Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:34, реферат
Особенности судьбы и характера Ф. И. Тютчева (1803—1873) определили неправомерно замедленное распространение его известности не только среди широкой читающей публики, но и среди литераторов-современников. Лев Толстой вспоминал, как в 1855 году «...Тургенев, Некрасов и К° едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта». А ведь Тютчев к тому времени уже четверть века печатался. И тем не менее честь «открытия» Тютчева принадлежит Н. А. Некрасову, в 1850 году обратившему внимание читателей «Современника» на стихи уже немолодого поэта, которые он в своей статье приравнивал к лучшим образцам «русского поэтического гения».
Румяный
цвет, златые сны?.
На тютчевских лирических пейзажах лежит особенная печать, отражающая свойства его собственной душевной и физической природы — хрупкой и болезненной. Его образы и эпитеты часто неожиданны, непривычны и на редкость впечатляющи. У него ветви докучные, земля принахмурилась, листье изнуренное и ветхое, звезды беседуют друг с другом тихомолком, день скудеющий, движение и радуга изнемогают, увядающая природа улыбается немощно и хило и т.п.
«Вечный строй» природы то восхищает, то вызывает уныние поэта:
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя
самих — лишь грезою
природы,
Но
в своих сомнениях и мучительных
поисках истинных взаимоотношений
части и целого — человека и природы
— Тютчев вдруг приходит к неожиданным
прозрениям: человек не всегда
в разладе с природой, он не только «беспомощное
дитя», но он и равновелик
ей в своей творческой потенции:
Связан, соединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества...
Скажи заветное он слово —
И миром новым естество
Всегда откликнуться готово
На
голос родственный
его.
Утонченный
психологизм, пронизывающий
творчество Тютчева как более или менее
категория отвлеченная, приобретает конкретно-житейский
характер в так называемом
денисьевском цикле поэта. Тютчеву было
47 лет, когда его любовь вызвала ответное
и значительно более сильное чувство со
стороны молодой девушки Елены
Александровны Денисьевой:
Не раз ты слышала признаньем
«Не стою я любви твоей»,
Пускай мое она созданье,—
Но
как я беден
перед ней...
Поэт-мыслитель всю жизнь — от ранней юности до последних дней болезненной старости—чрезвычайна интенсивно жил сердцем. Он любил и был любим, но считал любовь чувством изначально-губительным, «поединком роковым». Потому-то печалился он о судьбе одной из своих дочерей, «кому я, быть может, передал по наследству это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви...».
Полюбив
страстно и безоглядно, Денисьева
всецело отдалась своему чувству,
восстановив против себя общественное
мнение. Ей была уготована «жизнь
отреченья, жизнь страданья»:
Таков уж свет: он там бесчеловечней,
Где
человечно-искренней
вина.
Не
только «свет» отвернулся от Елены
Александровны, но и родной отец отрекся
от нее. Главной же мукой было
то, что любимый, ради которого все было
принесено в жертву, не принадлежал
ей полностью: Тютчев не только
нс порывал со своей семьей, но и продолжал
по-своему любить жену, во всяком
случае, дорожить ею. Весь цикл стихов,
посвященных Деиисьевой, проникнут
тяжелым чувством вины, насыщен роковыми
предчувствиями. В этих стихах нет ни пылкости,
ни страсти, только нежность, жалость,
преклонение перед силой и цельностью
ее чувства, сознание собственной
недостойности, возмущение «бессмертной
пошлостью людской».
Эта «последняя любовь» Тютчева длилась
14 лет, до самой смерти Денисьевой,
сошедшей в могилу в возрасте 38 лет от
чахотки, течение которой обострили
и ускорили душевные страдания.
О, как убийственно мы любим!,
Как в буйной слепоте своей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
Тютчев очень тяжело переживал утрату:
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться
хочет — и не может...
Я.
П. Полонскому, другу и сослуживцу,
Тютчев писал: «Друг мой, теперь все испробовано—ничто
не помогло, ничто не утешило,— не живется
— не живется — не живется...» В стихах
«денисьевского цикла» особенно
часты характерные тютчевские
строки, начинающиеся
горьким восклицанием «О!», определяющим
интонацию отчаяния всего стихотворения.
Столько страдания и муки в стихах, посвященных
памяти Елены Александровны, что
невольно в сознании возникает народное
понятие убивается... Да, Тютчев именно
убивается по Денисьевой:
По ней, по ней, судьбы не одолевшей,
Но и себя не давшей победить,
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать,
молиться, верить и
любить.
Он
пережил ее на девять лет. В эти
последние годы Тютчев едва успевает
оправляться от потерь близких
ему людей: мать, брат, четверо
детей...
Дни сочтены, утрат не перечесть,
Живая жизнь давно уж позади,
Передового нет, и я, как есть,
На
роковой стою очереди.
Его
черед пришел 15 июля 1873 года... Но остались
стихи Тютчева, которые сам он так мало
ценил, так небрежно хранил,
полагая:
В наш век стихи живут два-три мгновенья.
Родились утром, к вечеру умрут.
О чем же хлопотать? Рука забвенья
Как
раз свершит
свой корректурный труд.
Однако
тирания времени, которую так
остро ощущал поэт, оказалась
не властна над его творчеством. Конечно,
совершенство формы и значительность
содержания поэзии Тютчева требуют от
читателя определенной культуры, просвещенности.
В свое время в статье о Тютчеве А. Фет
писал: «Тем больше чести народу, к которому
поэт обращается с такими высокими требованиями.
Теперь за нами очередь оправдать его
тайные надежды».
ЛИТЕРАТУРА
1.Ф.И.Тютчев. Избранная лирика.-М.,1986
2.А.Григорьев.Эстетика и критика.-М.,1980
3.А.А.Фет.Сочинения.-М.,