Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 13:37, биография
Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Немирове, где служил тогда его отец. Вскоре майор Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку и осенью 1824 года вернулся с семьей в родные места. В Грешневе он начал обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных.
Биография Некрасова
Николай Алексеевич
Некрасов родился на Украине 28 ноября
(10 декабря) 1821 года в Немирове, где
служил тогда его отец. Вскоре майор
Алексей Сергеевич Некрасов вышел
в отставку и осенью 1824 года вернулся
с семьей в родные места. В Грешневе
он начал обычную жизнь
Крепостническое самодурство
в те годы было явлением обычным, почти
повсеместным, но с детских лет
глубоко уязвило оно душу поэта,
потому что жертвой оказался не только
он сам, не только грешневские крестьяне
и дворовые, но и любимая "русокудрая,
голубоокая" мать поэта. "Это... было
раненное в самом начале жизни
сердце,- говорил о Некрасове
Но и от своего
отца Некрасов унаследовал некоторые
положительные качества - силу характера,
твердость духа, завидное упрямство
в достижении цели:
Как требовал отцовский
идеал:
Рука тверда, глаз
верен, дух испытан.
От Алексея Сергеевича
поэт с детства заразился и
охотничьей страстью, той самой, которая
впоследствии давала ему счастливую
возможность искреннего, сердечного
сближения с мужиком. Именно в
Грешневе завязалась глубокая дружба
Некрасова с крестьянами, которая
питала потом его душу и творчество
на протяжении всей жизни:
Приятно встретиться
в столице шумной с другом
Зимой,
Но друга увидать,
идущего за плугом
В деревне в летний
зной,-
Стократ приятнее...
Так писал Некрасов
летом 1861 г. в Грешневе, куда он часто
наезжал после примирения с отцом.
Ссора с ним произошла
по известному и весьма характерному
поводу. Рано стал тяготиться Некрасов
крепостническим произволом в доме
отца, рано стал заявлять свое несогласие
с отцовским образом жизни. В
Ярославской гимназии он уже целиком
отдался второй любимой страсти,
унаследованной от матери,- литературе,
театру. Юноша не только много читал,
но и пробовал свои силы на литературном
поприще. К моменту решающего
поворота в его судьбе у Некрасова
была тетрадь собственных стихов,
написанных в подражание модным тогда
романтическим поэтам:
Я отроком покинул
отчий дом
(За славой я
в столицу торопился)...
20 июля 1838 года шестнадцатилетний
Некрасов отправился в дальний
путь с "заветной тетрадью".
Вопреки воле отца, желавшего
видеть сына в военном учебном
заведении, Некрасов решил
"Петербургскими
мытарствами" называют обычно
этот период в жизни Некрасова.
Литературный талант
Некрасова подмечает издатель театрального
журнала "Репертуар и пантеон"
Ф. А. Кони. Не без его поддержки
юноша пробует силы в театральной
критике, но обретает некоторую популярность
как автор стихотворных фельетонов
("Говорун", "Чиновник") и водевилей
("Актер", "Петербургский ростовщик").
В этих произведениях Некрасов ищет
и подчас находит демократического
зрителя и читателя. Увлечение
драматургией не проходит бесследно
и для его поэтического творчества:
драматический элемент
Сильно подействовали
на восприимчивого юношу социалистические
убеждения Белинского. Ведь горькую
долю бесприютного бедняка Некрасов
испытал на своем собственном
опыте: "петербургские мытарства"
научили его в каждом нищем
видеть своего собрата, искренне сочувствовать
несчастьям и бедам народным, глубоко
любить "золотое народное сердце".
Социалистические идеи пали на благодатную
почву, они нашли в душе поэта
самый прямой и прочувствованный
отклик. Впоследствии Некрасов заплатил
щедрую дань любви и благодарности
своему учителю в стихотворении
"Памяти Белинского", в поэме "В.
Г. Белинский", в сценах из лирической
комедии "Медвежья охота":
Ты нас гуманно
мыслить научил,
Едва ль не первый
вспомнил о народе,
Едва ль не первый
ты заговорил
О равенстве, о братстве,
о свободе...
Именно теперь Некрасов
выходит в поэзии на новую дорогу,
создавая первые, глубоко реалистические
стихи с демократической
Наряду с поэзией
Некрасов в эти годы пробует силы
и в прозе. Особо выделяется его
незаконченный роман "Жизнь и
похождения Тихона Тростникова" (1843-1848),
произведение во многом автобиографическое,
связанное с "петербургскими мытарствами".
Отдельные сюжеты и тематические
мотивы этого романа Некрасов разовьет
потом в поэзии - "Несчастные",
"На улице", "О погоде", "Ванька",
"Извозчик" и др. Белинский высоко
ценил острый критический ум Некрасова,
поэтический талант, глубокое знание
народной жизни и унаследованную
от ярославцев деловитость и
В 1847 году в руки Некрасова
и его друзей (И. И. Панаева, Белинского,
Тургенева) переходит журнал "Современник",
основанный А. С. Пушкиным, потускневший
после его смерти под редакцией
П. А. Плетнева и теперь заново возрожденный.
С журналом "Современник" будут
связаны лучшие русские
писатели 40-60-х годов.
При участии Некрасова Тургенев
публикует здесь "Записки охотника",
И. А. Гончаров - роман "Обыкновенная
история", Д. В. Григорович - повесть
"Антон Горемыка", А. И. Герцен –
повести "Сорока-воровка" и "Доктор
Крупов", Белинский - поздние критические
статьи.
Однако начавшийся
к концу 40-х годов в России общественный
подъем на самом его взлете подсекает
страшный удар. В феврале 1848 года вспыхивает
революция во Франции, и перепуганный
Николай I решает разом пресечь всякое
"вольномыслие". Арестованы члены
кружка Петрашевского, подобная же участь
угрожает Белинскому, но, как с горечью
писал Некрасов, "тут услужливо
могила ему объятья растворила".
В стране начался один из самых
тяжелых периодов ее истории, получивший
название "мрачное семилетие":
Помню я Петрашевского
дело,
Нас оно поразило,
как гром,
Даже старцы ходили
несмело,
Говорили негромко
о нем.
Так писал Некрасов
в сатире "Недавнее время" о
трудных годах, которые переживала
тогда и наша литература. Придирки
цензоров доходили до нелепости: даже
в поваренных книгах вычеркивалось
словосочетание "вольный дух".
Случалось, что перед выходом
в свет "Современника" цензура
запрещала к публикации добрую треть
материала, и тогда Некрасову
приходилось проявлять
этот период он совместно
с женой, А. Я. Панаевой, пишет два
объемных романа "Три страны света"
и "Мертвое озеро", призванные
заполнять запрещенные цензурой
страницы журнала. В суровых условиях
оттачивается мастерство Некрасова-редактора,
его умение ловко обходить цензурные
препятствия. На своей квартире он устраивает
еженедельные обеды, в которых, наряду
с сотрудниками журнала, принимают
участие цензоры, волей-неволей смягчающие
свой нрав в интимной
обстановке да еще в кругу знаменитых
литераторов. Использует Некрасов и
свои знакомства с высокопоставленными
людьми как член Английского клуба
и искусный игрок в карты.
После смерти Белинского,
в 1848 году Некрасов подключается к работе
в литературно-критическом
Великая заслуга
Некрасова-редактора перед
критик Н.А. Добролюбов.
Когда в 1859 году произойдет исторически
неизбежный разрыв либералов с революционерами-
Решетникова, Н. Г. Помяловского,
В. А. Слепцова, П. И. Якушкина, Г. И. Успенского
и др.
В 1862 году после петербургских
пожаров поднимается очередная
волна гонений на передовую общественную
мысль. Распоряжением правительства
"Современник" приостанавливается
на восемь месяцев (июнь - декабрь 1862 года).
В июле 1862 года арестован Чернышевский.
В этих драматических условиях Некрасов
предпринимает энергичные попытки
спасти журнал, а после официального
разрешения в 1863 году печатает на страницах
"Современника" программное произведение
русской революционной
В июне 1866 года, после
выстрела В. В. Каракозова в Александра
II, власти вновь запрещают издание
"Современника". Рискуя своей репутацией,
во имя спасения журнала Некрасов
решается на "неверный звук": он произносит
в Английском клубе стихи, посвященные
О. И. Комиссарову, официально объявленному
спасителем царя от покушения Каракозова.
Но все эти отчаянные
попытки спасти журнал
остались безрезультатными и явились
предметом мучительных
Только спустя полтора
года Некрасову удается арендовать
у А. А. Краевского журнал "Отечественные
записки". С 1868 года и до самой
смерти Некрасов остается бессменным
редактором этого журнала, объединяющего
прогрессивные литературные силы 70-х
годов. В редакцию "Отечественных
записок" Некрасов приглашает М. Е. Салтыкова-Щедрина
и Г. 3. Елисеева. В отделе беллетристики
печатаются А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин,
С. В. Максимов, Г. И. Успенский, А. И. Левитов
и другие писатели демократического
лагеря. Отделом критики руководит
Д. И. Писарев, а после его смерти
- А. М. Скабичевский и Н. К. Михайловский.
Отдел публицистики ведут Г. 3. Елисеев
и С. Н. Кривенко. Журнал "Отечественные
записки" разделяет в 70-е годы
славу запрещенного "Современника"
и стоит в самом центре общественной
и литературной борьбы. Деятельность
Некрасова-редактора