Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:49, биография
Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души" - величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей - помещиков, чиновников, Чичикова - писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому кругу.
Сюжет "Мертвых душ" (последовательность встреч Чичикова с помещиками) отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека.
Николай Васильевичь Гоголь
Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые
души" - величайшее
произведение мировой литературы. В омертвении
душ персонажей - помещиков, чиновников,
Чичикова - писатель усматривает трагическое
омертвение человечества, унылое движение
истории по замкнутому кругу.
Сюжет "Мертвых душ" (последовательность
встреч Чичикова с помещиками) отражает
представления Гоголя о возможных степенях
деградации человека. "Один за другим
следуют у меня герои один пошлее другого",
- отмечал писатель. В самом деле, если
Манилов еще сохраняет в себе некоторую
привлекательность, то Плюшкин, закрывающий
галерею помещиков-крепостников, уже открыто
назван "прорехой на человечестве".
Создавая образы Манилова, Коробочки,
Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Гоголь
прибегает к общим приемам реалистической
типизации (изображение деревни, господского
дома, портрета хозяина, кабинета, разговора
о городских чиновникахЕ) В тех случаях,
когда это необходимо, предстает перед
нами и биография персонажа.
В образе Манилова запечатлен тип праздного
мечтателя, "романтического" бездельника.
Хозяйство помещика находится в полном
упадке. "Дом господский стоял на юру,
то есть на возвышении, открытом всем ветрам,
каким только вздумается подутьЕ" Ворует
ключница, "глупо и без толку готовится
на кухне", "пусто в кладовой", "нечистоплотны
и пьяницы слуги". А между тем воздвигнута
"беседка с плоским зеленым куполом,
деревянными колоннами и надписью: "Храм
уединенного размышления"." Мечты
Манилова вздорны и нелепы. "ИногдаЕ
говорил он о том, как бы хорощо было, если
бы вдруг от дома провести подземный ход
или через пруд выстроить каменный мостЕ"
Гоголь показывает, что Манилов пошл и
пуст, реальных духовных интересов у него
нет. "В его кабинете всегда лежала какая-то
книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой
странице, которую он постоянно читал
уже два года". Пошлость семейной жизни
( отношения с женой, воспитание Алкида
и Фемистоклюса), приторная слащавость
речи ("майский день", "именины
сердца") подтверждают проницательность
портретной характеристики персонажа.
"В первую минуту разговора с ним не
можешь не сказать: "какой приятный
и добрый человек!" В следующую минуту
разговора ничего не скажешь, а в третью
скажешь: "Черт знает что это такое!"
- и отойдешь подальше; если не отойдешь,
почувствуешь скуку смертельную". Гоголь
с потрясающей художественной силой показывает
мертвенность Манилова, никчемность его
жизни. За внешней привлекательностью
скрывается духовная пустота.
Образ накопительницы Коробочки уже лишен
тех "привлекательных" черт, которые
отличают Манилова. И снова перед нами
тип - "одна из тех матушек, небольших
помещиц, которыеЕ набирают понемногу
деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные
по ящикам комодов". Интересы Коробочки
всецело сконцентрированы на хозяйстве.
"Крепколобая" и "дубинноголовая"
Настасья Петровна боится продешевить,
продавая Чичикову "мертвые души".
Любопытна "немая сцена", которая
возникает в этой главе. Аналогичные сцены
находим почти во всех главах, показывающих
заключение сделки Чичикова с очередным
помещиком. Это позволяет с особой выпуклостью
показать духовную пустоту Павла Ивановича
и его собеседников. В финале третьей главы
Гоголь говорит о типичности образа Коробочки,
незначительной разнице между ней и иной
аристократической дамой.
Галерею "мертвых душ" продолжает
в поэме Ноздрев. Как и другие помещики,
он внутренне не развивается, не меняется
в зависимости от возраста. "Ноздрев
в тридцать пять лет был таков же совершенно,
каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник
погулять". Портрет лихого кутилы сатиричен
и саркастичен одновременно. "Это был
среднего роста, очень недурно сложенный
молодец с полными румяными щекамиЕ Здоровье,
казалось, так и прыскало с лица его".
Впрочем, Чичиков замечает, что один бакенбард
был у Ноздрева меньше и не так густ, как
другой (результат очередной драки). Страсть
к вранью и карточной игре во многом объясняет
то, что ни на одном собрании, где присутствовал
Ноздрев, не обходилось без истории. Жизнь
помещика абсолютно бездуховна. В кабинете
"не было заметно следов того, что бывает
в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели
только сабля и два ружьяЕ" Разумеется,
хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед
состоит из блюд, которые пригорели, или,
напротив, не сварились.
Попытка Чичикова купить мертвые души
у Ноздрева - роковая ошибка. Именно Ноздрев
разбалтывает на балу у губернатора тайну.
Приезд в город Коробочки, пожелавшей
узнать, "почем ходят мертвые души",
подтверждает слова лихого "говоруна".
Образ Ноздрева не менее типичен, чем образ
Манилова или Коробочки. Гоголь пишет:
"Ноздрев долго еще не выведется из
мира. Он везде между нами и, может быть,
только ходит в другом кафтане; но легкомысленно
непроницательны люди, и человек в другом
кафтане кажется им другим человеком".
Перечисленные выше приемы типизации
используются Гоголем и для описания образа
Собакевича. Деревня и хозяйство помещика
свидетельствуют об определенном достатке.
"Двор окружен был крепкою и непомерно
толстою деревянной решеткой. Помещик,
казалось, хлопотал много о прочностиЕ
Деревенские избы мужиков тоже срублены
были на дивоЕ все было пригнано плотно
и как следует".
Описывая внешность Собакевича, Гоголь
прибегает к зоологическому уподоблению
(сравнение помещика с медведем). В своих
суждениях о еде Собакевич поднимается
до своеобразной "гастрономической"
патетики: "У меня когда свинина - всю
свинью давай на стол, баранина - всего
барана тащи, гусь - всего гуся!" Впрочем
Собакевичу (этим он отличается от Плюшкина
и большинства других помещиков) присуща
некоторая хозяйственная жилка (не разоряет
собственных крепостных, добивается известного
порядка в хозяйстве, выгодно продает
Чичикову мертвые души, отлично знает
деловые и человеческие качества своих
крестьян).
Предельная степень человеческого падения
запечатлена Гоголем в образе богатейшего
помещика губернии (более тысячи крепостных)
Плюшкина. Биография персонажа позволяет
проследить путь от "бережливого"
хозяина к полусумасшедшему скряге. "А
ведь было время, когда онЕ был женат и
семьянин, и сосед заезжал к нему пообедатьЕ
навстерчу выходили две миловидные дочкиЕ
выбегал сынЕ Сам хозяин являлся к столу
в сюртукеЕ Но добрая хозяйка умерла, часть
ключей, а с ними мелких забот перешли
к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как
все вдовцы, подозрительнее и скупее".
Вскоре семья полностью развалилась, и
в Плюшкине развиваются невиданные мелочность
и подозрительность: "Есам он обратился
наконец в какую-то прореху на человечестве".
Итак, отнюдь не социальные условия привели
помещика к последнему рубежу нравственного
падения. Перед нами разыгрывается трагедия
одиночества, перерастающая в кошмарную
картину одинокой старости.
В деревне Плюшкина Чичиков замечает "какую-то
особенную ветхость". Войдя в дом, Чичиков
видит странное нагромождение мебели
и какого-то уличного хлама. Плюшкин - ничтожный
раб собственных же вещей. Он живет хуже,
чем "последний пастух Собакевича".
Бесчисленные богатства пропадают зряЕ
Предостерегающе звучат слова Гоголя:
"И до какой ничтожности, мелочнности,
гадости мог снизойти человек! Мог так
измениться!.. Все может статься с человеком".
Таким образом, помещиков в "Мертвых
душах" объединяют общие черты: бесчеловечность,
праздность, пошлость, духовная пустота.
Однако Гоголь не был бы, как мне кажется,
великим писателем, если бы не ограничился
лишь "социальным" объяснением причин
духовной несостоятельности персонажей.
Он действительно создает "типические
характеры в типических обстоятельствах",
но "обстоятельства" могут заключаться
и в условиях внутренней психической жизни
человека. Повторяю, что падение Плюшкина
не связано прямо с его положением помещика.
Разве потеря семьи не может сломить даже
самого сильного человека, представителя
любого класса или сословия?! Словом, реализм
Гоголя включает в себя и глубочайший
психологизм. Этим-то поэма и интересна
современному читателю.
Миру мертвых душ противопоставлена в
произведении вера в "таинственный"
русский народ, в его неисчерпаемый нравственный
потенциал. В финале поэмы возникает образ
бесконечной дороги и несущейся вперед
птицы-тройки. В этом неукротимом движении
чувствуется уверенность писателя в великом
предназначении России, в возможности
духовного воскресения человечества.