Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 15:49, реферат
Мне, как читателю, наиболее интересными, близкими, понятными кажутся стихи Блока о России, о ее прошлом, будущем, настоящем. Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А.Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт, точно так же как и мы сейчас, жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: "Мы - дети страшных лет России".
Блок
Ш. Блок – поэт,
преданный своей родине.
Мне, как читателю, наиболее интересными,
близкими, понятными кажутся стихи Блока
о России, о ее прошлом, будущем, настоящем.
Тема родины относится к числу вечных
в поэзии. К ней обращались художники слова
во все времена. Но в творчестве А.Блока
эта тема обретает особое звучание. Ведь
поэт, точно так же как и мы сейчас, жил
на рубеже веков, о себе и своих современниках
он сказал: "Мы - дети страшных лет России".
Предчувствие "неслыханных перемен"
и "невиданных мятежей" отбрасывало
особый отблеск на любовь А. Блока к России,
делало ее противоречивой и обостренной.
В ранней поэзии А.Блока тема России не
звучит как самостоятельная. Но все события
его духовной жизни проходят на фоне русского
пейзажа. Например, в стихотворении 1901
года "Видно дни золотые пришли...":
Видно, дни золотые пришли,
Все деревья стоят как в сияньи.
Ночью холодом веет с земли;
Утром белая церковь вдали
И близка и ясна очертаньем.
Мир ранней поэзии А.Блока – это мир прекрасной
мечты, и этой прекрасной мечтой окутан
образ России. К постижению родины подлинной,
далекой от чарующей сказки, поэт, взрослея
и мужая, шел через мотивы страшного мира.
Именно в этот страшный мир попадает блоковский
герой, уйдя от Прекрасной Дамы, выйдя
из заповедного сада своих ранних стихов
в страшный мир природы, где звезды и зори
сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками,
ржавых кочек и пней. Населяют эту природу
диковинные существа: колдуны и косматые
ведьмы, "твари весенние", чертенята,
"больная русалка". Не менее страшен
и облик людей, обитающих в этом мире: это
герои зловещего балагана, носители "всемирной
пошлости", живые мертвецы, как например,
в цикле стихов "Пляски смерти". Наиболее
известное стихотворение этого цикла
- "Ночь, улица, фонарь, аптека...", в
котором самой композицией подчеркнута
полная безысходность, замкнутость жизни
в страшный круг. Однако страшный мир –
это не только мир вокруг поэта, это и мир
в нем самом. Так, в самом своем известном
стихотворении, надолго ставшем символом
поэзии А.Блока - "Незнакомка" - лирический
герой принадлежит двум мирам: миру мечты,
поэзии, где все окутано дымкой тайны,
а поэт - хранитель этой тайны. Но он же
не отделяет себя и от низменного, пошлого
мира "испытанных остряков", бездушной
и мертвенной природы, в которой самое
поэтичное ее явление – луна на небе –
превращается в мертвый диск. Недаром
заканчивается стихотворение возвращением
лирического героя от мечты к реальности.
Страшный мир, созданный А.Блоком, - это
тоже Россия, и высшее мужество поэта не
в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы
видеть и принять, полюбить свою страну
даже в таком неприглядном обличье. Сам
А.Блок предельно открыто выразил эту
свою любовь-ненависть в стихотворении
"Грешить бесстыдно, непробудно...",
написанном в 1914 году. В нем возникает
крайне отвратительный, безмерно отталкивающий
облик человека бездуховного, лавочника,
вся жизнь которого - это беспробудный
сон духа, даже покаяние его лишь минутно.
Подавая грошик в церкви, он тут же, вернувшись,
обманывает на этот грош своего ближнего.
Моментами стихотворение звучит почти
как сатира. Герой его обретает черты символические.
И тем неожиданнее и сильнее звучит финал
стихотворения:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Одним из первых, непосредственных обращений
А.Блока к теме России, как к самостоятельной
теме стало его стихотворение 1906 года
"Русь". Страна предстает в этом стихотворении
как заповедная, сказочная. Таково само
ее пространство:
Русь опоясана реками
И дебрями окружена
С болотами и журавлями
И смутным взором колдуна...
Россия в этом произведении как бы спящее
заколдованное царство, и лирический герой
проникается ее тайной, его живая душа
погружена в дремоту. Русь убаюкала ее
на своих просторах.
Итогом размышлений А.Блока о судьбах
своей страны стал цикл стихов "Родина",
который создавался с 1907 по 1916 годы. К самым
различным аспектам сложной и драматической
темы обращается поэт в этом цикле. Здесь
и размышления о Руси как о заповедной
стране, чья хозяйка - сказочная княжна,
которую отличает традиционный облик
русской красавицы - статной, с косой. Символом
этой страны становится тихий дом в густой
траве, покинутый героем ради тревог и
битв. В этот цикл входит и стихотворение
"На железной дороге", в чем-то перекликающееся
с некрасовским "Что ты жадно глядишь
на дорогу...". Здесь судьба России осмысливается
через женскую судьбу, горькую и трагическую,
и это тоже традиционно для русской поэзии.
Одно из наиболее известных стихотворений
цикла - "Россия" ("Опять, как в годы
золотые..."). В последних произведения
цикла "Родина" звучит новая нота,
связанная с тем, что в судьбе страны наступил
поворот, началась война 1914 года, все яснее
проявляются в стихах поэта мотивы будущей
трагической судьбы России. Это ощущается
в стихотворениях "Петроградское небо
мутилось дождем…", "Я не предал белое
знамя...", "Коршун" и других. Однако
тема трагического предвидения звучит
в стихотворениях из цикла Родина, написанных
задолго до войны 1914 года, в стихотворениях,
объединенных темой, обозначенной в названии:
"На поле Куликовом". Написаны эти
стихотворения в 1908 году и посвящены одному
из самых значительных событий русской
истории. В 1912 году Блок писал: "Куликовская
битва принадлежит, по убеждению автора,
к символическим событиям русской истории.
Таким событиям суждено возвращение. Разгадка
их еще впереди". Значение Куликовской
битвы (восьмое сентября 1380 года) было
не столько военным, политическим, сколько
духовным. И не случайно обращается к этому
событию поэт в предвидении трагических
лет России. Мне хотелось бы проанализировать
первое стихотворение цикла "На поле
Куликовом":
Река раскинулась. Течет, грустит лениво,
И моет берега.
Над скудной глиной же того обрыва
В степи грустят стога.
О Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь степной, наш путь - в тоске безбрежной.
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится;
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Стихотворение посвящено осмыслению исторической
судьбы России. И судьба эта пророчески
описывается автором как трагическая.
Символом ее становится стремительно
мчащаяся степная кобылица. Возникает
традиционное для поэзии осмысление единства
жизни людей и жизни природы. Сами природные
явления здесь окрашены в трагический
кровавый цвет ("Закат в крови!"). Этот
мотив встречается и в других стихотворениях
цикла "Родина", например, в стихотворении
"Петроградское небо мутилось дождем...":
"В закатной дали/ Были дымные тучи в
крови". В стихотворении "Река раскинулась..."
несколько раз меняется объект поэтической
речи. Начинается оно описанием типично
русского пейзажа – скудного и грустного.
Затем звучит прямое обращение к России,
и, надо сказать, в свое время оно многим
показалось шокирующим - ведь А.Блок называл
свою страну "О, Русь моя! Жена моя!".
Однако в этом нет поэтической вольности,
есть высшая степень единения лирического
героя с Россией, особенно если учесть
смысловой ореол, данный слову "жена"
символистской поэзией. В ней он восходит
к евангельской традиции, к образу величавой
жены. И, наконец, в финале стихотворения
возникает новый объект обращения: "Плачь,
сердце, плачь..." В стихотворении А.Блок
употребляет авторское "мы", размышляя
о судьбах людей своего поколения. Они
представляются ему трагическими, стремительное
движение - это движение к гибели, вечный
бой здесь не радостен, а драматичен. Теме
стихотворения соответствует его интонационный
строй, сам темп поэтической речи. Она
начинается спокойно, даже замедленно,
затем темп стремительно нарастает, предложения
делаются короткими, в половину, а то и
в треть поэтической строки (например:
"Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами").
Нарастают восклицательные интонации
- это реализовано и на уровне синтаксическом:
в семи строфах стихотворения автор семь
раз употребляет восклицательный знак.
Поэтическая речь здесь предельно взволнованна.
Это ощущение создается и стиховым строем
текста. Произведение написано разностопным
ямбом, что придает ему особую динамичность
и стремительность, передавая безудержный
и страшный порыв, вечный бой, трагическое
приближение к гибели.
Стихотворение А.Блока о России, прозвучавшее
в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась
к катастрофе, когда сама любовь к родине
обретала внутренний драматизм, звучит
сегодня удивительно современно и являет
нам образец той мужественной всевидящей
преданности своей стране, которая была
унаследована поэтом от лучших традиций
классической русской литературы.