Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:52, реферат
Роман XX века «Доктор Живаго» Бориса Леонидовича Пастернака вызвал огромный резонанс в мире. Великий, считавшийся самым аполитичным, поэт стал политическим символом свободы и борьбы против подавления личности.
Введение……………………………………………………3
Философские темы в романе «Доктор Живаго»:
А) Концепция жизни и смерти………………………..5
Б) Преодоление смерти через искусство……………..8
В) Концепция личности, её соотношение
с историей и вселенной……………………………….11
2. Автобиографические мотивы
в романе «Доктор Живаго»…………………………..15
Заключение………………………………………………17
Список Литературы
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Волгоградский
государственный социально-
Институт иностранных языков
Кафедра английского языка
Философская проблематика романа Б.Пастернака
«Доктор Живаго»
Выполнил(а):
Гражданинова Н.К.
Ия-Аб-31
Проверил(а):
Воронцова К.В.
Волгоград 2012
Введение……………………………………………………3
А) Концепция жизни и смерти………………………..5
Б) Преодоление смерти через искусство……………..8
В) Концепция личности, её соотношение
с историей и вселенной……………………………….11
2. Автобиографические мотивы
в романе «Доктор Живаго»…………………………..15
Заключение………………………………………………17
Список Литературы
Введение:
Роман XX века «Доктор Живаго» Бориса Леонидовича Пастернака вызвал огромный резонанс в мире. Великий, считавшийся самым аполитичным, поэт стал политическим символом свободы и борьбы против подавления личности.
Пастернак начал писать роман “Доктор Живаго” в 1945 году и закончил его в декабре 1955 года. Симонов, редактор журнала “Новый мир”, отказался печатать роман и его издание на родине было запрещено более 30 лет. Спустя три десятилетия (1987) секретариат Союза писателей отменил решение об исключении Пастернака из Союза писателей СССР. Через год «Новый мир» с романом «Доктор Живаго» вышел миллионным тиражом.
23 октября 1958 Шведская
Академия словесности и
«Доктор Живаго» - вершинное произведение писателя, по его собственной оценке, подготовленное всем его предшествующим творчеством, интенсивными духовными и художественными поисками. По сути, вся проза и в большей степени поэзия Б.Пастернака с самых первых опытов были подготовкой к итоговому роману, на который автор возлагал особую роль, как в собственной судьбе, так и в широком контексте литературы XX в.
Б.Пастернак пишет: «У меня есть сейчас возможность поработать над чем-нибудь своим, не думая о хлебе насущном. Я хочу написать прозу обо всей нашей жизни от Блока до нынешней войны». Пастернак говорит, что он начал свое поприще в период распада формы, когда в прозу основалось описательство и мысль. Он же хотел создать роман, который давал бы чувства, диалоги и людей в драматическом воплощении, отражал бы прозу времени.
Предполагались различные варианты заглавия романа, например, «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», взятое из стихотворения А.Блока «Вербная суббота», «Опыт русского Фауста», «Из неопубликованных бумаг семьи Живаго», «Нормы русского благородства», «Зимний воздух», «Живые, мертвые и воскресающие», «Свеча горела». В 1948 появилось окончательное название «Доктор Живаго» с подзаголовком «Картины полувекового обихода», позднее снятого.
Роман насыщен образами и философскими мотивами. Центральная проблема – судьбы интеллигенции в 20-м веке. Роман написан о человеке, который сумел в условиях революции, Первой Мировой Войны, Гражданской войны, а потом в эпоху обезличивания сохранить в себе личность, т.е. Пастернак утверждал самоценность человека.
В момент публикации романа наиболее острой казалась проблема авторской трактовки событий революции и войны. Главный герой видит в этом трагедию России. Эпическая структура романа - осложнена лирическим началом (субъективность).
Одна из тем – любовь (стихия, которая вторгается в жизнь человека). В концепции романа природа, история, мироздание объединены. Слияние души человека и природы, единство небес, земли и человека, а это конечная цель истории.
Смерть не воспринимается как непроходимая граница между живым и мёртвым. С темой бессмертия связана проблема назначения искусства. Искусство размышляет о смерти и непрерывно творит жизнь.
1.Философские темы в романе «Доктор Живаго».
А) Концепция жизни и смерти.
Одна из проблем, которая волнует Пастернака - это тема духовного воскрешения личности. Она явно вплетена в сложный романный ансамбль. Первые строки книги (похороны матери Юры, вьюжная ночь после погребения, переживания ребенка) – смысловой зачин этой проблемы. Позднее Юрию Андреевичу мнится, что он пишет поэму “Смятение” о тех днях, которые протекли между смертью Христа и его воскресением, о том пространстве и времени, когда шла борьба между воскресительной потенцией жизни и “черной земной бурей”: “И две рифмованные строчки преследовали его: “Рады коснуться /И надо проснуться”.
«Рады коснуться и ад, и распад, и разложение, и смерть, и, однако, вместе с ними рада коснуться и весна, и Магдалина, и жизнь. И — надо проснуться! Надо проснуться и встать. Надо воскреснуть». А главный герой романа воскресение понимает так:
“…Вот вы опасаетесь, воскреснете ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого не заметили”. Доктор Живаго считает, что человек в других людях и есть душа человека, его бессмертие: “В других вы были, в других и останетесь. И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего”.
Интересна в романе и идея жизни как жертвы. Именно такой жизнью живут герои романа. Для Пастернака важна тема сострадающего тождества души одного человека другому, мысль о неизбежности отдать всего себя за людей.
“Загадка жизни, загадка смерти” — над этой тайной бьется мысль автора “Доктора Живаго”. И Пастернак разгадывает “загадку смерти” через жизнь в истории-вечности и в творчестве. Вот почему у гроба Живаго любящая его женщина ощущает “веяние свободы и беззаботности”. Этого писателя всегда бесконечно трогало чудо жизни. Он никогда не утрачивал ощущения первичной красоты того, что нас непосредственно окружает. Этому Пастернак отдал свою жизнь, и это, собственно, его в ней держало. Но он никогда не обособлял себя от времени, просто пытался утвердить гармонию того существования, с которым он пришел в жизнь. Вот этим нам и дорог Пастернак. В этом залог его если не вечной, то, во всяком случае, длительной жизни.
Важно заметить, что на многих страницах романа мы находим описания обычной неприкрашенной жизни — быт оказывается для Пастернака крайним выражением серьёзности и одухотворённости. И этому находится теологическое объяснение. “До сих пор считалось, что самое важное в Евангелии — нравственные изречения и правила, заключённые в заповедях, — говорит Николай Николаевич Живаго, — а для меня самое главное то, что Христос говорит притчами из быта, поясняя истину светом повседневности. В основе этого лежит мысль, что общение между смертными бессмертно и что жизнь символична, потому что она значительна”.
“Свет повседневности” разливается в романе и освещает даже такие сюжеты, которые, казалось бы, должны быть окрашены в самые мрачные тона ужасами времени и войны. В ключевые и даже в роковые моменты своей жизни любимые персонажи Пастернака находят повседневные и непраздничные слова. Так Лара прощается с умершим Живаго: “И вот она стала прощаться с ним простыми, обиходными словами бодрого бесцеремонного разговора, разламывающего рамки реальности и не имеющего смысла, как не имеют смысла хоры и монологи трагедий, и стихотворная речь, и музыка, и прочие условности, оправдываемые одною только условностью волнения. Условностью данного случая, оправдывавшего только натяжку её лёгкой, непредвзятой беседы, были её слёзы, в которых тонули, купались и плавали её житейские непраздничные слова”.
Ощущение прелести и величия жизни охватывает Юрия Живаго, когда он наблюдает за приземлённым разговором хозяйки со своей коровой. От мелюзеевских сараев взгляд Юрия Андреевича перемещается вверх, к мерцающим звёздам, и он не только не видит контраста между тем, что здесь и что там, а наоборот, ощущает неразрывное единство мира, в котором сиюминутное и обыденное равноценно высокому и вечному.
Отношение Живаго к миру, его восхищение им напоминает религиозное чувство. Подтверждение тому — появление в этом описании слова “трепет” (ср. с расхожим выражением “религиозный трепет”). И во многих стихотворениях Пастернака мы встречаем именно такое отношение к мирозданию: лирический герой ощущает мистическую слитность между собой и миром. И нередко, обращаясь к этому миру, он испытывает то же чувство, что и верующий во время религиозной службы.
Сходное отношение к миру и у Лары. Вероятно, это не случайно — как и Юрий Живаго, она выражает в романе мысли и идеи, близкие автору. Вот как она видит мир, возвращаясь пешком от Кологривовых из Дуплянки: “Лара шла вдоль полотна по тропинке, протоптанной странниками и богомольцами, и сворачивала на луговую стёжку, ведшую к лесу. Тут она останавливалась и, зажмурив глаза, втягивала в себя путанопахучий воздух окрестной шири. Он был роднее отца и матери, лучше возлюбленного и умнее книги. На одно мгновение смысл существования вновь открылся Ларе. Она тут, — постигала она, — для того, чтобы разобраться в сумасшедшей прелести земли и всё назвать по имени, а если это будет ей не по силам, то из любви к жизни родить себе преемников, которые это сделают вместо неё”.
Трагизм заложен в самой попытке “дать определение жизни и смерти”, ибо значительность жизни раскрывается только в соприкосновении со смертью. “Жизнь и смерть” — вечная тема искусства. Этой теме посвящен и роман “Доктор Живаго”.
Обличья смерти в романе многообразны и всегда противоестественны. Смерть вошла в кровь и плоть эпохи. Война, революция и разразившаяся гражданская междоусобица узаконили смертоубийство, возвели его в ранг доблести. Читая роман, почти физически ощущаешь, что даже “воздух пахнет смертью”. Натурализм ее изображения сродни толстовскому. “Это время оправдало старинное изречение: человек человеку волк. Путник при виде путника сворачивал в сторону, встречный убивал встречного, чтобы не быть убитым. … Человеческие законы цивилизации кончились. В силе были звериные. Человеку снились доисторические сны пещерного века”, — это характеристика не только краткого периода конца Гражданской войны, но и всей эпохи от революции до Великой Отечественной войны.
Б) Преодоление смерти через искусство.
«Каким образом можно преодолеть смерть?» Ответ на этот вопрос в романе даётся отнюдь не фигуральный — избежать умирания можно благодаря творчеству.
Искусство, по Пастернаку, неразрывно связано с жизнью — ведь именно она составляет его содержание. Эта жизнь в искусстве настолько подлинна, что может (да и должна) стать подспорьем настоящей действительной жизни, продолжить её, тем самым обеспечить автору бессмертие. Ведь быть в искусстве и существовать для Пастернака — это одно и то же.
Герой Пастернака — поэт. И его отношение к искусству близко представлениям самого автора (многие идеи, оформленные в романе как мысли Живаго, сформулированы и в других произведениях Пастернака). Как и Пастернак, Живаго считает, что содержанием искусства является подлинная действительная жизнь. Вот что доктор записал об этом в своём дневнике: “В стихотворение, точно через окно в комнату, вливались с улицы свет и воздух, шум жизни, вещи, сущности. Предметы внешнего мира, предметы обихода, имена существительные, теснясь и наседая, завладевали строчками, вытесняя вон менее определённые части речи. Предметы, предметы, предметы рифмованной колонною выстраивались по краям стихотворения”.
Искусство оказывается наполненным как самыми обычными предметами, так и человеческими поступками и переживаниями. В другом месте в романе сказано: “Вот что было жизнью, вот что было переживанием, вот за чем гонялись искатели приключений, вот что имело в виду искусство — приезд к родным, возвращение к себе, возобновление существования”.
Свойство искусства — возобновлять существование — позволяет ему компенсировать пустоту, побороть смерть. Эта мысль сквозит в размышлениях Юрия Живаго: “В ответ на опустошение, произведённое смертью… ему с непреодолимостью… хотелось мечтать и думать, трудиться над формами, производить красоту. Сейчас, как никогда, ему было ясно, что искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь. Большое истинное искусство, то, которое называется Откровением Иоанна, и то, которое его дописывает”.
О том, что искусство сильнее смерти, свидетельствует и композиция книги. Смертью главного героя она не заканчивается. За рассказом о прощании следует эпилог, а затем — уже в самом конце — публикуется тетрадь стихотворений Юрия Живаго. По мысли Пастернака, в этих стихах живёт и их создатель, стихи остаются после его жизни, а значит, он оказывается бессмертным. Обратим внимание и на то, что в последней строфе последнего стихотворения Живаго, то есть в самом окончании романа, речь идёт о Воскресении.
Я в гроб сойду и в третий день
восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко Мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.
Если жизнь автора “переходит” в его творения, то и искусство приобретает свойства и знания живого существа. Так, в конце романа описывается встреча друзей Живаго, которые собираются за чтением его стихов. И книга, которую они держат в руках, отзывается на их раздумья: “Счастливое, умилённое спокойствие за этот святой город и за всю землю, за доживших до этого вечера участников этой истории и их детей проникало их и охватывало неслышною музыкой счастья, разлившейся далеко кругом. И книжка в их руках как бы знала всё это и давала их чувствам поддержку и подтверждение”.
Информация о работе Философская проблематика романа Б.Пастернака "Доктор Живаго"