Биография Магжана Жумабаева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 21:03, доклад

Описание

Академик Маргулан считал, что для казахов имя Магжана Жумабаева значит то же самое, что для англичан имя Шекспира или для русских имя Пушкина. Действительно, Магжан - национальный казахский поэт. Как Лермонтов наследовал звание национального русского поэта у Пушкина, так Жумабаев наследовал его у Абая.

Работа состоит из  1 файл

Биография Магжана Жумабаева.doc

— 45.50 Кб (Скачать документ)

    

Биография Магжана Жумабаева

Академик  Маргулан считал, что для казахов  имя Магжана Жумабаева значит то же самое, что для англичан имя  Шекспира или для русских имя  Пушкина. Действительно, Магжан - национальный казахский поэт. Как Лермонтов наследовал звание национального русского поэта у Пушкина, так Жумабаев наследовал его у Абая.

Родился Магжан Жумабаев в мае 1893 года, в  Северо-Казахстанской области, в  пустынном уезде Сасык Коль, в  зажиточной семье. Сначала учился в  родном ауле, изучал древнетюркский и современные тюркские языки, арабский, персидский и русский языки. Далее он учился в татарском медресе Кзылжара (ныне Петропавловск). Учился в медресе (Высшая школа) в городе Уфе, у выдающегося писателя Татарии Галымжана Ибрагимова. К 1911 - 1913 годам можно отнести первые литературные опыты Магжана Жумабаева, хотя писать стихи он начал с 14 лет. Произведения его печатались почти во всех газетах и журналах на казахском и татарском языках. Он сотрудничает с редакцией газеты "Айкап", его произведения появляются в газете "Казах", в 1912 году в Казани выходит в свет его первый сборник стихов "Шолпан" ("Венера"). Поэт стремится получить европейское образование, поэтому в 1913 году переезжает в Омск, тогдашнюю столицу Казахстана, где учится у Мыржакыпа Дулатова, потом одновременно с Сакеном Сейфуллиным в Омской учительской семинарии. В Омске поэт издает рукописную газету для студентов "Балапан", в которой часто полемизирует с Сакеном Сейфуллиным. Поэт становится одним из самых образованных деятелей культуры Советского Востока.

Художественная  позиция Магжана сформировалась в то время, когда три русские революции поставили вопрос о будущем его родины, когда разворачивалось национально-патриотическое движение "Алаш", в котором поэт принимал самое деятельное участие…… Магжан после признания "Алаш-Ордой" советской власти становится редактором кызыл-жарской газеты "Знамя свободы". Вскоре после женитьбы на Зулейхе в 1921 году он выезжает в Оренбург, столицу Казахстана, где выходит в свет его "Педагогика".

Поэта приглашают для чтения лекций в Институт просвещения в город Ташкент. В 1922 году в журнале "Сана" была опубликована поэма "Батыр Баян". В Москве в 1924 году выходят его переводы из Горького ("Сункар жыры" - "Соколиные песни"). В 1925 году выходит сборник "Ак бозат" ("Белый конь") - переводы произведений Мамина-Сибиряка; "Подарок детям" - 1926 год; в 1927 году "Жусуп-хан" и "Сказки".

В 1928 году руководители Республики - Султанбек  Ходжанов и Турар Рыскулов направляют поэта в Москву в Высший литературно- художественный институт, ректором которого был поэт В. Брюсов. Являясь слушателем курсов этого института, Магжан одновременно преподавал в Коммунистическом университете трудящихся Востока - КУТВе. Здесь его студентами оказываются поэт И. Жансугуров и будущий академик, профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой казахской литературы КазГУ Б.К. Кенжебаев. Магжан читает им лекции по казахской литературе и стилистике казахского языка, готовил к печати "Историю казахской литературы" и " Стилистику казахского литературного языка".

По заданию  и под руководством В. Брюсова  составил и перевел на русский язык образцы казахской, узбекской, туркменской народных литератур в трех томах. В это время он переводит на казахский язык некоторые произведения Ленина.

Один  из самых эрудированных поэтов своего времени, В. Брюсов высоко чтил Магжана  Жумабаева, называя его казахским Пушкиным. Магжан - первый казахский поэт, получивший высшее художественно-литературное образование в Высшем литературно - художественном институте, которым руководил В. Брюсов. Магжан пленил Валерия Яковлевича высокой природной поэтической одаренностью и глубокими знаниями математики, музыки, изобразительного искусства.

По окончании  курсов М. Жумабаев с женой возвращается в родной Петропавловск. Здесь поэт с головой уходит в работу. Утром читает лекции в педагогическом техникуме, вечером в совпартшколе, делает переводы для Восточного издательства в Москве, пишет собственные произведения, организует литературный кружок, руководит творческой молодежью города.

Арестовали  Магжана в 1929 году. Пришла повестка - явиться в органы НКВД в Алма - Ату. Поехал туда без сопровождения. Год ходила Зулейха в родном ауле в неведении, где ее муж, под укоризненными взглядами аульчан и насмешливыми перешептываниями сплетниц-родственниц. Только в начале 30-х годов пришло письмо от мужа из-под Майкопа, как ей объяснили, это в Карелии.

Магжан  писал, что ни в чем не виноват, что его осудили на десять лет, просил приехать, заехать в Москву, чтобы взять разрешение на свидание и встретиться с Горьким и объяснить ему ситуацию. За пять лет заключения Магжана с 1930 по 1935 год Зулейха ездит к нему на свидания 14 раз. Она встречается с ним в глухих местах северной России, на торфоразработках, на лесоповале, на заготовках карельской березы, на сплаве леса по угрюмым рекам, в бараках Североморска. Чтобы быть поближе к мужу, Зулейха переезжает в 1933 году в Ленинград. Удалось ей встретиться с Горьким и с его женой Е. Пешковой, которая руководила российским отделением Международного Красного Креста. Их содействие помогло освободить М. Жумабаева из заключения досрочно в 1935 году.

Через год Магжана Жумабаева снова арестовали. Вместе с ним были репрессированы лучшие люди страны, цвет казахской интеллигенции. Срок ему дали прежний, но отношения были уже совсем другие. Как ни старалась Зулейха, ей не удалось выбить свидания. Даже где он сидит, что с ним, узнать не удалось. Ни единой весточки не было от него.

Когда Магжан уходил в последний раз  из дома, он сказал жене: "Знай, я ни в чем не виноват - и должен вернуться. Если же не вернусь, значит, волчонок съел волчицу".

Вся горечь иносказаний поэта становится ясной лишь сейчас. Только через четверть века узнала Зулейха о трагической участи поэта, расстрелянного в 1938 году. Сидя в тюрьме и ожидая приговора, он успел передать на волю стихи, в которых есть такие строки:

Пусть останутся в живых стихи,

Как фигурки оленей

На мазарах  столетних.

Олень - это древнейший символ народа, который  бессмертен. Бессмертен потому, что  есть такие поэты, которые создают  стихи, воспевающие чистые, как снег, чувства, высокие, как весеннее небо, порывы. Они находят отклик в сердце каждого человека…

С именем М.Жумабаева связано внедрение  в казахскую поэзию новых поэтических  форм. В этом причина всеобъемлющего влияния Магжана на современную  казахскую поэзию. Магжановская поэтическая культура, его высокое мастерство благотворно сказались на творчестве известных поэтов тюркских народов.

Главным сквозным образом в поэзии М. Жумабаева  является образ Степи. Степь-синоним  народа, его высоких нравственно-духовных сил. Жумабаев бесконечно верит в  свой народ и любит его необъяснимой любовью. Романтическая, тяготеющая к символической русской поэзии эстетика, с ярко выраженным национальным своеобразием характерна для лирики Магжана. Поэт одухотворяет природу -глубокие и прозрачные озера, высокие холмы и широкие долины приобретают живые черты. Солнце и луна, зимний вечер и летнее утро предстают в своей первозданной красоте. Магжан словно разрушает ту невидимую перегородку, ту грань, что существует между внутренним миром человека и миром природных явлений, как бы соединяя воедино человека и природу, достигая на этом пути значительных художественных обобщений. Стихотворение Магжана Жумабаева "Зимняя дорога" не случайно даже по названию перекликается со стихотворением Пушкина.

Разнообразны  пейзажные картины, нарисованные Магжаном Жумабаевым. Различные времена года, различные времена суток, разные состояния природы, различные ландшафты - все это не самоцель, а средства выражения состояния лирического героя.

Интимная  лирика - один из самых любимых жанров поэта. Абаевское восторженно-бережное отношение к женщине характерно для Магжана Жумабаева. Нежный и тонкий образ любимой создан Магжаном в стихотворениях "Среброликая", "Вьются черные косы", "Любимой", "Любовь", "Гульсум", "Юной красавице", "Люби меня, родная", "Разлука", "Целуй, душа моя", "Шолпы". В них и печаль, и грусть, и волнение, и ожидание, и страдание, и раскаяние. Все оттенки любовного чувства, все цвета радуги насыщают любовную лирику поэта. Смелость и раскованность любовных чувств проглядывает и в стихотворении "Целуй, душа моя". Лирический герой и героиня равны в выражении своего чувства. Страстные признания, горячие откровения, точные сравнения характерны как для этого стихотворения, так и для всей любовной лирики поэта.

Философская лирика поэта представляет целый  мир - трагический и гармонический, умный и чувственный. Размышления и боль поэта ощущаются в стихотворных медитациях Магжана: "Мысли", "Болезнь", "Звездам", "Часы", "Александр Блок", "Красавица в трауре", "Женщина", "Была ночь", "Восток", "Слово хромого Тимура", "Темная ураганная ночь", "Бабочка","Берниязу".

Информация о работе Биография Магжана Жумабаева