Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:37, доклад
Чернышевский Николай Гаврилович — знаменитый писатель. Родился 12 июля 1828 г. (по старому стилю) в Саратове.
Отец его, протоиерей Гавриил Иванович , был человек весьма замечательный. Большой ум, в связи с серьезной образованностью и знанием не только древних, но и новых языков. Это был евангельский пастырь в лучшем значении слова, от которого в то время, когда полагалось обращаться сурово с людьми для их же блага, никто не слыхал ничего, кроме слов ласки и привета. В школьном деле, всецело построенном тогда на зверской порке, он никогда не прибегал ни к каким наказаниям.
Чернышевский Н. Г.
Биография
Проверила учитель литературы : Сыроежкина
И.В.
2013год
Чернышевский
Николай Гаврилович — знаменитый
писатель. Родился 12 июля 1828 г. (по старому
стилю) в Саратове.
Отец его, протоиерей Гавриил Иванович
, был человек весьма замечательный. Большой
ум, в связи с серьезной образованностью
и знанием не только древних, но и новых
языков. Это был евангельский пастырь
в лучшем значении слова, от которого в
то время, когда полагалось обращаться
сурово с людьми для их же блага, никто
не слыхал ничего, кроме слов ласки и привета.
В школьном деле, всецело построенном
тогда на зверской порке, он никогда не
прибегал ни к каким наказаниям. Из ряду
вон выходящая доброта, чистота души и
отрешенность от всего мелкого и пошлого
всецело перешли и к его сыну. Николай
Гаврилович Чернышевский, как человек,
был истинно светлой личностью — это признают
злейшие враги его литературной деятельности.
Самые восторженные отзывы о Чернышевском,
как человеке, принадлежат двум престарелым
представителям духовного сословия, не
находившим достаточно слов, чтобы охарактеризовать
вред писаний и теорий Чернышевского.
Сведения о личных качествах Чернышевского
очень важны для понимания его литературной
деятельности; они дают ключ к правильному
освещению многих сторон ее и прежде всего
того, что теснее всего связано с представлением
о Чернышевском — проповеди утилитаризма.
Он поступает хорошо, потому что поступать
хорошо доставляет ему удовольствие. Таким
образом, дело сводится к простому спору
о словах. Не все ли равно, чем мотивировать
самопожертвование; важно только то, что
является охота жертвовать собой. В трогательно-наивных
стараниях Чернышевский убедить людей,
что поступать хорошо «не только возвышенно,
но и выгодно», ярко сказался только высокий
строй души самого проповедника «разумного
эгоизма», столь оригинально понимавшего
«выгоду».
Среднее образование Чернышевский получил
при особенно благоприятных условиях
— в тиши идеально мирно жившей семьи,
в состав которой входила и жившая на одном
дворе с Чернышевскими семья А. Н. Пыпина,
двоюродного брата Николая Гавриловича
по матери. Чернышевский был старше Пыпина
на 5 лет, но они были очень дружны и с годами
их дружба все крепла.
Ко времени поступления в семинарию молодой
Чернышевский уже обладал огромной начитанностью
и приводил учителей в изумление своими
обширными знаниями. Товарищи его обожали:
это был всеобщий поставщик классных сочинений
и усердный репетитор всех обращавшихся
к нему за помощью. Пробыв два года в семинарии,
Чернышевский продолжал занятия дома
и в 1846 г. отправился в Петербург, где поступил
в университет, на историко-филологический
факультет. Чернышевскому-отцу пришлось
выслушать по этому поводу упреки со стороны
некоторых представителей духовенства.
В университете Чернышевский усердно
занимался факультетскими предметами
и был в числе лучших учеников Срезневского.
По его поручению, он составил этимологически-синтаксический
словарь к Ипатьевской летописи, который
позднее (1853) был напечатан в «Известиях»
II отделения Академии Наук.
Первые годы студенчества Чернышевского
были эпохой страстного интереса к вопросам
социально-политическим. Его захватил
конец того периода истории русской передовой
мысли, когда шедшие к нам из Франции 1840-х
годов социальные утопии в той или другой
форме, в большей или меньшей степени отразились
и в литературе, и в обществе.. Отличается
также миросозерцание Чернышевского от
фурьеризма и в вопросах религиозных,
в которых Чернышевский был свободным
мыслителем.
В 1850 г. Чернышевский окончил курс кандидатом
и уехал в Саратов, где получил место старшего
учителя гимназии. Здесь он, между прочим,
очень сблизился с сосланным в Саратов
Костомаровым и некоторыми ссыльными
поляками. Постигло его за это время великое
горе — умерла нежно любимая мать; но в
этот же период саратовской жизни он женился
на любимой девушке (напечатанный десять
лет спустя роман «Что делать», «посвящается
другу моему О. С. Ч.» то есть Ольге Сократовне
Чернышевской). Превосходный преподаватель,
он был недостаточно строг к ученикам,
которые злоупотребляли его мягкостью
и, охотно слушая интересные рассказы
и объяснения его, сами почти ничего не
делали. Из-за того, что он дал дежурному
офицеру унять шумевший класс, Чернышевскому
пришлось оставить корпус, и он всецело
отдается с тех пор литературе. Начал он
свою деятельность в 1853 г. небольшими статьями
в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и
в «Отечественных Записках», рецензиями
и переводами с английского, но уже в начале
1854 г. перешел в «Современник», где скоро
стал во главе журнала.
В 1855 г. Чернышевский, выдержавший экзамен
на магистра. В те времена эстетические
вопросы еще не получили тот характер
общественно-политических лозунгов, который
они приобрели в начале 60-х годов и потому
то, что впоследствии показалось разрушением
эстетики, не возбудило никаких сомнений
или подозрений среди членов весьма консервативного
историко-филологического факультета
Петербургского университета. Диссертация
была принята и допущена к защите. Магистрант
успешно отстаивал свои тезисы и факультет
без сомнения присудил бы ему искомую
степень, но кто-то успел настроить против
Чернышевского министра народного просвещения
А. С. Норова. Литературная деятельность
Чернышевского в «Современнике» на первых
порах почти всецело была посвящена критике
и истории литературы. В течение 1855 — 1857
гг. появился ряд обширных историко-критических
статей его, в ряду которых особенно выдающееся
место занимают знаменитые «Очерки Гоголевского
периода», «Лессинг» и статьи о Пушкине
и Гоголе. Кроме того, он в эти же годы со
свойственной ему изумительнейшей работоспособностью
и необыкновенной писательской энергией
дал журналу ряд меньшего объема критических
статей о Писемском, Толстом, Щедрине,
Бенедиктове, Щербине, Огареве и других,
многие десятки обстоятельных рецензий
и вдобавок еще вел ежемесячные «Заметки
о журналах».
Годы 1858 — 1862 являются в жизни Чернышевского
эпохой усиленных занятий над переводом
или, вернее, переделкой миллевской политической
экономии, снабженной обширными «Примечаниями»,
а также над длинным рядом политико-экономических
и политических статей.
К концу 1857 г. если не для всей читающей
публики, то лично для Чернышевского обрисовалось
во всю свою величину первостепенное дарование
Добролюбова, и он, не колеблясь передал
критический жезл первенствующего журнала
двадцатилетнему юноше.. Против последнего
в настоящее время едва ли кто станет спорить,
если, конечно, не говорить о заслугах
Чернышевского в сфере политико-экономических
вопросов, где он занимает такое крупное
место. В иерархии главарей русской критики
Добролюбов, бесспорно, выше Чернышевского.
Добролюбов выдерживает до сих пор самое
страшное из литературных испытаний —
испытание времени; его критические статьи
читаются и теперь с неослабевающим интересом,
чего нельзя сказать о большей части критических
статей Чернышевского. Совокупная деятельность
Чернышевского и Добролюбова придала
«Современнику» огромное значение в истории
прогрессивного движения в России. Такое
руководящее положение не могло не создать
ему многочисленных противников. Характерным
выражением этого единодушия может служить
то, что Чернышевский в конце 50-х годов
около года был членом редакции официального
«Военного Сборника».
К началу 60-х годов соотношение русских
партий и единодушие прогрессивного движения
значительно видоизменяются. В конце 1861
и начале 1862 г. общая картина политического
положения резко видоизменилась. Разразились
студенческие беспорядки в Санкт-Петербургском
университете, усилилось польское брожение,
появились призывающие молодежь и крестьян
к бунту прокламации, произошли страшные
петербургские пожары, в которых, без малейшего
основания, но очень упорно видели связь
с нарождением в молодежи революционных
настроений. Добродушное отношение к крайним
элементам совершенно исчезло.
В мае 1862 г. «Современник» был закрыт на
8 месяцев, а 12 июня 1862 года был арестован
Чернышевский и заключен в Петропавловскую
крепость, где просидел около 2 лет. Сенат
приговорил Чернышевского к 14 годам каторжной
работы. В окончательной конфирмации срок
был сокращен до 7 лет. 13 мая 1864 г. приговор
был объявлен Чернышевскому на Мытнинской
площади. Имя Чернышевского почти исчезает
из печати. Первые 3 года своего пребывания
в Сибири Чернышевский провел в Кадае,
на монгольской границе, а затем был водворен
на Александровском заводе Нерчинского
округа. Во время пребывания в Кадае ему
было разрешено трехдневное свидание
с женой и 2 маленькими сыновьями. Жилось
Чернышевскому в материальном отношении
сравнительно не особенно тяжело, потому
что политические арестанты в то время
настоящей каторжной работы не несли.
Чернышевский не был стеснен ни в сношениях
с другими заключенными (Михайлов, польские
повстанцы), ни в прогулках; одно время
он даже жил в отдельном домике. Он очень
много читал и писал, но все написанное
немедленно уничтожал. Одно время на Александровском
заводе устраивались спектакли и Чернышевский
сочинял для них небольшие пьесы. «Арестантам
из простых они мало нравились, вернее,
даже и совсем не нравились: Чернышевский
был для них слишком серьезен» .
В 1871 г. закончился срок каторги и Чернышевский
должен был перейти в разряд поселенцев,
которым самим предоставлялось избрать
место жительства в пределах Сибири. Тогдашний
шеф жандармов, граф П. А. Шувалов, вошел,
однако, с представлением о поселении
Чернышевского в Вилюйске. Это было значительным
ухудшением его участи, потому что климат
на Александровском заводе умеренный,
и жил там Чернышевский в общении с интеллигентными
людьми, а Вилюйск лежит в 450 верстах за
Якутском, в самом суровом климате, и в
1871 г. имел лишь 40 построек. Общество Чернышевского
в Вилюйске ограничивалось несколькими
приставленными к нему казаками. Пребывание
Чернышевского в таком удаленном от цивилизованного
мира пункте было тягостно; тем не менее
он деятельно работал над разными сочинениями
и переводами.
В 1883 г. министр внутренних дел граф Д.
А. Толстой исходатайствовал возвращение
Чернышевского, которому для жительства
была назначена Астрахань. В ссылке он
жил на средства, которые ему, в меру его
скромнейших потребностей, присылали
Некрасов и ближайшие родственники.
С 1885 г. начинается последний период деятельности
Чернышевского. Друзья устроили для Чернышевского
у известного издателя-мецената К. Т. Солдатенкова
перевод 15-томной «Всеобщей Истории» Вебера.
Эту огромную работу Чернышевский выполнял
с изумительной энергией, переводя в год
по 3 тома, каждый в 1000 страниц. До V тома
Чернышевский переводил буквально, но
затем стал делать большие сокращения
в Веберовском тексте, который вообще
ему очень не нравился своей устарелостью
и узконемецкой точкой зрения. Взамен
выброшенного он стал прибавлять, в виде
предисловий, ряд все разраставшихся очерков:
«о правописании мусульманских и, в частности,
арабских имен», «о расах», «о классификации
людей по языку», «о различиях между народами
по национальному характеру», «общий характер
элементов, производящих прогресс», «климаты».
К быстро последовавшему за первым 2-му
изданию I-го тома Вебера Чернышевский
приложил «очерк научных понятий о возникновении
обстановки человеческой жизни и о ходе
развития человечества в доисторические
времена». В Астрахани Чернышевский успел
перевести 11 томов Вебера.
В июне 1889 г., по ходатайству бывшего тогда
астраханским губернатором князя Л. Д.
Вяземского, ему разрешено было поселиться
в родном Саратове. Там он с прежней энергией
принялся за Вебера, успел перевести 2/3
XII тома и ввиду того, что перевод приходил
к концу, стал подумывать о новом грандиозном
переводе — 16-томного «Энциклопедического
Словаря» Брокгауза. Но чрезмерная работа
надорвала старческий организм, питание
которого шло очень плохо, вследствие
обострения давнишней болезни Чернышевского
— катара желудка. Проболев всего 2 дня,
Чернышевский в ночь с 16 на 17 октября 1889
г. скончался от кровоизлияния в мозгу.
Смерть его значительно содействовала
восстановлению правильного к нему отношения.
Печать различных направлений отдала
дань уважения его обширнейшей и поразительно
разносторонней образованности, его блестящему
литературному таланту и необыкновенной
красоте его нравственного существа. В
воспоминаниях лиц, видевших Чернышевского
в Астрахани, больше всего подчеркивается
удивительная его простота и глубокое
отвращение ко всему, что хотя бы отдаленнейшим
образом напоминало позу. С ним не раз
пробовали говорить о перенесенных им
страданиях, но всегда безрезультатно:
он утверждал, что никаких особенных испытаний
не перенес. В 1890-х годах было отчасти снято
запрещение, лежавшее на сочинениях Чернышевского.