Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 15:34, творческая работа
Уже давно было высказано мнение, что оно заимствовано из языков алтайской языковой семьи, где является в различных формах: багатур, бахадир, багадур, батур, батыр, батор. Но явились противники (Орест Миллер и др.) этого мнения: они исходили из того положения, что и багадур слово не тюрко-монгольское, а заимствовано с санскритского bhagadhara (обладающий счастьем, удачный), и что вследствие этого русское «богатырь» тоже восходит к праарийскому началу. Другие прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый» (Щепкин, Буслаев).
Происхождение слова «богатырь»
Уже давно
было высказано мнение, что оно
заимствовано из языков
Предположение
о заимствовании слова «
Ученые старой мифологической школы делили богатырей на "старших", к числу которых относили Святогора, Микулу, Вольгу, Сухмана, Дуная, Дона; и "младших": Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и так далее. Сравнительная школа устраняет это деление, считая Святогора, Микулу и других заимствованными образами. Как бы ни был разрешен окончательно вопрос об элементе заимствования в этих былинных образах, по своему характеру богатыри, называемые обыкновенно "старшими", отличаются от "младших" более слабым развитием исторического элемента и слабой приуроченностью к циклу Владимира.
Старшие богатыри
К старшим богатырям Орест Миллер причисляет только Святогора, Вольгу Святославича и Микулу Селяниновича; Бессонов прибавляет ещё Самсона, Сухана и далее Полкана, Колывана Ивановича, Ивана Колывановича, Самсона Ивановича, Самсона Самойловича и Молофера или Малафея; некоторые присоединяют также Дона Ивановича и Дуная Ивановича. Как известно, Миллер смотрит на всех богатырей как на олицетворение различных явлений природы: в старших богатырях он видит явления грозные, враждебные людям, происходящие во время зимы; так, напр., в образе Святогора олицетворяются исполинские, залёгшие всё небо тучи; младшие богатыри тоже явления природы, но благотворные для человека, происходящие летом; калики перехожие — это бродячие тучи, проливающие дождь; первоначально и те и другие представлялись божествами, но одни — старшим их поколением, титанами, разрушителями, а другие — оберегателями людей.
В былинах первые являются существами сверхъестественными, оборотнями, снабжёнными неимоверной силой, другие же имеют вполне человеческий образ, они обладают большой, но уже не титанической, не стихийной силой и почти все живут во времена Владимира. Марте в старших богатырях видит тоже древние славянские божества («Die russische Heldensage»).
[править]
Младшие богатыри
Младшие богатыри
в свою очередь делятся на туземных
и заезжих; к последним принадлежит:
Соловей Будимирович (с чем не
согласен Халанский и отчасти
Веселовский), Чурило Пленкович, Дюк Степанович
и др.
С указанным делением,
как мы уже говорили, совершенно
не согласен Халанский, который делит
богатырей на типы, относящиеся к
эпохе дотатарской, татарской и
послетатарской, или московской: к
первой группе он причисляет Добрыню Никитича,
Ивана Даниловича и Алёшу Поповича; ко
второй: богатырей на заставе, Идолище,
Илью Муромца, Василья Игнатьевича и богатырей,
которые «перевелись»; к третьей: Микулу
Селяниновича, Хотена Блудовича, Чурилу
Пленковича, Дюка Степановича, Данила
Ловченина, сорок калик со каликою, Соловья
Будимировича. Кроме того, этот же автор
делит богатырей по областям, в которых
они, по его мнению, были созданы народом;
так, к Киевской области он причисляет
только самого Владимира, Добрыню, а также
Вольгу Святославича, Ставра Годиновича,
Ивана Даниловича, Чурилу Пленковича и
отчасти Ивана Годиновича.
Богатыри
Киевской Руси
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ.
Ряд младших богатырей начинает собою главный их представитель, оберегатель русской земли, «старый казак» Илья Муромец. Ему посвящена, сравнительно с другими богатырями, громадная литература, но, несмотря на то, вопрос о нём тоже остаётся далеко не выясненным. Мы ограничимся здесь указанием на более оригинальные взгляды учёных исследователей, касающиеся этого богатыря, взгляды крайне разнообразные и противоречащие друг другу, так как одни усматривают в Илье мифическое существо, другие видят в нём представителя русского крестьянского сословия, третьи считают его типом заимствованным и, наконец, 4-е смотрят на него как на смешение разнородных элементов: мифических, исторических, бытовых и иностранных. Самое его название Муромец вызывает несогласие относительно того, первоначально ли оно или нет.
Илья Муромец
как личность следующим образом
характеризуется Орестом
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.
Наиболее популярный после Ильи
Муромца герой русского эпоса. Самый
«интеллигентный» из былинных богатырей;
в нем воплощены те качества, которые
народ в совокупности обозначал
словом «вежество»: образованность, прекрасное
воспитание, знание норм этикета, умение
играть на гуслях, ум (Добрыня великолепно
играет в шахматы). Все это делает его особенно
пригодным для дипломатических поручений:
в былинах он часто представляет интересы
князя Владимира в заграничных землях.
Кроме перечисленных качеств он, как и
все богатыри, храбр и отважен. Уже с детства
(с 12 или 15 лет) Добрыня прекрасно владеет
оружием. Из всего этого многие ученые
делают вывод о княжеском происхождении
Добрыни, ссылаясь на упоминаемого в летописи
дядю и воеводу князя Владимира, носившего
это имя. Другим возможным прототипом
персонажа называется рязанский храбр
Добрыня по прозвищу «Золотой пояс», которого
с былинным героем помимо прочего сближает
родина – город Рязань.
Основные сюжеты,
связанные с Добрыней Никитичем:
1) Добрыня и змей, 2) Добрыня с Дунаем сватают
невесту князю Владимиру, 3) Женитьба Добрыни
на поленице (богатырше) Настасье, 3) Добрыня
и Алеша (во время долгого отсутствия богатыря
Алеша сватается к его жене), 4) Добрыня
и Маринка. 5) Добрыня и Василий Казимирович
(два богатыря побеждают Батыя и вынуждают
его платить дань Владимиру).
Всев. Миллер усматривает
в былине «Добрыня и змей» отголоски
реального события - крещения Новгорода
воеводами Путятой и Добрыней.
В таком случае купание былинного
богатыря в реке означает крещение, само
же название реки – Пучай-река возводится
к реке Почайне, в которой по преданию
была крещена Русь. А имя исторического
Путяты будто бы сохранилось в былине
в отчестве спасенной богатырем девушки
– Забавы Путятичны. Многое исследователи
также ищут истоки этой былины в духовной
литературе, в которой мотив змееброства
достаточно распространен (вспомним хотя
бы известного всем святого Георгия). По
Проппу змей в этой былине олицетворяет
древнего хозяина стихий, саму силу природы,
от которой человек некогда полностью
зависел, а теперь способен ее покорить.
В былине о Добрыне
и Маринке киевская ведьма околдовала
героя, превратив в тура. Любопытно,
что тур – животное давно вымершее,
последняя особь умерла от болезни
в 1627 году, при этом уже с XV века они жили
только в труднодоступных лесах Польши
и Литвы. Таким образом, крестьяне, со слов
которых в XIX-XX веках записывались былины,
не могли видеть тура или хотя бы знать
его по рассказам отцов или дедов. Между
тем былина с древних времен бережно сохранила
эту деталь повествования.
Алёша Попович.
Алёша Попович
тесно связан с Ильёй Муромцем
и с Добрыней Никитычем: он находится
в постоянных отношениях с ними.
Кроме того, между Алёшей и Добрыней
существует поражающее сходство не в характерах,
а в приключениях и некоторых других обстоятельствах
их жизни; именно, былины о змееборстве
Добрыни и Алёши почти совершенно сходны
друг с другом. Исходя из этого, О. Миллер
сравнивает Алёшу и Добрыню с индийским
Индрой, считает их общеарийским достоянием,
перешедшим к нам путём традиции, и видит
в них первоначальное олицетворение солнца.
Таким образом, и борьба его с Тугарином
принимает естественно мифологическое
освещение.
«Заезжие
богатыри»
Отдельную группу
составляют так названные заезжие
богатыри, к которым принадлежит: Суровец
Суздалец, Чурила Пленкович, Дюк Степанович.
Богатыри новгородского типа.
Остаётся нам
сказать ещё несколько слов о
богатырях новгородского цикла,
которые во всех отношениях отличаются
от богатырей киевских, так как они
заключают в себе черты, характеризующие
их как типы не русские, чужие. Почти все
исследователи былин, не исключая даже
О. Миллера, признают в новгородских былинах
весьма сильный чужестранный элемент.
Богатырей этих только три: Василий Буслаев,
Гаврило Алексич и Садко.
Нартские
богатыри.
Сказания о нартах — древнем горском народе, родственном кабардинцам, — до сих пор сохранились у терских кабардинцев Пятигорского отдела. По преданию, нарты населяли территорию Краснодарского края, Карачаево-Черкесию и вообще весь северный Кавказ. В народном воображении они рисуются богатырским племенем, проводившим время в набегах и поиске опасных приключений. Слово «нарт» сделалось нарицательным и служит синонимом удалого, доброго молодца. Врагами нартов являются мифические гиганты-идиоты, пожиравшие человеческое мясо — эмегены.