Доказательность и убедительность речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:37, контрольная работа

Описание

В процессе речевого взаимодействия коммуникатор, как правило, не просто передает реципиенту новую информацию, а убеждает его принять эту информацию, т.е. оказывает на оп¬понента убеждающее воздействие.

Работа состоит из  1 файл

Русский язык.docx

— 34.75 Кб (Скачать документ)

НОУ ВПО Институт Управления Бизнеса и Права

Образовательный проект «Экономика»

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

 «Русский язык»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент ФЗФ-501

Святная Е.Ю.

Проверил:

Андросова Т.В.

 

 

 

Ростов-на-Дону

2010 г.

Вариант 9.

 

Задание 1.Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов.

 

В процессе речевого взаимодействия коммуникатор, как правило, не просто передает реципиенту новую информацию, а убеждает его принять эту информацию, т.е. оказывает на оппонента убеждающее воздействие. 

 Говорящему нередко  приходится еще и переубеждать  своего оппонента, так как у того обычно имеется достаточно твердое мнение по обсуждаемому вопросу. Однако сделать это удается далеко не всегда.

Доказывание и убеждение — это разные процессы, хотя и тесно связанные друг с другом. Доказывать означает устанавливать истинность тезиса, а убеждать — это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками, соучастниками своих замыслов и действий.

Однако следует иметь  в виду, что в большинстве случаев основа убедительности речи — ее доказательность.

Всякое логическое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: тезис (мысль или положение, истинность которого требуется доказать), аргументы, или основания, доводы (положения, с помощью которых обосновывается тезис), демонстрация, или форма, способ доказательства (логическое рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов).

Аргументация — это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений и оценок, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие нелогические методы и приемы убеждающего воздействия.

 

Различают  доказательство прямое и косвенное.

При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами  без помощи дополнительных построений.

Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения — антитезиса. Из ложности антитезиса на основании закона исключенного третьего делается заключение об истинности тезиса.

К прямому и косвенному доказательствам нередко прибегают одновременно. В этом случае говорящий обосновывает свой тезис и показывает несостоятельность антитезиса.

Когда в качестве аргумента  берется недоказанное положение, совершается ошибка «предвосхищение основания». Это положение не является заведомо ложным, но оно само нуждается в доказательстве, которое должно показать его истинность.  

 Следует опасаться  ошибки, получившей название «порочный круг» или «круг в доказательстве». Она состоит в том, "что тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из этого же тезиса

Логические ошибки, как  отмечалось выше, бывают непреднамеренными и намеренными.

Чтобы доказать правильность выдвинутых положений, убедить в их истинности, в процессе общения используются различные виды аргументов.

Начиная с античных времен, принято делить доводы на логические, обращенные к разуму слушателей, и  психологические, оказывающие воздействие на чувства.

К логическим аргументам относятся следующие суждения:

—теоретические или эмпирические обобщения и выводы;

—ранее доказанные законы науки;

—аксиомы и постулаты;

—определения основных понятий конкретной области знаний;

—утверждения о фактах.

В ходе аргументации важно  разграничивать факт и мнение.

Факт — это действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Мнение — суждение, выражающее оценку, отношение, взгляд на что-либо. Факты существуют сами по себе, независимо от того, как мы их оцениваем и используем в своих целях. На мнения влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности характера, психическое состояние, уровень подготовки, степень осведомленности и мн. др. Мнения могут быть предвзятыми, необъективными, ошибочными. Поэтому факты являются более надежными аргументами. К мнениям же необходимо относиться критически, учитывать исторические и социальные условия, которые оказали влияние на их формирование.

Значительную роль в  убеждающей речи играют психологические доводы.

Психологические доводы практически  могут затрагивать любые чувства, помогая добиться желаемого результата. Наиболее распространенными считаются следующие доводы:

—довод к чувству собственного достоинства;

—довод от угрозы;

—довод от обещания;

—довод от сочувствия;

—довод от осуждения;

—довод от сомнения;

—довод от недоверия и т.п.

Используя психологические  доводы, не следует забывать, что  риторическая этика запрещает говорящему обращаться к наиболее низменным чувствам, а также к эмоциям, способным породить открытые общественные конфликты. Сюда относятся злоба, жадность, зависть, ненависть к другим людям, малодушие, тщеславие, агрессивность и т.п.

Необходимо иметь в  виду, что психологические аргументы  могут быть использованы недобросовестными людьми в качестве уловок и спекулятивных приемов. Назовем лишь некоторые из них:

- аргумент к силе (вместо логического  обоснования прибегают к различным видам принуждения);

- аргумент к невежеству (используется  неосведомленность оппонента);

- аргумент к выгоде (агитируют принять тезис, потому что это выгодно в каком-либо отношении);

- аргумент к состраданию (вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию);

- аргумент к верности (склонять  принять тезис в силу верности, привязанности, почтения и т.п.).

Подобрать сильные и убедительные доводы — дело далеко не простое. Здесь нет специальных правил, которые можно заучить. Многое зависит от хорошего знания предмета, от общей эрудиции человека, его находчивости и сообразительности, от быстроты реакции, от выдержки и самообладания, от понимания сложившейся ситуации. Важно подобрать единственно верные слова, которые окажут воздействие на слушателей именно в данной обстановке.

 

 

Задание 2. Поставьте  ударение  в следующих словах.


Призыв, принудить, принять, приобретение, произведение, псевдоним, рассредоточение, редактор, ремень, силос, симметрия, сирота, созыв, средство, статуя, столяр, таможня, уведомить, уведомленный, углубить, украинец, укупорить, умерший, упрочение, фарфор, филистер, ходатайство.


 

Задание 3.Сделайте стилистическую правку предложений, называя устраненные  недочеты (смешение стилей, неточность  словоупотребления и др.)

1. Поскольку нигде не разъясняют  о сроках сбора орехов, их чаще всего собирают преждевременно. (Так  как нигде не разъясняется о сроках сбора орехов, их чаще всего собирают преждевременно. – неточность словоупотребления)

2. Он не оплатил за проезд  в автобусе. (Он не оплатил _ проезд в автобусе. – неточность словоупотребления)

3. Потом будем  решать вопрос? (Позже будем решать вопрос? – неточность словоупотребления)

4.Художник изобразил, как Петр 1 ведет войска в бой, придерживаясь  манеры Сурикова. (Придерживаясь манеры Сурикова, Художник изобразил, как Петр 1 ведет войска в бой. – смешение стилей)

5. Среди психологов широкое распространение  получила точка зрения о творческом  процессе как явлении психологическом.  (Среди психологов широкое распространение получила точка зрения о психологическом характере творческого процесса. – смешение стилей)

 

Задание 4.Составьте предложения  с данными ниже словами, соблюдая правильное употребление.

Согласно, состязание, тенденция,  тревожиться, с целью, ясный, соразмерно, стимул, противник, подтверждение, отправить, в отношении, недоступный, мораторий.

 

Согласно правилам правописания предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

Состязание пловцов назначено на выходные.

Какие новые тенденции в маркетинге являются самыми важными?

Матери приходится всю жизнь тревожиться за детей.

Бизнес был специально раздроблен с целью уклонения от уплаты налогов.

День выдался ясный.

Она лаяла неистово, но этот лай, соразмерно ее величине, был совсем не слышен.

Низкая процентная ставка по кредиту  – стимул для развития предпринимательства.

Противник хорошо проинформирован.

Подтверждение из банка пришло вовремя.

Сегодня необходимо отправить запрос в архив.

В отношении к труду раскрывается характер человека.

С помощью новой программы был  открыт недоступный ранее сайт.

Объявлен мораторий на использование атомной бомбы.

 

 

 

Задание 5. Прочтите предложения, используя правильную форму собственных имен.

1. В детстве он охотно читал Жюля Верна


2. Театр поставил новую пьесу Жана- Поля Сартрэ

3. Сказки Ганса Христиана Андерсена любят дети всего мира.

4. Взгляды философов обратились к Августу Шлегелю

5. Это письмо было написано американской девочкой Самантой Смит.

6.Декларация была подписана Робертом Смитом.

7. Заседание состоялось на кафедре у профессора  Гордейчука.(м.р.)

 

Задание 6. Прочтите предложения, обратите внимание на правильное произношение числительных.

1. Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам. (пятистам сорока метрам семидесяти четырем сантиметрам)

2. Самый быстрые бегуны мира  развивают скорость от 36 до 43 километров в час. (от тридцати шести до сорока трех)

3. К 1778 прибавить 852. (к одной тысяче семистам семидесяти восьми прибавить восемьсот пятьдесят два)

4. От 17464 отнять 11090. (от семнадцати тысяч четырехсот шестидесяти четырех отнять одиннадцать тысяч девяносто)

5. Из 1109 важнейших объектов было  введено лишь 749. (из одной тысячи ста девяти… лишь семьсот сорок девять)

6.Сметная стоимость второй очереди  канала составляет более 455 миллионов. (четырехсот пятидесяти пяти)

 

Задание 7. В каких сферах общения ( бытовое, официально – деловое ) могут  быть использованы следующие фразеологизмы  и крылатые выражения.

Встречать в штыки – (бытовое), подавать надежду– (бытовое), не ударить лицом в грязь– (бытовое), петь дифирамбы– (бытовое), сесть на мель – (официально-деловое), Содом и Гоморра– (бытовое), эзопов язык – (официально-деловое), турусы на колесах– (бытовое), курить фимиам– (бытовое).

 

Задание 8.Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант.

1. Достижение этой гуманной цели (не лимитируется, не ограничивается) ни состоянием науки и техники, ни ( ресурсами, возможностями, запасами) труда и средств.

Достижение  этой гуманной цели не ограничивается ни состоянием науки и техники, ни ресурсами труда и средств.

2.Отмеченные признаки (разнородны, гетерогенны).

Отмеченные признаки гетерогенны.

3.(Профилактическое, предупреждающее)  влияние новых лекарственных  средств еще более разительно.

Профилактическое влияние новых лекарственных средств еще более разительно.

Задание 9. Прочитайте  отрывок из инструкций и деловых писем. Определите какой это тип контекста.

В настоящее время  завод располагает возможностью для  строительства двух крупнопанельных 12 – этажных 72 – квартирных домов  – башен по типовым проектам. Дома – башни предполагается разместить на улице Лесная. Строительство домов  – башен подтверждено Министерством  и городскими организациями. На строительство  домов – башен выделены необходимые  фонды, намечены подрядные организации.

(Параллельный тип контекста. Несколько следующих предложений поясняют предыдущее, предмет речи является общим, но в последующих предложениях о нем дается новая информация.)

 

Задание 10. Составьте  сопроводительное письмо для отправки следующего документа: каталог выставки – ярмарки.

Уважаемые коллеги!

РОСАТОМ и Центр «Атоминновация»  проводят ярмарку высокотехнологичных  медицинских проектов «Атоммед».

Приглашаем принять участие  в работе ярмарки.

Цели ярмарки:

  • выявление перспективных высокотехнологичных медицинских инновационных проектов;
  • сбор предложений для реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» привлечение внебюджетных инвестиций к реализации инновационных проектов;
  • демонстрация инновационных проектов организаций отрасли.

Требования ярмарки:

На ярмарке рассматриваются  проекты с завершенной стадией  научно - исследовательских работ. Описание проекта на участие в ярмарке  представляется на бумажном носителе и в электронном варианте.

Информация о лучших проектах  ярмарки размещена в каталоге выставки-ярмарки.

 

 

 

Задание 11.Составьте  информационную речь на одну из тем:

  1. Новости культурной жизни города.
  2. Что делает нас привлекательными.
  3. Деньги в нашей жизни.
  4. Моя совесть и я.
  5. А счастье, что оно …?

Информация о работе Доказательность и убедительность речи