Биография
(19.07.1893 — 14.04.1930).
Родился в селе Багдади
Кутаисской губернии. Отец — дворянин,
служил лесничим, предки — из казаков
Запорожской Сечи; мать из рода кубанских
казаков. В 1902—1906 гг. Маяковский учился
в Кутаисской гимназии, в июле 1906
г., после смерти отца, вместе с матерью
и двумя сестрами переезжает в
Москву, где поступает в IV класс 5-й
классической гимназии (за неуплату денег
за обучение был исключен из V класса
в марте 1908 г.).
В Москве Маяковский
знакомится с революционно настроенными
студентами, увлекается марксистской
литературой, вступает в начале
1908 г. в партию большевиков,
подвергается арестам, 11 месяцев
проводит в Бутырской тюрьме,
откуда освобождается в январе
1910 г. как несовершеннолетний. В
тюрьме Маяковский написал тетрадь
стихов (1909), которая была отобрана
надзирателями; с нее поэт исчислял
начало своего творчества. После
освобождения из тюрьмы он
прерывает партийную работу, чтобы
"делать социалистическое искусство".
В 1911 г. Маяковский поступает
в Училище живописи, ваяния и
зодчества, где знакомится с
Д. Д. Бурлюком, организатором
футуристической группы "Гилея",
который открывает в нем "гениального
поэта". Через три года, в феврале
1914, Маяковский вместе с Бурлюком
был исключен из училища за
публичные выступления.
В декабре 1912
г. Маяковский дебютирует как
поэт в альманахе "Пощечина
общественному вкусу", где были
напечатаны его стихотворения
"Ночь" и "Утро". В нем
же был опубликован и манифест
русских кубо-футуристов, подписанный
Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским
и В. Хлебниковым. В манифесте
провозглашалось нигилистическое
отношение к русской литературе
настоящего и прошлого: "Бросить
Пушкина, Достоевского, Толстого
и проч. и проч. с Парохода современности.
(...) Всем этим Максимам Горьким,
Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым,
Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным
и проч. и проч. нужна лишь дача
на реке. Такую награду дает
судьба портным". Однако вопреки
декларациям Маяковский высоко
ценил Гоголя, Достоевского, Блока,
и других писателей, которые
оказали глубокое влияние на
его творчество. Творчески плодотворным
стал для Маяковского 1913 г., когда
вышел его первый сборник "Я"
(цикл из четырех стихотворений),
написана и поставлена программная
трагедия "Владимир Маяковский"
и было совершено вместе с
другими футуристами большое
турне по городам России. Сборник
"Я" был написан от руки,
снабжен рисунками В. Н. Чекрыгина
и Л. Шехтеля и размножен
литографическим способом в количестве
300 экземпляров. В качестве первого
раздела этот сборник вошел
в книгу стихов поэта "Простое
как мычание" (1916).
В 1915—1917 гг. Маяковский
проходит военную службу в
Петрограде в автошколе. 17 декабря
1918 г. поэт впервые прочел со
сцены Матросского театра стихи
"Левый марш (Матросам)". В марте
1919 г. он переезжает в Москву,
начинает активно сотрудничать
в РОСТА (Российское телеграфное
агентство), оформляет (как поэт
и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические
плакаты ("Окна РОСТА"). В
1919 г. вышло первое собрание
сочинений поэта — "Все сочиненное
Владимиром Маяковским. 1909-1919". В
конце 10-х гг. Маяковский связывает
свои творческие замыслы с "левым
искусством", выступает в "Газете
футуристов", в газете "Искусство
коммуны".
Футуризм Маяковского
с самого начала и до конца
дней поэта имел романтический
характер. Маяковский и в советское
время оставался футуристом, хотя
и с новыми свойствами: "комфутом",
то есть коммунистическим футуристом,
а также руководителем ЛЕФа (Левого
фронта искусств) (1922—1928). В 1922—1924
гг. Маяковский совершает несколько
поездок за границу — Латвия,
Франция, Германия; пишет очерки
и стихи о европейских впечатлениях:
"Как работает республика демократическая?"
(1922); "Париж (Разговорчики с
Эйфелевой башней)" (1923) и ряд
других. В Париже поэт будет
и в 1925, 1927, 1928, 1929 гг. (лирический
цикл "Париж"); в 1925 г. состоится
поездка Маяковского по Америке
("Мое открытие Америки"). В
1925—1928 гг. он много ездит по
Советскому Союзу, выступает в
самых разных аудиториях. В эти
годы поэт публикует многие
из тех своих произведений: "Товарищу
Нетте, пароходу и человеку"
(1926); "По городам Союза" (1927);
"Рассказ литейщика Ивана Козырева..."
(1928).
Исследователи
творческого развития Маяковского
уподобляют его поэтическую жизнь
пятиактному действу с прологом
и эпилогом. Роль своего рода
пролога в творческом пути
поэта сыграла трагедия "Владимир
Маяковский" (1913), первым актом
стали поэмы "Облако в штанах"
(1914—1915) и "Флейта-позвоночник"
(1915), вторым актом—поэмы "Война
и мир" (1915— 1916) и "Человек"
(1916—1917), третьим актом — пьеса
"Мистерия-буфф" (первый вариант—1918,
второй—1920— 1921) и поэма "150
000 000" (1919— 1920), четвертым актом—поэмы
"Люблю" (1922), "Про это" (1923)
и "Владимир Ильич Ленин"
(1924), пятым актом—поэма "Хорошо!"
(1927) и пьесы "Клоп" (1928—1929) и
"Баня" (1929—1930), эпилогом—первое
и второе вступления в поэму
"Во весь голос" (1928—1930) и
предсмертное письмо поэта "Всем"
(12 апреля 1930 г.). Остальные произведения
Маяковского, в том числе многочисленные
стихотворения, тяготеют к тем
или иным частям этой общей
картины, основу которой составляют
крупные произведения поэта.
Художественный
мир Маяковского являет собою
синтетическую драму, которая
включает в себя свойства разных
драматургических жанров: трагедии,
мистерии, эпико-героической драмы,
комедии, райка, кинематографа,
феерии и т. д., подчиненных
основному у Маяковского —
трагическому характеру его главного
героя и трагедийной структуре
всего его творчества. Следует
заметить, что не только его
пьесы, но и поэмы по-своему
драматургичны и чаще всего
трагедийны.
В трагедии "Владимир
Маяковский" поэт видит свой
жизненный долг и назначение
своего искусства в том, чтобы
способствовать достижению человеческого
счастья. Искусство для него
с самого начала было не
просто отражением жизни, а
средством ее переделки, орудием
жизнестроительства.
Маяковский стремится
поставить своего лирико-трагедийного
героя, выражающего устремления
всего человечества, на место
Бога — одряхлевшего, беспомощного,
не способного на какие-либо
деяния ради людей. Этот герой
из-за своей неразделенной любви
к женщине и к людям в
целом становится богоборцем
с сердцем Христа. Однако, для
того чтобы стать Человеко-богом,
герой и все остальные люди
должны быть свободными, раскрыть
свои лучшие возможности, сбросить
с себя всякое рабство. Отсюда
революционный нигилизм Маяковского,
нашедший свое выражение в
определении программного смысла
поэмы "Облако в штанах":
""Долой вашу любовь", "долой
ваше искусство", "долой ваш
строй", "долой вашу религию"
— четыре крика четырех частей".
Любви, искусству, социальному
строю и религии старого мира
Маяковский противопоставляет свою
любовь, свое искусство, свое представление
о социальном устройстве будущего,
свою веру в идеал нового, во
всех отношениях прекрасного
человека. Попытка реализации этой
программы после революции оказалась
для поэта трагической. В "Облаке"
Маяковский выходит к людям
"безъязыкой" улицы в роли
поэта-пророка, "тринадцатого апостола",
"сегодняшнего дня крикогубого
Заратустры", чтобы произнести
перед ними новую Нагорную
проповедь. Называя себя "сегодняшнего
дня крикогубым Заратустрой",
Маяковский хотел сказать, что
и он, подобно Заратустре, является
пророком грядущего — но не
сверхчеловека, а освобожденного
от рабства человечества.
В поэмах-трагедиях
"Облако в штанах", "Флейта-позвоночник",
"Война и мир", "Человек"
и "Про это" у героя
Маяковского, выступающего в роли
богоборца, "тринадцатого апостола",
Демона и воителя, появляются
трагические двойники, похожие на
Христа. В изображении этой трагической
двойственности Маяковский развивает
традиции Гоголя, Лермонтова, Достоевского
и Блока, становится богоборцем
с сердцем Христа. Его богоборчество
начинается с мук неразделенной
любви к женщине и только
потом приобретает социальный
и бытийный смысл. В поэме
"Флейта-позвоночник" он показал
грядущий праздник взаимной, разделенной
любви, а в поэме "Война
и мир" — праздник братского
единения всех стран, народов
и материков. Маяковский хотел
разделенной любви не только
для себя, но "чтоб всей вселенной
шла любовь". Его идеалы трагически
разбивались о реальную действительность.
В поэме "Человек" показан
крах всех усилий и устремлений
героя, направленных на достижение
личных и общественных идеалов.
Этот крах обусловлен косностью
человеческого естества, трагическим
дефицитом любви, рабской покорностью
людей Повелителю Всего — этому
всесильному наместнику Бога
на земле, символу власти денег,
власти буржуазии, способной купить
любовь и искусство, подчинить
себе волю и разум людей.
В пьесе "Мистерия-буфф"
и поэме "150 000 000" поэт ставит
революционные массы народа на
место Бога и Христа. При этом,
в отличие от "Двенадцати" Блока,
Маяковский односторонне идеализирует
социальное сознание и творческие
возможности революционных масс,
которые еще недавно изображались
поэтом как безликие толпы
людей, покорные Повелителю Всего,
а теперь, по подсказке автора,
самоуверенно заявляющие: "Мы
сами себе и Христос и Спаситель!"
В гениальной
поэме-трагедии "Про это" Маяковский
показал борьбу лирического героя
за идеальную, разделенную любовь,
без которой нет жизни. В
ходе этого трагического поединка
с героем происходят фантастические
метаморфозы, его природное естество
под воздействием "громады любви"
развоплощается, превращается в творческую
и духовную энергию, символами которой
являются стих, поэзия и страдающий Христос.
Гиперболический процесс метаморфоз выражен
поэтом в сложной системе трагических
двойников поэта: медведя, комсомольца-самоубийцы,
похожего одновременно и на Иисуса, и на
самого Маяковского, и других. В целом
этот трагедийный метаморфический процесс
обретает форму поэмы-мистерии о любви,
страданиях, смерти и грядущем воскресении
Всечеловека, Человека природного, стремящегося
занять место Бога.
В поэме "Хорошо!"
и сатирической дилогии "Клоп"
и "Баня" Маяковский изображает,
как в революционной борьбе
рождается советская Россия, славит
"отечество... которое есть,/но
трижды — которое будет", внимательно
следит за ростками новой жизни,
стремясь как поэт романтико-футуристического
склада помочь их быстрому
развитию. Вместе с тем он обнаруживает
в зародыше раковые опухоли
советского общества, грозящие ему
смертельными болезнями.
После поэмы
"Хорошо!" Маяковский хотел
написать поэму "Плохо", но
вместо нее написал сатирические
пьесы "Клоп" и "Баня", в
которых показал самые опасные
тенденции в молодом советском
обществе: перерождение рабочих
и партийцев в мещан — любителей
красивой, "аристократической"
жизни за чужой счет (Присыпкин)
и усиление власти невежественных
и некомпетентных партийно-советских
бюрократов вроде Победоносикова.
Сатирическая дилогия поэта показала,
что основная масса людей оказалась
не готова занять место Бога
и приступить к реализации
высоких идеалов и потенциальных
возможностей человека. В поэме
"Во весь голос" Маяковский
называет настоящее "окаменевшим
говном", а реализацию своего
идеала Человека переносит в
неопределенно далекое "коммунистическое
далеко".
Сатира поэта,
особенно "Баня", вызвала травлю
со стороны рапповской критики.
В феврале 1930
г. поэт вступает в РАПП (Российская
Ассоциация пролетарских писателей).
Этот поступок Маяковского был
осужден его друзьями. Отчуждение
и общественная травля усугублялись
личной драмой ("любовная лодка
разбилась о быт"). Маяковскому
упорно стали отказывать в
выезде за границу, где у
него должна была состояться
встреча с женщиной (стихотворение
"Письмо Татьяне Яковлевой",
1928), с которой намеревался связать
свою жизнь. Все это привело
Маяковского к самоубийству, предсказанному
еще в трагедии "Владимир Маяковский".