Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:58, доклад
В начале 1782 года Фонвизин читал друзьям и светским знакомым комедию «Недоросль», над которой он работал в течении многих лет. Он поступал с новой пьесой также, как когда-то с «Бригадиром».
В начале 1782 года Фонвизин читал
друзьям и светским знакомым комедию
«Недоросль», над которой он работал
в течении многих лет. Он поступал с
новой пьесой также, как когда-то с «Бригадиром».
Прежняя пьеса Фонвизина была первой
комедией о русских нравах и, по словам
Н.И. Панина, необычайно понравилось императрице
Екатерине II. То ли будет с «Недорослем»?
Ведь в «Недоросле», по справедливому
замечанию первого биографа Фонвизина,
П.А. Вяземского, автор «Уже не шумит, не
смеется, а негодует на порок и клеймит
его без пощады, если и смешит зрителей
картины выведенных злоупотреблении и
дурачеств, то и тогда внушаемый смех не
развлекает от впечатлений более глубоких
и прискорбных.
Пушкин восхищался яркостью кисти, нарисовавшей
семью Простаковых, хотя и находил следы
«педантства» в положительных героях
«Недоросля» Правдине и Стародуме. Фонвизин
для Пушкина – образец истины веселости.
Как бы ни казались нам на первый взгляд
старомодны благоразумны герои Фонвизина,
исключить их из пьесы невозможно. Ведь
тогда в комедии пропадает движение, противоборство
добры и зла, низость и благородство, искренность
и лицемерие, животности высокой духовности.
«Недоросль» Фонвизина построен на том,
что мир Простаковых из Скотининых – невежественных,
жестоких, самовлюбленных помещиков –
хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить
право неограниченной власти и над крепостными,
и над людьми благородными, которым принадлежат
Софья и её жених, доблестный офицер Милон;
дядя Софьи, человек с идеалами петровского
времени, Стародум; хранитель законов,
чиновник Правдин. В комедии сталкиваются
два мира с разными потребностями, стилями
жизни и манерами речи, с разными идеалами.
Стародум и Простакова наиболее откровенно
выражает позиции непримиримых, в сущности,
лагерей. Идеалы героев отчетливо видны
в том, какими они хотят видеть своих детей.
Вспомним Простакову на уроке Митрофана:
«Простакова. Мне очень мило, что Митрофанушка
вперед шагать не любит… Врет он, друг
мой сердечный. Нашел деньги – ни с кем
не делится.. Все себе возьми, Митрофанушка.
Не учись этой дурацкой науке!».
А теперь вспомним сцену, где Стародум
говорит с Софьей:
«Стародум. Не тот богат, кто отсчитывает
деньги, что прятать их в сундук, а тот,
который отсчитывает у себя лишнее, чтоб
помочь тому, у кого нет нужного… Дворянин…
считал бы за первое бесчестие не делать
ничего: есть люди, которым помогать, есть
Отечество, которому служить».
Комедия, говоря словами Шекспира, - «несовместимого
соединитель». Комизм «Недоросля» ведь
не только в том, что госпожа Простакова
смешно, колоритно, как уличная торговка,
бранится, что любимое место её братца
– хлев со свиньями, что Митрофан – обжора:
с трудом отдохнув от обильного ужина,
он с утра уже пять булочек съел. Это дитя,
как думает Простакова, «деликатного сложения»,
необременено ни умом, ни занятиями, ни
совестью. Конечно, смешно смотреть и слушать,
как Митрофан то робеет перед кулачищами
Скотинина и прячется за спинами няньки
Еремеевны, то с тупой важностью и недоумением
рассуждает о дверях «котора прилагательна»
и «котора существительна».Но есть в «Недоросле»
комизм более глубокий, внутренний: грубость,
которая хочет выглядеть любезно, жадность,
прикрывающая великодушием, невежество,
претендующее на образованность.
Комическое основано на нелепость, несоответствие
формы и содержания. В «Недоросле» жалкий,
примитивный мир Скотининых и Простаковых
хочет прорваться в мир благородных, присвоить
себе его привилегии, завладеть всем. Зло
хочет прибрать к рукам добро действует
при этом весьма энергично, разными способами.