Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:17, сочинение
Герои Л.Н. Толстого очень трудно поддаются однозначному определению. Они не делятся на хороших и плохих, добрых и злых, умных и глупых, они просто живут, ищут, часто ошибаясь в своих поисках.
Князь Андрей Болконский — одна из самых ярких и самых трагических фигур романа “Война и мир”. С первого своего появления на страницах произведения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике.
Духовные искания и открытия князя Андрея Болконского
Готовил: Румянцев Данил
10.02.2012
Герои Л.Н. Толстого очень трудно поддаются
однозначному определению. Они не делятся
на хороших и плохих, добрых и злых, умных
и глупых, они просто живут, ищут, часто
ошибаясь в своих поисках.
Князь Андрей Болконский — одна из самых
ярких и самых трагических фигур романа
“Война и мир”. С первого своего появления
на страницах произведения и до смерти
от ран в доме Ростовых жизнь Болконского
подчинена своей внутренней логике.
И в военной службе, и в политической деятельности,
и в свете, и, что самое странное, в любви
Андрей остается одиноким и непонятым.
Замкнутость и скептицизм — вот отличительные
черты Андрея даже в его общении с любимыми
людьми: отцом, сестрой, Пьером, Наташей.
Марья говорит ему: “Ты всем хорош, Аndrе,
но в тебе есть какая-то гордость мысли”.
Но он далеко не человеконенавистник.
Он всей душой желает найти применение
своему уму и способностям, “он так всеми
силами души искал одного: быть вполне
хорошим...” Но его жизнь похожа не на поиски
нового, а на бегство от старого. Острый
ум подталкивает его к деятельности, но
внутреннее ощущение стихии жизни останавливает,
указывая на тщетность усилий человека.
Начинания Андрея заканчиваются разочарованиями.
Его искреннее желание служить родине,
делу сталкивается со всеобщим безразличием.
Человек с трезвым и скептическим умом,
князь Андрей не мог найти себе места в
среде лживого корыстолюбия и льстивого
карьеризма, царствовавших в светской
и военной жизни. Его патриотизм и ответственность
за дело наиболее ярко проявляются на
службе у Сперанского и в войне 1812 года:
“Он весь был предан делам своего полка,
он был заботлив о своих людях и офицерах
и ласков с ними. В полку его называли “наш
князь”, им гордились и его любили”. Но
постепенно он приходит к выводу, что все
его старания — не более чем суета.
Жизненный путь князя Андрея — это история
разочарований, но одновременно и история
постижения смысла жизни. Болконский постепенно
избавляется от иллюзий — стремления
к светской славе, военной карьере, к общественно-полезной
деятельности. Он в споре с Пьером отрицает
возможность преобразования даже в пределах
имения. Однако сам реформирует свое хозяйство
и отпускает крестьян на волю, что было
по тем временам неслыханным новшеством.
Главное в натуре Андрея Болконского —
честность и искренность поэтому он боится
громких слов и обещаний. Лучше молчать
и бездействовать, а если что-то делать,
то тоже без лишних слов.
Даже со Сперанским он ведет себя настороженно,
хотя в душе приветствует его начинания.
Всякие же разговоры о любви к “ближним”
князь считает ханжеством. Любить следует
в первую очередь себя и своих родных.
А уважая себя и поступая по чести, человек
неизбежно будет полезен людям, во всяком
случае, не навредит им. Ответственность
за других людей Андрей считает непомерным
бременем, а принятие за них решений —
безответственностью и самовлюбленностью.
Периоды разочарований сменяются у князя
Андрея периодами счастья и духовного
возрождения. Таким счастливым временем
были для него бои при Аустерлице, служба
в военной комиссии любовь к Наташе. Но
на смену этим счастливым минутам опять
приходило внутреннее опустошение и разочарование.
Один из самых важных вопросов, мучивших
Андрея Болконского, был вопрос о месте
человека в жизни. Он убеждается в том,
что все происходит не по велению героев
и вождей, а само собой, случайно или по
воле рока.
Особенно ярко эта истина открылась ему
накануне Бородинского сражения. Честный
и откровенный перед собой, Андрей хочет
такой же откровенности и ясности в ожидаемых
событиях: “Ежели война теперь, так война.
Война не любезность, а самое гадкое дело
в жизни, и надо понимать это и не играть
в войну”. Он достигает ценности жизни
отдельного человека, от маршала до солдата.
Ранение и последовавшие после него предсмертные
размышления переворачивают сознание
Андрея. Для него проясняется то, что он
всегда в себе носил, но не выпускал наружу,
понимание простоты жизни и любви как
главной ценности, которая делает людей
людьми. Умирая, он прощает и Наташу, и
Анатоля Курагина, и весь мир со всеми
его недостатками.
Андрей Болконский прошел путь от честолюбивого
эгоизма и гордости до самоотречения.
Его жизнь — это эволюция гордыни человеческого
разума, сопротивляющегося бессознательной
доброте и любви, которые и составляют
смысл жизни человека. Одинокий и самолюбивый
герой, пусть даже очень умный и во всех
отношениях положительный, по мнению Л.Н.
Толстого, не может быть полезен этому
мир
Информация о работе Духовные искания и открытия князя Андрея Болконского