Детский фольклор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:44, контрольная работа

Описание

Цель данной работы: рассмотреть детский фольклор в народной педагогики.
Задачи работы:
1. Рассмотреть детский фольклор в истории России.
2. Изучить специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора.
3. Изучить значимость произведений детского фольклора в народной педагогике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Детский фольклор в истории России………………………………………………...4
2. Специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора……6
3. Детский фольклор как народная педагогика……………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………...14
Список используемой литературы…………………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

Детский фольклор.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

У каждого жанра четвёртой группы своя функция, своя поэтика, отличная манера исполнения. Одни жанры можно определить как словесно-речевые, другие - как повествовательные. Третьи – как песенные . Это будет группа бытового фольклора .

     Определение групп детского фольклора по назначению и характеру бытования – это  лишь первое звено классификации. Существует много других названий, и даже опытные  фольклористы, обратившись к детскому фольклору, «говорят на разных языках». Предложенная классификация далеко не совершенна, но может рассматриваться в качестве исходной - рабочей.

     В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда входят колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких. Рассмотрим некоторые из этих жанров.

                   Колыбельные песни. Название песен, которыми убаюкивают ребенка, — колыбельные — идет от основы колыбать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда же — колыбель, коляска, в народном обиходе было и название «байка» — от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять).  Её назначение или цель – усыпить ребёнка. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Старинное значение колыбельных – заговоры, против злых сил, но со временем они утратили своё обрядовое значение. Тематикой колыбельных песен становилось отражение всего, чем жила мать, - её думы о младенце, мечты о его будущем, оберечь его и подготовить к жизни и труду. В свои песни мать включает то, что понятно ему. Это «серенький котик», «кранная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока» и т.д.

     Колыбельной песне присуща своя система выразительных  средств, своя лексика, своё композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много  переносов ударений с одного слога  на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания. Следует отметить изобилие ласкательных, уменьшительных суффиксов.

     Пестушки, потешки, поскакушки. Пестушки, (от слова «пестовать» - воспитывать) связаны с наиболее ранним периодам развития ребёнка. Распеленав ребенка, мать или няня обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста. Не каждая мать осознает необходимость это процедуры, из сотни одна объяснит ли ее физиологическое значение.

     Стишки  просты. Исполнение не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в нем есть все: понимание значения этого приема и для роста организма («Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки»), и для развития двигательных функций ребенка («А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки»), и для умственного и нравственного развития («А в роток говорок, А в голову разумок»). Знания, закрепленные поэтическом произведении, служат средством передачи культурного наследства от одного поколения к другому, служат руководством к действию любой молодой матери или пестунье. Ребенок начинает воспринимать материнскую речь не как мелодический набор звуков, а как сигналы, имеющие определенное смысловое значение, и мать уже использует это: она не просто берет ребенка на руки, а протягивает к нему руки и приговаривает или припевает: «Ручки, ручки, дай рученьки».

     Приговоры эти не отличаются ни поэтическими достоинствами, ни оригинальностью, ни разнообразием, но ребенок всегда стремится на руки к матери, делает отчаянные движения ручонками, чтобы коснуться материнских рук, постепенно вырабатывает умение управлять движением своих рук. Слово матери (пестуньи), отразившись в сознании ребенка, вызывает определенное представление о материнской ласке, волевой сигнал дает команду органам движения, ребенок делает хватательные или иные движения руками. Таким образом, примитивная поэтическая схема закрепила в народном сознании очень важный как для физического развития ребенка, так и для психологического.

     Потешки. Потешками принято называть особые забавы взрослых с маленькими детьми, в которых используется различные части тела ребёнка и взрослого. Потешками называются и песенки – приговоры, организующие эти забавы. Потешка забавляет ритмом – потешает, веселит. Она не всегда поётся, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребёнку необходимую информацию. При помощи потешек пестуньи вырабатывали у детей потребность к игре, раскрывая её эстетическое содержание, приготовляли ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе. Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к поэзии окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовкой, нравственного и эстетического воспитания.

     В потешку вводят простейшие шутки, комические мотивы, для поддержания радостных  эмоций, добавляется жестикуляция. В потешках, как и в пестушках, неизменно присутствие метонимии - художественный приём, помогающий через часть познавать целое. Например, в детское игре «Ладушки-ладушки», где были? – У бабушки. При помощи метонимии внимание ребёнка привлекается к его собственной ручкам.

     Жеребьевки  (или "сговоры") определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, или только один вопрос, в котором предлагается выбор. Собственно жеребьёвки представляют собой загадку. Но загадку обязательно двучленную, в которой образы совпадают или противопоставляются. Она обычно рифмованная. Иногда рифма содержится в обращении, чаще не имело поэтической организации или вообще исчезло. Они полны остроумия и здорового юмора.

     Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий рифмованный стих (от 1 до 4 слогов). Считалки связано с древними формами гадания.

     У считалок две главные особенности, Во-первых, в основе большинства  считалок лежит счёт, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных  слов и созвучий. Считалка представляет своеобразную игру словами, ритмом, и в этом её художественная функция.

     Игровые приговорки и припевки были включены в игровое действие и способствовали его организации. Содержание этих произведений определяла сама игра. В играх дети изображали семейный быт и трудовые занятия деревни, что готовило их к взрослой жизни. Приговорки произносились также перед нырянием в реку; для того, чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания. В своей приговорке дети могли обратиться с просьбой к христианским святым.

     Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки — быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением (частые повторы, внутренние рифмы и пр.).

       Стихийный поток современного детского повествовательного творчества — "страшные истории" (так их называют дети) или "страшилки" (так их стали называть исследователи) — сделался предметом изучения фольклористов, психологов и педагогов с 1960-х гг. По-видимому, к этому времени и относится начало массового бытования детских страшных историй. Страшилки функционируют по всем правилам фольклора.

       Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, - словом, вместе с эстетическими наслаждениями впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

     Издавна существует множество фольклорных  произведений, специально предназначенных  детям. Такой вид народной педагогики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения.

     Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область  народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую    целую    систему   поэтических и музыкально-поэтических жанров

фольклора.

     Весь  детский фольклор вызван к жизни едва ли не исключительно педагогическими надобностями  народа. Следовательно, изучение детского фольклора вне связи с народной педагогикой непродуктивно и неправомерно. 
 

  1. Детский фольклор как народная педагогика
 

     Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Народная педагогика — древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала «могучую и всеопределяющую» роль слова в формировании личности. Это величайшее из человеческих духовных сокровищ.

     В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно, конечно, и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите для примера частушки, прибаутки, скороговорки, речитативы, песенки, загадки, пословицы, скороговорки, приговорки, моления, назидания, басни, притчи. И особенно сказки…

     Сила  слова невероятна велика в жизни  человека. Не зря говорят о слове: можно им убить, можно воскресить.

     Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает  прелесть родной природы, усваивает  представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности не возможно.

     Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит её опорой и основой. Народная педагогика несомненно, ставила и задачи умственного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все они преследовали педагогические цели, одна из которых – умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитие подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальных учёных, изобретателей, художников и писателей.

     Народная  педагогика не обошла также вопроса  и о физическом развитии детей. Известно, что гимнастика и многие другие виды спорта были недоступны народу. Но довольно широко были распространены всевозможные подвижные игры.

     До  возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколения с помощью произведений устного народного творчества. Сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания, и песни – замечательные памятники народной педагогики, кладезь педагогической мудрости.

     Сегодняшняя педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не могли ставиться народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Можно было бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе – и родителям как естественным воспитателям. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою неумело зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Методика  использования детского фольклора  в детских садах и других дошкольных учреждениях не вызывает серьёзных возражений. Большой интерес могли бы представить исследования взаимного влияния детского фольклора и детской литературы на развитие детей. Несомненно, что интерес к детскому фольклору будет с каждым годом возрастать. Широкая постановка собирательской работы, глубокое изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимы.

     Детский фольклор должен стать ценным средством  воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

     Таким образом, детский фольклор – это  специфическая область устного  художественного творчества, имеющая  в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования  и своих носителей.

     Фольклор как народная педагогика должен стать неотъемлемой частью нашей сознательной жизни, частью нашей вековой традиции, которую мы передадим нашим потомкам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Детский фольклор