помощью интерпретированных таким образом
обликов Дьявола и Христа автор пытается
показать читателю свое видение проблемы
добра и зла, истинной и ложной нравственности.
Образ Христа в романе воплощен в Иешуа
Га-Ноцри, поскольку его идеи, его философия
понимания мира тесно переплетаются с
библейскими заповедями, призывающими
к добру, милосердию, всепрощению. Иешуа,
как и Христос, наделен способностью исцелять
больных, его цель — помогать страждущим,
ищущим, заблуждающимся. Создается даже
впечатление, что ему дана способность
читать мысли, хотя это, скорее, наблюдательность
и умение связывать факты. Иешуа никому
не навязывает свой путь, но старается
каждому помочь найти свою дорогу. И все
же, несмотря на такое сходство, это не
библейский Христос: Иешуа не Богочеловек,
а человек, знающий и несущий истину. Это
образ земной, © A L L S o c h . r u реалистичный,
лишенный чудесного, что не уменьшает,
а возможно, еще больше подчеркивает его
величие.
Очень интересен образ Воланда — переосмысленного
Булгаковым Сатаны. В романе это не воплощение
абсолютного Зла, а карающий меч правосудия,
прокладывающий дорогу к познанию истины.
Именно поэтому, даже обладая бесконечной
властью над людьми и событиями, он внимательно
прислушивается к Иешуа, выполняет его
просьбы, в результате чего Мастер и Маргарита
обретают долгожданный покой.
Прибыв со своей свитой в Москву, Воланд
совсем не имел целью беспрестанно совершать
подлости и гадости, плести сети интриг,
как наверняка поступил бы на его месте
настоящий Сатана. Нет, Воланда интересует
вопрос: "изменились ли горожане внутренне
за время его отсутствия? И увидел, что
зло, низменное начало по-прежнему слишком
часто одерживает верх над добром, гуманизмом,
порядочностью, а это значит, что и понятия
Веры, Надежды и Любви на земле искажены.
И Воланд вершит правосудие, давая людям
понять своими красноречивыми уроками,
что они заблуждаются.
Еще один "говорящий" библейский
образ, чье имя даже не изменено, — это
герой романа Мастера Понтий Пилат. Но
и этот образ М. Булгаков сумел показать
с неожиданной стороны. Библейский Пилат
после осуждения Христа на казнь умыл
руки, показывая этим, что снимает с себя
-4 ответственность за этот поступок, перекладывая
вину на плечи иудеев. Пилат булгаковский
не смог снять со своей души ответственность
за смерть Иешуа, потому что при жизни
последнего, в беседах с ним увидел свет
истины и, потеряв его, мучается духовно.
А ведь у него была возможность спасти
Га-Ноцри, но он ею не воспользовался. И
этого Пилата, несущего ответственность
за свой выбор, Булгаков наказывает бессмертием.
Я думаю, что переосмыслением библейских
образов Булгаков хотел снять с них налет
однозначности, одномерности. Добро и
зло в мире никогда не бывают рафинированными,
абсолютными, так же как света нет без
тьмы и наоборот. Эти понятия настолько
связаны и переплетены, что не угнетают,
а скорее, дополняют друг друга. Ведь не
зря Воланд олицетворяет собой "часть
той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает
благо". Добро и зло — в сердцах и душах
людей, а не на Небе и на Земле, и забывать
об этом нельзя.
Информация о работе Библейские образы в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"