Былины о старших богатырях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 15:34, творческая работа

Описание

Уже давно было высказано мнение, что оно заимствовано из языков алтайской языковой семьи, где является в различных формах: багатур, бахадир, багадур, батур, батыр, батор. Но явились противники (Орест Миллер и др.) этого мнения: они исходили из того положения, что и багадур слово не тюрко-монгольское, а заимствовано с санскритского bhagadhara (обладающий счастьем, удачный), и что вследствие этого русское «богатырь» тоже восходит к праарийскому началу. Другие прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый» (Щепкин, Буслаев).

Работа состоит из  1 файл

Былины о Старших Богатырях ПЕЧАТЬ!!!.doc

— 288.50 Кб (Скачать документ)

                                                Былины о Старших Богатырях.

Происхождение слова «богатырь»

  Уже давно  было высказано мнение, что оно  заимствовано из языков алтайской  языковой семьи, где является  в различных формах: багатур, бахадир,  багадур, батур, батыр, батор. Но явились противники (Орест Миллер и др.) этого мнения: они исходили из того положения, что и багадур слово не тюрко-монгольское, а заимствовано с санскритского bhagadhara (обладающий счастьем, удачный), и что вследствие этого русское «богатырь» тоже восходит к праарийскому началу. Другие прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый» (Щепкин, Буслаев).

  Предположение  о заимствовании слова «богатырь»  из тюркского или монгольского  языка принято теперь всеми  русскими учёными, хотя, с другой стороны, старые ложные объяснения этимологии слова встречаются довольно часто, особенно в учебниках истории русской литературы. Из вышесказанного вовсе не следует, что в домонгольский период не существовало на Руси понятия, соответствующего теперешнему понятию богатырь. Ему только соответствовали другие слова в языке, напр.: хоробр (сменённое впоследствии под книжным влиянием церк.-слав. словом храбр), хоробор, хоробер, резвец, удалец. Потом своё слово заменилось чужестранным под влиянием психологических факторов: в глазах народа русские богатыри, нося одно название с татаро-монгольскими, не уступали этим последним, противополагались им. Само слово «богатырь» является в первый раз в книге Серницкого, изданной без обозначения места в 1585 г. «Descriptio veteris et novae Poloniae cum divisione ejusdem veteri et nova», где говорится: «Rossi… de heroibus suis, quos Bohatiros id est semideos vocant, aliis persuadere conantur».Слово витязь славянского происхождения, в чешском языке есть слово (vitez)-витез-победитель. 

Ученые старой мифологической школы делили богатырей  на "старших", к числу которых  относили Святогора, Микулу, Вольгу, Сухмана, Дуная, Дона; и "младших": Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич  и так далее. Сравнительная школа устраняет это деление, считая Святогора, Микулу и других заимствованными образами. Как бы ни был разрешен окончательно вопрос об элементе заимствования в этих былинных образах, по своему характеру богатыри, называемые обыкновенно "старшими", отличаются от "младших" более слабым развитием исторического элемента и слабой приуроченностью к циклу Владимира.

  Старшие богатыри

К старшим богатырям  Орест  Миллер причисляет только Святогора, Вольгу Святославича и Микулу Селяниновича; Бессонов прибавляет ещё Самсона, Сухана и далее Полкана, Колывана Ивановича, Ивана Колывановича, Самсона Ивановича, Самсона Самойловича и Молофера или Малафея; некоторые присоединяют также Дона Ивановича и Дуная Ивановича. Как известно, Миллер смотрит на всех богатырей как на олицетворение различных явлений природы: в старших богатырях он видит явления грозные, враждебные людям, происходящие во время зимы; так, напр., в образе Святогора олицетворяются исполинские, залёгшие всё небо тучи; младшие богатыри тоже явления природы, но благотворные для человека, происходящие летом; калики перехожие — это бродячие тучи, проливающие дождь; первоначально и те и другие представлялись божествами, но одни — старшим их поколением, титанами, разрушителями, а другие — оберегателями людей.

В былинах первые являются существами сверхъестественными, оборотнями, снабжёнными неимоверной силой, другие же имеют вполне человеческий образ, они обладают большой, но уже не титанической, не стихийной силой и почти все живут во времена Владимира. Марте в старших богатырях видит тоже древние славянские божества («Die russische Heldensage»).

[править]

Младшие богатыри

Младшие богатыри в свою очередь делятся на туземных и заезжих; к последним принадлежит: Соловей Будимирович (с чем не согласен Халанский и отчасти  Веселовский), Чурило Пленкович, Дюк Степанович и др. 

С указанным делением, как мы уже говорили, совершенно не согласен Халанский, который делит  богатырей на типы, относящиеся к  эпохе дотатарской, татарской и  послетатарской, или московской: к  первой группе он причисляет Добрыню Никитича, Ивана Даниловича и Алёшу Поповича; ко второй: богатырей на заставе, Идолище, Илью Муромца, Василья Игнатьевича и богатырей, которые «перевелись»; к третьей: Микулу Селяниновича, Хотена Блудовича, Чурилу Пленковича, Дюка Степановича, Данила Ловченина, сорок калик со каликою, Соловья Будимировича. Кроме того, этот же автор делит богатырей по областям, в которых они, по его мнению, были созданы народом; так, к Киевской области он причисляет только самого Владимира, Добрыню, а также Вольгу Святославича, Ставра Годиновича, Ивана Даниловича, Чурилу Пленковича и отчасти Ивана Годиновича.  

Богатыри  Киевской Руси 

ИЛЬЯ  МУРОМЕЦ.

Ряд младших богатырей  начинает собою главный их представитель, оберегатель русской земли, «старый  казак» Илья Муромец. Ему посвящена, сравнительно с другими богатырями, громадная литература, но, несмотря на то, вопрос о нём тоже остаётся далеко не выясненным. Мы ограничимся здесь указанием на более оригинальные взгляды учёных исследователей, касающиеся этого богатыря, взгляды крайне разнообразные и противоречащие друг другу, так как одни усматривают в Илье мифическое существо, другие видят в нём представителя русского крестьянского сословия, третьи считают его типом заимствованным и, наконец, 4-е смотрят на него как на смешение разнородных элементов: мифических, исторических, бытовых и иностранных. Самое его название Муромец вызывает несогласие относительно того, первоначально ли оно или нет.

Илья Муромец  как личность следующим образом  характеризуется Орестом Миллером: он представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. Со временем религиозная сторона начала получать верх в его характеристике, так что наконец он стал святым угодником. 

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.

Наиболее популярный после Ильи Муромца герой русского эпоса. Самый  «интеллигентный» из былинных богатырей; в нем воплощены те качества, которые  народ в совокупности обозначал  словом «вежество»: образованность, прекрасное воспитание, знание норм этикета, умение играть на гуслях, ум (Добрыня великолепно играет в шахматы). Все это делает его особенно пригодным для дипломатических поручений: в былинах он часто представляет интересы князя Владимира в заграничных землях. Кроме перечисленных качеств он, как и все богатыри, храбр и отважен. Уже с детства (с 12 или 15 лет) Добрыня прекрасно владеет оружием. Из всего этого многие ученые  делают вывод о княжеском происхождении Добрыни, ссылаясь на упоминаемого в летописи дядю и воеводу князя Владимира, носившего это имя. Другим возможным прототипом персонажа называется рязанский храбр Добрыня по прозвищу «Золотой пояс», которого с былинным героем помимо прочего сближает родина – город Рязань. 

Основные сюжеты, связанные с Добрыней Никитичем: 1) Добрыня и змей, 2) Добрыня с Дунаем сватают невесту князю Владимиру, 3) Женитьба Добрыни на поленице (богатырше) Настасье, 3) Добрыня и Алеша (во время долгого отсутствия богатыря Алеша сватается к его жене), 4) Добрыня и Маринка. 5) Добрыня и Василий Казимирович (два богатыря побеждают Батыя и вынуждают его платить дань Владимиру). 

Всев. Миллер усматривает  в былине «Добрыня и змей» отголоски  реального события - крещения Новгорода  воеводами Путятой и Добрыней. В таком случае купание былинного богатыря в реке означает крещение, само же название реки – Пучай-река возводится к реке Почайне, в которой по преданию была крещена Русь. А имя исторического Путяты будто бы сохранилось в былине в отчестве спасенной богатырем девушки – Забавы Путятичны. Многое исследователи также ищут истоки этой былины в духовной литературе, в которой мотив змееброства достаточно распространен (вспомним хотя бы известного всем святого Георгия). По Проппу змей в этой былине олицетворяет древнего хозяина стихий, саму силу природы, от которой человек некогда полностью зависел, а теперь способен ее покорить. 

В былине о Добрыне  и Маринке киевская ведьма околдовала героя, превратив в тура. Любопытно, что тур – животное давно вымершее, последняя особь умерла от болезни  в 1627 году, при этом уже с XV века они жили только в труднодоступных лесах Польши и Литвы. Таким образом, крестьяне, со слов которых в XIX-XX веках записывались былины, не могли видеть тура или хотя бы знать его по рассказам отцов или дедов. Между тем былина с древних времен бережно сохранила эту деталь повествования. 
 

Алёша Попович.

Алёша Попович  тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится  в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом. Исходя из этого, О. Миллер сравнивает Алёшу и Добрыню с индийским Индрой, считает их общеарийским достоянием, перешедшим к нам путём традиции, и видит в них первоначальное олицетворение солнца. Таким образом, и борьба его с Тугарином принимает естественно мифологическое освещение. 

«Заезжие  богатыри» 

Отдельную группу составляют так названные заезжие богатыри, к которым принадлежит: Суровец Суздалец, Чурила Пленкович, Дюк Степанович. 

Богатыри  новгородского типа.

 

Остаётся нам  сказать ещё несколько слов о  богатырях новгородского цикла, которые во всех отношениях отличаются от богатырей киевских, так как они заключают в себе черты, характеризующие их как типы не русские, чужие. Почти все исследователи былин, не исключая даже О. Миллера, признают в новгородских былинах весьма сильный чужестранный элемент. Богатырей этих только три: Василий Буслаев, Гаврило Алексич и Садко. 

Нартские  богатыри. 

Сказания о  нартах — древнем горском народе, родственном кабардинцам, — до сих  пор сохранились у терских  кабардинцев Пятигорского отдела. По преданию, нарты населяли территорию Краснодарского края, Карачаево-Черкесию и вообще весь северный Кавказ. В народном воображении они рисуются богатырским племенем, проводившим время в набегах и поиске опасных приключений. Слово «нарт» сделалось нарицательным и служит синонимом удалого, доброго молодца. Врагами нартов являются мифические гиганты-идиоты, пожиравшие человеческое мясо — эмегены.

Информация о работе Былины о старших богатырях