Чорос-Гуркин, Биография мастера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:40, реферат

Описание

Григорий Иванович Гуркин родился в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск) Бийского уезда Томской губернии в семье кустаря-алтайца из рода Чорос. Мальчиком Гуркин учился в миссионерской школе родного села, а в свободное время часто заходил в иконописную мастерскую, где с удовольствием выполнял мелкие поручения: растирал краски, помогал ученикам готовить доски.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ2.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Чорос-Гуркин, Биография мастера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Григорий Иванович Гуркин родился в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск) Бийского уезда Томской губернии в семье кустаря-алтайца из рода Чорос. Мальчиком Гуркин учился в миссионерской школе родного села, а в свободное время часто заходил в иконописную мастерскую, где с удовольствием выполнял мелкие поручения: растирал краски, помогал ученикам готовить доски. Один из наиболее осведомленных биографов художника, Александр Васильевич Адрианов, утверждал, что ученик иконописного класса Тельгеров первым оценил стремление юнца к рисованию и по доброте душевной стал обучать его тому, что умел сам - иконописанию. Но однообразный перевод по шаблону глаз, носов, бровей скоро наскучил Григорию, и он все чаще стал рисовать то, что видел вокруг себя. На этом этапе его начал опекать другой старший товарищ по иконописному классу - Андрей Никифоров, художник в душе. Он настолько увлек Григория, что тот уже отдавал рисованию весь свой досуг, чем немало огорчал отца, совершенно не понимавшего устремлений сына.

В 13 лет Григорию пришлось закончить образование, но по просьбе начальника миссии отца Макария (в миру - Михаила Андреевича Невского, впоследствии высокопреосвященного митрополита Московского и Коломенского) он еще полтора года работал в иконописной мастерской. Вскоре мастерскую распустили: часть мастеров переехала в Бийск и там образовала артель.

Не осознавая еще своего дарования, Гуркин пытался зарабатывать на жизнь преподаванием: 5 лет работал учителем в Улале, затем в селе Паспауле. Все же стремление к искусству победило, и в 1890 году он переехал в Бийск, и поступил в иконописную мастерскую. Быстро пройдя путь от ученика до ведущего мастера артели, он работал в ней до 1894 года, потом перешел на более выгодных условиях к подрядчику по постройке иконостасов Борзенкову.

Ведя учительскую работу и совершенствуясь в иконописном ремесле, он пополнял запас наблюдений, и все тверже становилось убеждение посвятить себя искусству. Все эти годы Гуркин буквально не расставался с альбомами. Они сохранились. Уже эти рисунки- пейзажи и жанровые сцены - показывают наблюдательность автора, тщательность прорисовки деталей и в то же самое время стремление передать общее впечатление, от увиденного.

В 1894 году Гуркин написал две первые картины. Как упоминает Адрианов, одна из них изображала лес, другая картина была религиозного содержания. Картины эти не сохранились.

Первым подлинным образцом Гуркинского творчества ранней поры является картина "Жертвенная ночь" или (Камлание), написанная в 1895 году. Она по своему значению является этапным произведением, поскольку в ней, воплотился результат его предшествующего развития, и одновременно, она стала началом его большого пути в искусстве. Непосредственность, задушевность в передаче элегического состояния природы. Главное, смелость, с какой автор картины преодолел колористические трудности, вызванные изображением сложного освещения. С одной стороны, зеленоватого сияния большой золотистой луны, чуть появившейся из-за деревьев, и, с другой красноватых отблесков костра, свидетельствуют о недюжинных способностях начинающего живописца.

В 1896 году Г.И. Гуркин познакомился с приехавшим в Бийск на каникулы учеником регентских курсов Петербургской певческой капеллы Андреем Викторовичем Анохиным. А. В. Анохин, которому тогда было всего двадцать два года, знал несколько европейских языков и занимался не только музыкой, но и историей, этнографией и фольклором родного края. Он со вниманием и серьезностью отнесся к Гуркинскому влечению к искусству, и стал горячо убеждать его всерьез заняться развитием своего таланта. А для этого в те времена был только один путь - ехать в Санкт-Петербург.

Не без колебаний Гуркин согласился. К тому времени он уже был семейным человеком, на его попечении находилась жена, но А. В. Анохин был напорист, и страсть хотя бы одним глазком взглянуть в музеях столицы на творения великих мастеров, в конце концов, победила. Г.И. Гуркин решился.

Потребовался еще целый год упорного труда, прежде чем было собрано 800 рублей, из которых половина была оставлена жене, а с другой половиной осенью 1897 года два друга отправились в далекую столицу.

Столица встретила неприветливо: двери художественных мастерских и студий не открылись перед алтайским художником - самоучкой. Отчаявшись узнать что-либо определенное, Гуркин все же решился попробовать последнюю возможность и добился аудиенции у вице-президента Академии Художеств И.И. Толстого. Тут ему предложили показать работы И.И. Шишкину. При встрече с И.И. Шишкиным Г.И. Гуркин услышал следующее: "Зачем вам Академия?.. Вот вам мастерская, мольберт, краски, полотно, приходите сюда и пишите со мной". Так решилась судьба алтайского художника. Он не был принят в Академию художеств, но получил возможность работать под руководством самого И.И. Шишкина.

С Шишкиным начинающий художник проработал только зиму, но это время определило для него многое.

И.И. Шишкин все дни зимы 1898 года проводил в мастерской, болезнь брала свое, доктора и домашние запрещали выходить из дома. Свои последние месяцы и дни И.И. Шишкин посвятил новому ученику из далекого, еще почти никому неведомого Алтая. И.И. Шишкин как будто торопился все показать Г.И. Гуркину, всему его научить и развить.

Так, в упорной, без выходных, работе прошли осень 1897 и зима 1898 года. Г.И. Гуркин учился не только основам реалистического искусства, но главным образом, умению пристально вглядываться в природу и подмечать характерные черты ее жизни (строение дерева, растений, камней), то есть тому, чем И. И, Шишкин владел в совершенстве.

За несколько месяцев совместной работы, Г.И. Гуркин получил от него, по существу, все, что ему было необходимо. Годы, проведенные затем в Академии художеств, были посвящены главным образом совершенствованию технического мастерства.

8 марта 1898 года И.И. Шишкин умер на руках Г.И. Гуркина. После смерти учителя Г.И. Гуркин возвращается на Алтай, где живет около года. В марте 1899 года художник снова в Санкт Петербурге и подает в совет профессоров Академии прошение о зачислении его в мастерскую А.А. Киселева. Так он становится вольнослушателем его мастерской. Однако в Академии Г.И. Гуркин появлялся редко и почти все время работал на родине самостоятельно. В декабре 1900 года он по состоянию здоровья уезжает на Алтай, где живет до 1901 года. Следующий год и половину 1903 года Г.И. Гуркин работает в Санкт Петербурге, а к лету вновь, уезжает на родину. Только в конце 1904 года Г.И. Гуркин возвращается в Академию. После очередного приезда в Санкт Петербург в ноябре 1904 года Г.И. Гуркину было разрешено представить картину на соискание звания художника. Однако последующие события помешали этому. Надвигалась революция 1905 года. Не прошла она бесследно и для Академии. Студенты приняли участие в революционном движении. С февраля 1905 года до 1906 года занятия в Академии художеств прекращаются. Закрытие Академии и отказ от стипендии ставят Г.И. Гуркина в безвыходное положение. Он уезжает на родину.

Узнав, что Академия для занятий открыта, не будет и что работы, то есть рисунки и этюды не нужно вести в Санкт Петербург на просмотр профессорам, Г.И. Гуркин 1905 и 1906 годы посвящает изучению природы.

С 1903 года Гуркин живет в Аносе, небольшом селе, расположенном на левом живописном берегу Катуни. Здесь, у подножия горы Ит-Кая, он построил дом, напротив просторную и светлую мастерскую. Большой сад и пруд, в котором отражались молодые пихты и березы, посаженные его руками. Шестигранная алтайская юрта в саду, соседство с любимой Катунью, на которую с террасы открывался великолепный вид, разнообразная по краскам природа Аноса и его окрестностей - все это содействовало творческому горению художника.

Художник как бы заново открывал для себя Алтай. Если прежде наблюдался преувеличенный интерес к таким моментам, как дикость, неприступность и заброшенность, то отныне и навсегда его привлекают, прежде всего, величина и красота родной природы. Именно в эти годы окончательно формируется основная заповедь его творческого кредо - "быть изобразителем красоты твоей, великий Хан Алтай".

Так, в "Аносинском бору" (1903), "Папоротниках", "Сосне Аската" (обе 1906), картине "Оттепель. Весна в бору" (1900-е г.г.), "Катунь. Морозное утро"(1903), изображены глухие уголки леса, контрасты затененного первого плана с прорывами света на дальних планах.

В эти годы Г.И. Гуркин очень много времени уделяет разработке зеленого, летнего цвета природы. Если раньше в его работах этот цвет брался в упор, откровенно, то теперь художник находит для него массу оттенков, различных по тепло - холодности, звучанию. Нередко в зеленый цвет он вводит черный (жженую кость), который облагораживает его, обогащает.

Одной из самых красивых работ 1906 года является этюд "Пучка", который можно назвать симфонией зеленого цвета. Пучка - это сибирское название борщевика. Он характеризуется мощным трубчатым стеблем и большими сочными листьями. Растение занимает центральное место в композиции. Фоном для нее служит трава, склоны зеленых, покрытых лесом гор и небольшой кусок голубовато-зеленоватого неба.

Казалось бы, изобразительный момент самый неблагодарный: один зеленый цвет во всей композиции. Но художник сумел для каждого плана этюда, для каждого отдельного куска его найти свой оттенок, свою вариацию, и в результате появился исключительно красивый по живописи портрет растения.

Последующие годы можно назвать периодом творческой зрелости художника и признания его в Сибири. Время это охватывает 1906-1907 годы.

Пробудившееся национальное самосознание заставляло его разносторонне и глубже изучать жизнь своего народа, чтобы нагляднее и убедительнее выразить его в искусстве. Оно же побудило его с этого времени подписывать свои произведения не просто Г.И. Гуркин, а Г.И. Чорос - Гуркин, то есть алтаец из рода Чорос.

Следующий (1907) год оказался значительной вехой в творческой биографии художника. Он ищет собирательный образ алтайской природы, стремится к созданию такой картины, которая несла бы в себе глубокое идейное содержание, выражала не только внешнюю красоту природы Алтая, но и отношение к ней живущих там людей.

Произведением, наиболее полно воплотившим поиски эпического образа алтайской природы, стала картина "Хан Алтай", законченная осенью 1907 года.

Замысел лучшей картины Гуркина "Хан Алтай" зрел, когда художник начал решать трудную задачу изучения и передачи различных состояний природы: "Не удается мне, - писал Гуркин, - воспроизвести Алтай в ненастную погоду... Тут он какой-то более сильный и величественный в красках и формах".

Об особенностях этого произведения и о своеобразном понимании природы алтайцами Г.Н. Потанин писал следующее: "Картина "Хан Алтай" не представляет в целом снимка с определенной местности. Это композиция по этюдам, среди вечных снегов Алтая.

Художник хотел в этой картине дать синтез впечатлений, который восприимчивый человек уносит с собой, пространствовав между алтайскими белками, тех настроений, которые породили в первобытном жителе Алтая религиозное чувство к его белкам, живущее и в нынешнем поколении обитателей этих гор.

Он не может назвать гору иначе, как Хан-Алтай, т.е. "царь Алтай" или "царственный Алтай".

Величественная панорама горных хребтов предстает перед зрителями во всем своем первозданном и грозном виде. Длинные языки ледников и вечный снег обложили со всех сторон каменистые громады, протянулись по узким ущельям средь граненых пирамид, упершихся своими вершинами в мятущийся хоровод сумрачных облаков. Неприветливо и неуютно в этом царстве камня и льдов. Только горный орел да вечнозеленый кедр чувствуют себя здесь дома.

Подлинной монументальностью веет от созданного художником образа родной природы. Г.И. Гуркин сумел привести к единству определенный ряд впечатлений, вынесенных им из длительного изучения природы Алтая и жизни родного народа, отобрать в них наиболее значительное, и типичное.

Эмоциональную нагрузку в композиции, несет луч солнца, пробившийся сквозь мрачные, тяжелые облака и ярко осветивший, белое поле ледников и холодные грани серых утесов. Без него изображение природы производило бы на зрителя гнетущее впечатление.

Но ясное оптимистическое по звучанию пятно в самом центре картины смягчает дикую и суровую панораму разбушевавшейся стихии и позволяет надеяться на конечное торжество света.

Первая персональная выставка Г.И. Гуркина была открыта в Томске в 1907-1908 годах, вторая - в Томске в 1910 году и в этом же году ее увидели в Иркутске, а затем в Красноярске. В 1911 году персональная выставка художника прошла в Барнауле, а в 1915 - опять в Томске.

На выставке, организованной Томским Обществом любителей художеств в декабре 1907 - январе 1908 года, было представлено триста восемь работ. Впервые было представлено его знаменитое полотно "Хан-Алтай". Большое место в экспозиции заняло изображение горных рек, особенно "неугомонной красавицы" Катуни. По откликам сибирских газет выставка имела большой успех. Уже с первой выставки зритель уносил цельное впечатление, ощущение своеобразия алтайской природы с ее холодноватым колоритом, чистым и прозрачным горным воздухом. Неделя, когда экспонировались произведения художника, была названа "неделей Гуркина".

Успех окрылил живописца. Он с головой уходит в работу.

Вторая персональная выставка Г.И. Гуркина открылась 3 марта 1910 года в Томске. На ней было представлено 242 работы. Лучшие среди них "Озеро Тайменье", знаменитое произведение художника "Озеро горных духов" (обе 1910 г.), "Корона Катуни"(1910).

"Корона Катуни" посвящена той ранней поре ледохода, когда только что вскрывшаяся река ломает и громоздит голубыми торосами вешние глыбы льда. На середине Катуни, подобно сказочной короне, возвышается высокий каменный остров с могучими деревьями. Общий тон пейзажа строится на контрастах темного каменного островка, светлой водной поверхности и неба. Цвет здесь тонко нюансирован в градациях сиренево-голубоватых, сиренево-розоватых и голубовато-жемчужных тонов.

Информация о работе Чорос-Гуркин, Биография мастера