Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 21:48, доклад
Лев Николаевич поставил много глобальных проблем и разрешил их с такой глубиной, что можно назвать этот роман учебником жизни. В романе поставлены психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы (проблемы взаимоотношений личности и общества, роль личности в истории, ложный и истинный патриотизм)
Философские проблемы романа
Лев Николаевич поставил много глобальных проблем и разрешил их с такой глубиной, что можно назвать этот роман учебником жизни. В романе поставлены психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы (проблемы взаимоотношений личности и общества, роль личности в истории, ложный и истинный патриотизм)
В “Войне и мире” огромная роль отводилась картине характеров и нравов. Внутренний мир человека, исследование души — вот одна из философских проблем, волнующих Толстого. Толстой воссоздает душевные переживания разных людей того времени, их духовные устремления. Лучшими представителями дворянства являются Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они оба стремятся к разумному устройству общества, оба жаждут правды. В конечном итоге они доходят до обращения к народу, к сознанию необходимости служить ему, слиться с ним, отрицают все формы либерализма. Характерно, что вообще дворянская культура того времени представлена в романе преимущественно этими умственными и нравственными исканиями “образованного меньшинства”.
У
Толстого свой собственный взгляд на
историю. Философские рассуждения
в его романе — это его мысли,
его думы, его мировоззрение, его
понятие жизни. Одна из важных проблем
“Войны и мира” — это соотношение
личности и общества, руководителя
и массы, жизни частной и жизни исторической.
Толстой отрицал хоть сколько-нибудь значительную
роль личности в истории. Он отказывался
признать силой, руководящей историческим
развитием человечества какую бы то ни
было “идею”, а также желания или власть
отдельных, пусть даже и “великих” исторических
деятелей. Он говорил, что все решает “дух
войска”, утверждал, что существуют законы,
управляющие событиями. Эти законы неизвестны
людям.
По Толстому, всякий результат человеческой
жизни непреднамерен, стихиен. В событии
всегда участвует множество разнонаправленных
стремлений, воль, они пересекаются, сталкиваются
между собой. Субъективно, в своём сознании
каждый человек свободен поступать так
или иначе; но, действуя, он неизбежно вступает
в связь с другими людьми, и результат
усилий его зависит уже не только от направления
его воли, но от соединения и переплетения
воль всех участников того общего действия,
из которого получается событие человеческой
жизни. Если таково положение дел в отношениях
частной жизни, то с гораздо большей очевидностью
этот закон проявляется в так называемых
исторических событиях, где объединены
интересы и цели огромного множества самых
разных людей. Толстой рассматривает ход
военной кампании 1812 года, чтобы показать,
что ни одно из событий этой кампании не
совершалось по чьему-либо плану, хотя
и было много планов с разных сторон. "Всё
происходит нечаянно, от совпадения "ста
миллионов самых разнообразных случайностей"".
Одна
из философских проблем романа —
это вопрос о свободе и необходимости.
По-своему и оригинально решает Толстой
этот вопрос. Он говорит, что свобода человека,
исторического деятеля — кажущаяся, человек
свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор
событиям, не навязывать им свою волю,
а просто соответствовать истории, меняться,
расти и таким путем влиять на ее ход. Глубока
мысль Толстого о том, что человек тем
менее свободен, чем ближе он поставлен
к власти.
Главный вопрос, который "разбирает"
Толстой-- это вопрос о том, как из многих
жизней, жизней отдельных людей с их личными
интересами, целями складывается общая
жизнь человечества.
Можно
было бы еще добавить то, как решает
Толстой вопрос о роли женщины
в обществе. Он отрицательно относился
к эмансипации женщины. Если Тургенев,
Чернышевский женщину рассматривали
в другом аспекте, то Толстой считает,
что для женщины главное — домашний очаг.
Поэтому Наташа Ростова просто мать и
жена в конце романа. А жаль! Она ведь была
не просто девушкой, а одаренным человеком,
излучающим тепло и свет, она чудесно пела.
В этой позиции я с Толстым не могу согласиться,
потому что умной женщине мало быть просто
домашней “гусыней”, ей все равно хочется
большего. И если у Наташи был богатый
духовный мир, то куда же он делся, ушел
в домашний быт? В этом Толстой — консерватор.
Мало он написал и о тяжелом положении
крепостного крестьянства, всего несколько
страниц на всю громадную эпопею. Сцена
богучаровского бунта — единственно яркий
эпизод этого плана. Я думаю, что Л. Н. Толстой
это отразил в другом романе — “Декабристы”,
будь этот замысел осуществлен.
Проблема счастья в романе Л.Н. Толстого Война и мир
Одной из поставленных им проблем была проблема счастья. До, вовремя и особенно после войны человеку трудно было стать кузнецом своего счастья. В первую очередь основным препятствием в установлении счастья были нравы, царившие в России тех годов. И, как в большинстве романов, повестей и рассказов Толстой выразил эту проблему через своих главных героев: Наташу, Пьера Безухова, Андрея и Марьи Болконских, Николая и Пети Ростова, семьи Курагиных, Денисова, Долохова.
Рассмотрим эту проблему на примере жизни Пьера: он запутывается в «мирской» жизни. Эта проблема представляется в виде ряда вопросов: что дурно? Что хорошо? Для Пьера временным выходом становиться «монастырь»- масонская ложа. В этом «монастыре» он пытается забыть ту жизнь, которой он жил раньше: женщину, на которой он женился якобы не по своей воле, общество, которым жил. Но его ждет разочарование в масонстве он не находит успокоения, и тут начинается новая строка в его жизни.
Пьер возвращается в общество, ранее оставленное им, возвращается поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того , чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость. Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается «на круги своя». Пьер снова в Москве, где он попадает в плен и у него появляется первая возможность подумать о жизни. Он общается с пленными и агрессорами, он пытается понять цели, которых добиваются французы. И в этот самый момент в его мыслях встает мысль о смысле жизни, и он находит ответ, он забывает о тех проблемах, от которых он убегал. И в дальнейшем тот опыт, полученный им во время пленения сыграет огромную роль в нахождении счастья, которое он найдет семейном кругу вместе Наташей Ростовой.
С детства Мария Болконская жила вместе со своим отцом, с которым она часто конфликтовала по ряду вопросов, всегда стоящих между поколениями. Мария не могла найти общего языка со своим отцом, после смерти матери стала набожным человеком, часто принимала у себя, в доме отца, странниц, которых недолюбливал ее отец. Смерть матери лишила ее возможности близкого доступного общения с женщиной, которой она могла бы поведать все свои страхи и разочарования. С детства ей не хватало обычной доброй материнской ласки, которая так нужна была ей. Марья слишком долго прожила с отцом и братом, к которым она не только привыкла, но и без которых жить не могла. Она ревновала брата к его жене, не из-за не любви к ней, а из-за огромной любви к брату. Это любовь мешала ей в установлении своих личных отношений с мужчинами и в поисках любви. Война 1812 года. Застала ее в деревни, где умирает ее отец, и она впервые встречается со своим будущим мужем. Эта встреча была одним из счастливейших моментов ее жизни, да что таить таких моментов ее жизни было не так много, что очень печально. Счастье в жизни Марии было не таким частым гостем, чтобы надоесть, счастье было долгожданным и редким гостем ее двора, но это не мешало ей жить. Жизни героев имели разное продолжение, но если взглянуть под другим углом видно, что их объединяет лишь одно - счастье, найденное в любви.
Проблема патриотизма
Это произведение овеяно любовью к Родине, гордостью за ее прошлое. Читая этот роман, мы видим, как в борьбе с врагами проявляется русский дух, русская отвага. Свою родину народ защищал не только на фронте, но и вступал в партизанские отряды, которые громили врага в тылу. "Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величавой силой и гвоздила французов до тех пор, пока не разгромила все нашествие. «Я думаю, что роман Толстого стал величайшим памятником героям событий 1812 года, которые заняли достойное место в истории нашей страны. Роман Льва Николаевича Толстого учит отличать истинный патриотизм от ложного. Истинные патриоты --это те люди, которые делают свое дело незаметно, иной раз не подозревая, что они совершили подвиг. Например, Тушин не знал, что победой сегодняшнего дня обязаны ему, он даже считает себя виновником, хотя во время боя подавал пример мужества, геройства, солдатской доблести. Наташа Ростова, не задумываясь, отдает подводы раненым. Пьер на свои деньги, из своих крестьян набирает полк и содержит его. Наташа Ростова, Пьер, князь Андрей, Тушин--все они ведут себя как истинные патриоты своей Родины. Но не все представители светского общества приняли участие в драме военных действий. Автор с иронией говорит об этих людях, которые ввели штраф на французский язык. Для этих людей патриотизм заключается в праздном пустословии. Беспощадно Толстой разоблачает их трусость. Можно придти к выводу, что истинный патриотизм заключается в активных действиях, а не в пустословии и праздном рассуждении.
В произведении Толстой разоблачает карьеристов. К ним относится Борис Друбецкой. Используя низкие качества своей души, этот человек ищет влиятельных знакомств, цель его жизни--пробиться вверх по служебной лестнице. Он отвергает женитьбу на Наташе Ростовой, так как она бы была крахом его карьеры.
Информация о работе Философские проблемы романа "Война и мир"