Началось следствие,
которому подвергся Пушкин, но
он отрекался от авторства
в письменном виде. В конце
концов, он послал царю какое-то
письмо, после чего дело было
прекращено, но у Пушкина появились
новые обязанности перед правительством.
В 1829 году Пушкин приезжает
из Петербурга в Москву и
сватается к Наталье Николаевне
Гончаровой, на что получает отказ.
После Пушкин уезжает на Кавказ,
вопреки отказу Николая I. Свою
поездку на Кавказ Пушкин описывает
в "Путешествии в Арзрум".
Пушкин едет на Кавказ из-за
желания участвовать в Турецкой
войне, но по большей степени
из-за друзей-товарищей, служивших
в то время там. Возвращение
Пушкина с Кавказа было принято
с величайшим раздражением, Николай
I требовал объяснений. В конце
20-х гг. Пушкин ведет постоянные
схватки с Булгариным. В апреле 1830
года Пушкин делает новое предложение
Наталье Гончаровой и на этот раз оно было
принято. В семье Гончаровых было потребованно
от Пушкина официальное удостоверение
от Бенкендорфа, что он не находится под
полицейским надзором. Также их интересовало
материальное благо Пушкина. Его отцом
ему была передана часть нижегородского
имения - деревня Кистеневка, находившаяся
недалеко от принадлежавшему Сергею Львовичу
села Болдина. 1 сентября 1830 года Пушкин
уехал в Болдино, предварительно поругавшись
с матерью Гончаровой, после чего вопрос
о браке остался открытым. БОЛДИНСКАЯ
ОСЕНЬ 1830 г. В Болдино Пушкин очень плодотворно
поработал. Он написал около четырех сот
стихов, 8-ю, 9-ю и 10-ю главы "Евгения Онегина"
но последняя сгорает. Также он пишет в
Болдино около 30 мелких стихов, 5 повестей
прозою, несколько драматических сцен.
Работа в Болдино замыкает целый период
творчества Пушкина. Пушкин пишет прозу,
пишет много критических и публицистических
статей. Основная работа в Болдино заключалась
в маленьких трагедиях, связанных с драматургическими
опытами Пушкина. Пребывание в Болдино
имело еще результат, важный для дальнейшей
биографии Пушкина. Здесь он убедился
в разоренности и запущенности имения.
Он увидел, что будущее его не связано
с поместьем. Стать помещиком ему не удалось
бы, да он и не чувствовал к этому призвание.
Болдино не могло
давать доходы. Будущее Пушкина
заключалось в том, что он
был "грамотей и стихотворец".
Само Болдино было для него местом творчества,
а не помещичьих забот. Здесь, в Болдине,
он много написал критических и публицистических
статей, которые имели уже характер подведения
итогов пройденному.
Отвечая своим противникам,
Пушкин сделал обзор собственного
творчества. Большая часть его
заметок о собственных произведениях
относится именно к болдинской
осени (1930 год). Здесь, в Болдине,
он исчерпал все литературные
замыслы прошлого и, выезжая
отсюда, был готов начать новую
жизнь как в личном, так и в литературном
отношении ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ По возвращении
из Болдина Пушкин заложил имение, женился.
Свадьба состоялась 18 февраля 1831 года
в Москве, но впоследствии Пушкины жили
в Петербурге. В период между Москвой и
непосредственно Петербургом они жили
в Царском Селе, где Пушкин с помощью Жуковского
мог наладить личные отношения в правительстве.
А Николай I пожелал видеть жену Пушкина
в качестве украшения его придворных балов.
Тогда же, в 1831 году, Пушкин поднимал вопрос
о разрешении издавать политический орган.
Разрешение было дано только в июле 1832
года, но Пушкин им не воспользовался.
Летом 1831 года роман "Евгений Онегин"
получил окончательную отделку, "Борис
Годунов" не пользовался успехом. В
этот период Пушкин задумывает "Дубровского"
и "Историю Пугачева". Собирая материал
для "Истории Пугачева" и ездя на
места сражения, Пушкин в октябре возвращается
в Болдино и проводит там до половины ноября.
Это была вторая
болдинская осень. Там он закончил
"Историю Пугачева", написал
"Медный всадник", "Сказку
о рыбаке и рыбке", "Сказку
о мертвой царевне" и много
стихотворений. К этому же времени
относится работа над "Пиковой
дамой". В личной жизни Пушкина
произошли новые изменения. В
конце декабря 1833 года Пушкин
был пожалован Николаем I в камер-юнкеры
при дворе, что Пушкин воспринял
как оскорбление. Его отрицательное
восприятие этой должности привело
еще к одному конфликту с
Николаем I, было угодно то, что
жена Пушкина танцевала в Аничкове.
В это время у Пушкина были
материальные затруднения, должность
при дворе не давала спокойно
работать, а переиздание его произведений
не приносило больших доходов.
К тому же в мае 1832 года
у Пушкиных родилась дочь Мария,
а в июле 1833 года - сын Александр,
позднее, 1835 году родится сын Григорий
и 1836 году - дочь Наталья. В Петербурге
жили сами Пушкины и две
сестры жены. Для того, чтобы содержать
такую большую семью и давать ей возможность
вести широкую светскую жизнь, Пушкин
прибегает к займу, и залогам драгоценностей.
Долг у него составлял
60 тыс. рублей, и ему пришлось
прибегнуть к помощи государства,
чем он оказался окончательно
привязан ко двору. В марте
1836 года умерла мать Пушкина,
оставив в наследство Михайловское,
дележ которого дотянулся до
смерти Пушкина. В 1835 году появился
повод к дуэли, когда молодой
офицер Дантес начал ухаживать
за Натальей Николаевной, чему
она была не против. По двору
ходили мерзкие сплетни и Пушкину было
прислано анонимное письмо, где указывалось
косвенно на измену его жены с Николаем
I.
Пушкин заподозрил
в авторе этого письме Геккерна
(приемного отца Дантеса) и вызвал на дуэль
Дантеса. Но вмешательство Жуковского
предотвратило дуэль. По настоянию Пушкина
Дантес женился на одной из сестер Натальи
Николаевны Гончаровой. Но и после брака
Дантес продолжал ухаживать за женой поэта.
Вскоре Пушкин узнал о свидании Натальи
Николаевны с Дантесом, состоявшимся в
доме Идалии Полетики, лично ненавидевшей
Пушкина. На этот раз Пушкин послал вызов
самому Геккерну, но вместо него вызов
принял Дантес. Дуэль состоялась 27 января
1937 года на Черной речке у Комендантской
дачи. Там Пушкин был смертельно ранен.
В 2 часа 29 января (по новому стилю 10 февраля)
1937 года он умер. 5 февраля Пушкин был перевезен
в село Михайловское и погребен у Святогорского
монастыря.
НАРОДНОСТЬ СКАЗОК ПУШКИНА
"Пушкин есть явление чрезвычайное
и, может быть, единственное явление русского
духа: это русский человек в конечном его
развитии, в каком он, может быть, явится
через двести лет. В нем русская природа,
русская душа, русский дух, русский характер
отразились в такой же чистоте, в такой
же очищенной красоте, в какой отражается
ландшафт на выпуклой поверхности оптического
стекла" (Н. В. Гоголь).
Когда мы читаем
Пушкина, мы вовсе не обязательно
думаем о его заслугах, о том,
что он родоначальник новой
русской литературы, основатель
реализма. Зато мы непременно
чувствуем, какой огромный художественный
мир - целый мир! - создал Пушкин,
как прекрасен и многообразен
этот мир, как в нем все
полно жизни, чувства, глубокой
правды - будь это "Евгений Онегин"
или "Сказка о попе и о
работнике его Балде", "Капитанская
дочка" или "Буря мглою небо кроет".
Каждый из нас находит в этом мире что-то
свое, что-то особенно близкое себе: это
такой колодец, из которого может черпать
каждый, и черпать бесконечно на протяжении
всей своей жизни.
"У каждого возраста
свой Пушкин" - сказал как-то
Самуил Яковлевич Маршак. Это
очень верно. Верно и то, что
любой человек возвращается к
поэзии Пушкина и, по-новому, уже
воспринимает его творчество, и
снова открывает для себя что-то
новое и неведомое.
Мир сказок Пушкина
- это когда возвращение к поэзии
Пушкина происходит естественным
образом. Когда ты маленький,
то тебе читают сказки Пушкина,
и ты переживаешь вместе с
героями этих сказок под "мелодичный
голос", заключенный в стихотворном
ритме. Выразительно охарактеризован
Белинским пушкинский стих: "Античная
пластика и строгая простота
сочетались в нем с обаятельною
игрою романтической рифмой; все
акустическое богатство, вся сила
русского языка явились в нем
в удивительной полноте; он нежен,
сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч
и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен
и чист, как кристалл, душист и благовонен,
как весна, крепок и могуч, как удар меча
в руке богатыря... Если бы мы хотели охарактеризовать
стих Пушкина одним словом, мы сказали
бы, что это по преимуществу поэтический
художественный, артистический стих, -
этим разгадали бы тайну пафоса всей поэзии
Пушкина...".
Когда ты становишься
взрослым, то ты читаешь эти
сказки своим детям, по-новому
воспринимая их, но не переставая их
любить и дарить эту любовь своим детям.
А.С. Пушкин в детстве
очень любил слушать сказки, рассказанные
своей няней, Ариной Родионовной.
Об этом знают все. Но интерес
к сказкам появляется у Пушкина
уже в конце его поэтической
деятельности в тридцатые годы.
Из более ранних опытов известен
только отрывок "Сказки о
царе Никите и его сорока
дочерях", 1822 год. Сказка эта,
написанная на нескромный сюжет,
была уничтожена Пушкиным. Сохранился
лишь черновик ее начала, а
начало это любопытно только
тем, что весь Пушкин уже
употребил тот стихотворный размер,
которым написана большая часть
его последних сказок, - четырехстопный
хорей.
Начиная с 1827 г. - по
1828 г. Пушкин проявляет усиленный
интерес к народному творчеству.
Еще до этого, во время пребывания
в Михайловском, он охотно слушал
песни и сказки крестьян и
записывал их.
С 1827 года он сам
начинает писать "в народном
вкусе". Сказки Пушкина не являются
точным переложением народных
сказок, и лишь немногое из
этих сказок попало в его
стихотворные сказки. Большая же
часть заимствована им из немецких
сказок братьев Гримм. Выбирая
занимательный сказочный сюжет
и переделывая его свободно
во вкусу русских народных сказок, Пушкин
совершенно не заботился о подлинности
рассказываемых сказок.
Из вышесказанного
можно сделать вывод, что сказкам
присущ вымысел и романтизм,
но интерес к сказкам Пушкина
был, есть и остается.
Интересно почему? А
потому что они очень народны.
В них отражены эпизоды из жизни простых
крестьян и бедноты: "Жил старик со старухой
У самого синего моря: Они жили в ветхой
землянке Ровно тридцать лет и три года,
Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла
свою пряжу." и "Хоть бы взял ты с нее
корыто, Наше-то совсем раскололось."
( Сказка о рыбаке и рыбке) Видно, что жили
старик со старухой, и не всегда у них хватало
еды: "Раз он в море закинул невод, Пришел
невод с одною тиной.
Он другой раз закинул
невод, Пришел невод с травою
морскою.
Третий раз он закинул
невод, Пришел невод с одною
рыбкой,..." Отражен в сказках Пушкина
также и определенный уклад жизни простых
людей. На Руси девушки проводили вечера
за рукоделием и общением друг с другом,
рассказывая свои мысли и мечты: "Три
девицы под окном Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица,
Говорит одна девица, То на
весь крещеный мир Приготовила б
я пир.
Кабы я была царица,
Говорит ее сестрица, То на
весь бы мир одна Наткала бы полотна.
Кабы я была царица,
Третья молвила сестрица, Я б
для батюшки-царя Родила богатыря".
(Сказка о царе Салтане)
Как хорошо описал Пушкин добротную русскую
избу, назвав ее теремом: "И царевна
очутилась В светлой горнице; кругом Лавки,
крытые ковром, Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой Видит девица,
что тут Люди добрые живут,..." "Засветила
богу свечку, Затопила жарко печку, На
полати взобралась И тихонько улеглась"
(Сказка о мертвой царевне) Создается объем
большого, светлого, надежного жилища
и очень русского: светлая горница, лавки,
стол дубовый под святыми, печь с лежанкой
изразцовой. В каждом доме на Руси был
угол, где висели иконы и стол в доме всегда
ставили под святыми.
Город на старой
Руси также описан в сказках:
"И дивясь перед собой, Видит
город он большой, Стены с
частыми зубцами И за белыми стенами
Блещут маковки церквей И святых монастырей"
Сказки народны также и потому, что А. С.
Пушкин использует в них слова и обороты,
свойственные большинству людей в России
того времени: - "И пустили в Окиян"
- "Девицу в живых оставил" - "Чародея
подстрелил" - "Лебедь тешится моя"
- "Мать и сын идут ко граду" - "И
Ответ держать велит" - "За морем житье
не худо" - "Не привальный, не жилой"
- "Чуду царь Салтан дивится" - "Обмерла
и окривела" - "Чудо-чудное завесть"
- "Свет о белке правду бает" - "При
честном при всем народе" - "Злыми
жабами глядят" - "Молит князь: душа
де просит, Так и тянет и уносит..." - "У
моря искать дичины" - "Со креста шнурок
шелковый" - "Смотрит - видит дело
лихо: Бьется - лебедь средь зыбей" -
"Молвит он: коль жив я буду" - "К
нам он в гости обещался А доселе не собрался"
- "С сватьей бабой Бабарихой;" - "И
засеян двор большой Золотою скорлупой"
- "В нем взыграла ретивое!" - "...и
дух в нем занялся...
Царь слезами залился"
- "Их нашли насилу там"
Все эти строки взяты из
сказки А. С. Пушкина "Сказка
о царе Салтане, о сыне его, славном
и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной Царевне Лебеди". В других
сказках Пушкина безусловно можно найти
еще достаточно много подтверждений тому,
что общение с крестьянами и его интерес
к их песням и сказкам породили такое богатство
описаний, переживаний, мыслей и характеристик
персонажей на языке таком близком и знакомом
им. И хотя мы живем в XX веке, читая все
эти строки, отдаешь дань восхищениям
русскому языку, его многообразию, певучести
и красоте, а А. С. Пушкину - память в сердце.
Мысль о правде, о
справедливости, о добре и зле
глубоко волновали человека всегда.
И всегда хотелось верить, что
как бы ни сильны и наглы
зло, корысть, властолюбие и
несправедливость, они своей ненасытностью
в конце концов сами себя накажут, а правда
рано или поздно возьмет свое. Правда Пушкин
видел, что в жизни это бывает реже, чем
в сказке, но тем приятнее было писать
эти сказки.
Образно Пушкин показывает
чувство сестер царицы и сватьи
Бабарихи в сказке "Сказка о царе Салтане,
о сыне его, славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
Царевне Лебеди": "В кухне злится
повариха Плачет у станка ткачиха И завидуют
оне Государевой жене." "А ткачиха
с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят Перенять гонца велят"
И добиваются своими злодеяниями результата,
устраивающего их: "Делать нечего: бояре,
Потужив о государе И царице молодой, В
спальню к ней пришли толпой Объявили
царску волю - Ей и сыну злую долю, Прочитали
вслух указ, И царицу в тот же час В бочку
с сыном посадили, Засмолили, покатили
И пустили в Окиян - ..." Тема зависти
также прослеживается в "Сказке о мертвой
царевне и семи богатырях": "На девичник
собираясь, Вот царица, наряжаясь, Перед
зеркальцем своим, Перемолвилася с ним:
"Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней
и белее?" Что же зеркальцо в ответ? "Ты
прекрасна, спору нет; Но царевна всех
милее, Всех румяней и белее." Как царица
отпрыгнет, Да как ручку замахнет, Да по
зеркальцу как хлопнет, Каблучком-то как
притопнет!...
"Ах, ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей
со мною? Я в ней дурь-то успокою
Вишь какая подросла! И не диво, что бела:
Мать беременной сидела, Да на снег лишь
и глядела! Но скажи: как можно ей Быть
во всем меня милей? Признавайся: всех
я краше, Обойди все царство наше, Хот весь
мир; мне ровной нет Так ли?" Зеркальцо
в ответ: "А царевна все ж милее, Все
ж румяней и белее".
Делать нечего. Она
Черной зависти полна, Бросив
зеркальце под лавку, Позвала
к себе Чернавку, И наказывает
ей, Сенной девушке своей, Весть
царевну в глушь лесную И связав
ее, живую, Под сосной оставить там На съедение
волкам.