Черты неоромантизма в романе «Сердце тьмы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:00, реферат

Описание

Неоромантизм оформился в Англии в последнюю четверть XIX века. Он возникает как реакция на реализм и натурализм. Гнетущей атмосфере натуралистических романов, пассивности и изнеженности декадентствующих символистов неоромантики пытались противопоставить свой идеал яркой отважной жизни. Они тяготели к жанру приключенческого, авантюрного, «экзотического» романа, основу которого заложили М. Рид и Ф. Купер. Н

Работа состоит из  1 файл

конф. латыш. конрад.docx

— 26.96 Кб (Скачать документ)

Черты неоромантизма в романе «Сердце  тьмы»

Неоромантизм  оформился в Англии в последнюю  четверть XIX века. Он возникает как реакция на реализм и натурализм. Гнетущей атмосфере натуралистических романов, пассивности и изнеженности декадентствующих символистов неоромантики пытались  противопоставить свой идеал яркой отважной жизни. Они тяготели к жанру приключенческого, авантюрного, «экзотического» романа, основу которого заложили М. Рид и Ф. Купер. Не разделяя идей натуралистов, их пристрастия к бытовой сфере жизни, к приземленным героям, «маленьким людям», неоромантики всегда были в поиске красочных, экстраординарных героев, необычной обстановки, бурных,  захватывающих воображение событий. Фантазии неоромантиков не было предела: читатель мог оказаться на далеких островах или стать свидетелем событий прошлого. Авторы необязательно уходили от современности, но представляли ее с совершенно неожиданной стороны, отдаленной от обыденной, рутинной жизни, от городских будней.

Литература  английского неоромантизма в  ее различных аспектах представлена творчеством Р.Л. Стивенсона, Дж. Конрада, Р. Хаггарда, Р. Киплинга, А. Конан Дойля.

 «Сердце тьмы» Конрада – это богатая, яркая, многоаспектная и парадоксальная повесть; это смесь косвенной автобиографии, байки путешественника, приключенческой истории, психологической одиссеи и «черной» комедии. Это повесть-путешествие, приключенческое исследование чего-то нового, это повесть «аванпоста прогресса». Это история о путешествие в сердце Африки, темное и зловещее.

По ряду характеристик  это произведение можно отнести  к неоромантизму. Автор знакомит нас с бывалым моряком Марлоу, который рассказывает о своем давнем путешествии в Африку, на которое его подвигла тяга к чему-то неизведанному и новому. И эта поездка изменила его.

 «True, by this time it was not a blank space any more. It had got filled since my boyhood with rivers and lakes and names. It had ceased to be a blank space of delightful mystery— a white patch for a boy to dream gloriously over. It had become a place of darkness…»

 

Марлоу попадает в мир, доселе ему неведомый. Мир, где царят другие порядки, где все совершенно ново. Он сталкивается с непривычными традициями и обычаями этого экзотического мира, он видит совершенно других людей, совершенно другое отношение к этим людям. Автор переносит читателя из мира обыденного в область интригующего своей таинственностью путешествия; он противопоставляет размеренную жизнь жизни странствий и героизма. С неоромантизмом это произведение также связывает экзотическое место действия – Центральная Африка.

 

«… A great silence around and above. Perhaps on some quiet night the tremor of far-off drums, sinking, swelling, a tremor vast, faint; a sound weird, appealing, suggestive, and wild—and perhaps with as profound a meaning as the sound of bells in a Christian country…»

 

Конрад  сочетает склонность к эффектному авантюрному  сюжету, характерному для обычного приключенческого романа, с поразительным  богатством содержания и резким усложнением  повествовательной структуры.

Важнейшей особенностью поэтики повести «Сердце  тьмы» становится символизация. Конрад работает с традиционными образами (лес, река, туман, город), объединяя  их в одну целостную картину.

Особое  место в повествовании занимает туман. Казалось бы, следом за Марлоу последовала и английская погода. Пробираясь сквозь джунгли, персонажи прокладывают себе путь через густой туман, обволакивающий судно со всех сторон. Возможно, таким образом, Конрад хочет сопоставить реку Конго с Темзой. Две реки окутанные тьмой. Когда-то и по Темзе шли завоеватели, пробираясь через «джунгли» этого острова. Их тоже в свое время охватывало чувство хаоса и страха, которое сидит в каждом человеке.

 

«…the very mist on the Essex marsh was like a gauzy and radiant fabric, hung from the wooded rises inland, and draping the low shores in diaphanous folds. »

 

Запоминающееся  описание Конрад дает европейскому городу, куда Марлоу едет устраиваться на работу. Автор описывает узкие улочки, высокие дома-склепы. В такой обстановке любой почувствует себя как не в своей тарелке. Захочется вырваться из этой угрюмой реальности на свободу.

 

«A narrow and deserted street in deep shadow, high houses, innumerable windows with venetian blinds, a dead silence, grass sprouting right and left, immense double doors standing ponderously ajar. I slipped through one of these cracks, went up a swept and ungarnished staircase, as arid as a desert, and opened the first door I came to.…»

Таким видит Марлоу мир, такую цивилизацию он знает.

Интересными образами являются две женщины, которых  рассказчик встречает в офисе  компании. Женщины-парки, плетущие нить судьбы. Два стража, охраняющие дверь  в мир темноты.

 

«Often far away there I thought of these two, guarding the door of Darkness, knitting black wool as for a warm pall, one introducing, introducing continuously to the unknown, the other scrutinizing the cheery and foolish faces with unconcerned old eyes. Ave! Old knitter of black wool. Morituri te salutant…»

После встречи  с ними, после последней чашки хорошего чая, которого он не выпьет больше до своего возвращения, Марлоу отправляется туда, откуда мало кто возвращался. Туда, где правит дикость и хаос. Все это можно увидеть в описаниях природы, леса, местных жителей и колонизаторов.

Лес, описанный  Конрадом, напоминает сумрачный лес  Данте. В нем таится постоянная угроза. Он красив снаружи, но внутри него существует нечто ужасное и опасное. С  первого взгляда лес может  показаться тихим и спокойным, но если присмотреться, среди веток  деревьев можно различить горящие  злобой глаза дикарей. И это зрелище  действительно пугающее. Продвигаясь все глубже и глубже в джунгли, герой приближается все ближе и ближе к сердцу тьмы.

«The woods were unmoved, like a mask – heavy, like the closed door of a prison - they looked with their air of hidden knowledge, of patient expectation, of unapproachable silence. » 

Дикость, окружающая героев, - это своего рода тюрьма. Они – в клетке. Хоть здесь и тихо, но каждый понимает, что где-то там, за густыми тенями деревьев, таится угроза. Природа живет своей жизнью, и она намного могущественнее человека.

«And outside, the silent wilderness surrounding this cleared speck on the earth struck me as something great and invincible, like evil or truth, waiting patiently for the passing away of this fantastic invasion. » 

Природа здесь  описывается как некий гигантский живой организм, который сводит все  попытки человека противостоять  ему на нет. Он чрезвычайно велик и более могущественен, чем человек может представить. Среди всего этого, человек кажется крохотной букашкой, ползущей по подоконнику. Но все же Марлоу настроен оптимистично. Он уверенно ползет к месту своего назначения.

«After all, if you were small, the grimy beetle crawled on – which was just what you wanted it to do. » 

В центре внимания автора находится не только внешняя реальность, но и  внутреннее состояние рассказчика. Марлоу рассказывает  своей поездке в центр «черного континента», как о путешествие в свое сознание, как о собственном самопознании.

Конрад  использует здесь определенный повествовательный  прием, а именно прием «точки зрения». От имени Марлоу ведется повествование в «Сердце тьмы». Рассказывая свою историю, он второй раз проходит по дороге,  ведущей в темноту. Он анализирует свой прошлый опыт, заново переживая его. Его путешествие имеет двойственный характер. С одной стороны,  его корабль идет в центр континента; с другой,  по реке Конго Марлоу спускается в глубину собственного «я». Он совершает внутреннее психологическое путешествие.

Конрад  говорит нам, что в каждом человеке заложена какая-то разрушительная сила, которая может уничтожить человека, которую, возможно, и не стоит искать. В романтическую эпоху личность становится уязвимой для хаоса. Человеком  может овладеть героический пафос  служения идее. Экзальтированный энтузиазм, пафос, внутренний хаос могут пробудить в человеке первозданные инстинкты, высвободить внутреннего дикаря. Это все приводит личность к распаду, сжигает ее изнутри. Фанатичное служение идее приводит человека к презрению ко всему, что было для него когда-то важно. Так, при долгожданной встрече Марлоу с Курцем, Курц переживал полное отчуждение от мира и людей.

 

«He cried in a whisper at some image, at some vision—he cried out twice, a cry that was no more than a breath—"The horror! The horror! »

В произведении повествователь и мистер Курц – психологические двойники. Еще при первом упоминание о Курце Марлоу понимает, ощущает, что между ними есть некая связь. Что же представляет из себя Курц? Встретив его, Марлоу встретил самого себя. Предметом его поиска оказался он сам. В отличие о Курца, герой только соприкасается с тьмой, с хаосом, но не допускает их в свой мир, не позволяет им завладеть собой.

 

«I had turned to the wilderness really, not to Mr. Kurtz, who, I was ready to admit, was as good as buried. And for a moment it seemed to me as if I also was buried in a vast grave full of unspeakable secrets. I felt an intolerable weight oppressing my breast, the smell of the damp earth, the unseen presence of victorious corruption, the darkness of an impenetrable night. » 

Марлоу видел, во что превратился Курц, впустивший этот дикий огонь в свою душу. Этот огонь пожирал его изнутри. Марлоу понимал, что от его решения зависит его судьба, от его решения зависит, станет ли он вторым Курцем, от его решения зависит, поглотит ли его тьма.

 

Невозможно  не упомянуть персонажей этого произведения, чье описание еще четче прорисовывает  атмосферу романа. Как уже говорилось выше, главным действующим лицом  является бывалый моряк, Марлоу. Этот человек с детства мечтал путешествовать. С детства его привлекала мысль о незабываемых приключениях. Он был настоящим моряком, посвятившим себя морю. Он был путешественником.

 

«He was the only man of us who still ‘followed the sea.’ … He was a seaman, but he was a wanderer, too, while most seamen lead, if one may so express it, a sedentary life. »

 

Его страсть приводит его на пост капитана речного судна, которое пойдет по реке Конго в Африке. Ему суждено  было попасть в самое «сердце  тьмы». Попав на берега Африки, Марлоу видит всю дикость, весь ужас, заполняющий каждый уголок этой земли. Ему еще только предстоит увидится со знаменитым самым лучшим работником компании, Курцем.  

 

Курц, человек, который заинтересовал Марлоу. Еще до встречи с ним Марлоу почувствовал некую связь с загадочным агентом компании.

Мистер  Курц – суперзвезда компании, лучший агент, добывающий слоновую кость где-то в глубине Африки. Он был амбициозным, харизматичным, уверенным в себе. Что же с ним случилось в этой африканской глуши? Кем он стал?  Его поглотила тьма, дикое желание к неизведанному, одержимость. Он не поддался здравому смыслу и рухнул в пропасть безрассудства.

 

         «Further questions elicited from him that Mr. Kurtz was at present in charge of a trading-post, a very important one, in the true ivory-country, at ‘the very bottom of there. Sends in as much ivory as all the others put together …’»

         «I think the knowledge came to him at last — only at the very last. But the wilderness had found him out early, and had taken on him a terrible vengeance for the fantastic invasion. I think it had whispered to him things about himself which he did not know, things of which he had no conception till he took counsel with this great solitude — and the whisper had proved irresistibly fascinating.»

Особе значение приобретает образ воинственной дикарки, стоящей на берегу реки, символизирующий всю дикость и безумие, поглотившее Курца.

«She was savage and superb, wild-eyed and magnificent; there was something ominous and stately in her deliberate progress. And in the hush that had fallen suddenly upon the whole sorrowful land, the immense wilderness, the colossal body of the fecund and mysterious life seemed to look at her, pensive, as though it had been looking at the image of its own tenebrous and passionate soul.»

Образ этой женщины отображает многие стороны  той дикой атмосферы, куда попадает Марлоу и где теряет свой рассудок Курц. Конрад показывает Африку суровой и угрожающей, но в этой угрозе таится некое великолепие и величие – душа Африки.

Конечно, по ряду характерных признаков роман  «Сердце тьмы» может быть причислен  к произведениям неоромантизма. Путешествие главного персонажа  в отдаленные страны, встреча с  новыми людьми, совершенно отличающимися от тех, кого он встречал ранее. Столкновение с необычными порядками нового экзотического мира. Автор переносит нас из мира обыденной реальности, повседневности в область незабываемого путешествия. Подобно другим писателям-неоромантикам, Конрад противопоставляет размеренную жизнь современной цивилизации миру захватывающих приключений.

Однако, пользуясь  всем этим внешним антуражем, Конрад ставит перед собой более сложную задачу, превосходящую неоромантическую традицию. Конрад создает особый, глубинный, символико-психологический план произведения. Он держит читателя в постоянном психологическом напряжении. Совершая путешествие по Конго, Марлоу погружается в глубины своего сознания, пытается познать себя с новой стороны. Автор привлекает внимание не только к внешней реальности, к внешним обстоятельствам, но и к внутреннему миру и речи рассказчика. Марлоу рассказывает о своей поездке как о самопознании. Он отделяет себя сегодняшнего, опытного, от юнца, который совершил путешествие в Африку. Он анализирует свой прошлый опыт, заново переживая то, что с ним произошло много лет назад.

В этом произведении описывается не столько приключения, сколько борьба человека за возможность  быть человеком, противостояние человека той дикости, той тьме, которая  заглатывает человеческую сущность целиком. Эта тьма способна сжечь человека изнутри, сделать его безумным, отторгнуть от всего человечного, всего настоящего.


Информация о работе Черты неоромантизма в романе «Сердце тьмы»