Формирование классицизма
в русской литературе
Формирование классицизма в русской литературе происходило значительно
позже, чем в европейских литературах,
но в относительно сходных исторических
условиях становления абсолютистского
государства. Русские писатели-классицисты
исходили из опыта своих зарубежных предшественников.
Это, естественно, привело к определенной
общности многих сторон эстетики русского
классицизма с эстетическими принципами
европейского классицизма (французского
в первую очередь). Но вместе с тем русский
классицизм отличался чертами неповторимого
национального своеобразия, среди важнейших
причин которого должны быть отмечены
следующие.
Во-первых, формирование русского
классицизма падает на XVIII век,
когда Русское государство, войдя
в общеевропейскую орбиту развития,
расширяя экономические, культурные
и идеологические связи с другими
государствами, столкнулось с
задачами общеевропейского масштаба.
А между XVII веком, когда формировался
французский классицизм, и XVIII веком,
когда складывался классицизм
в России, при определенной общности
была и существенная разница,
убедительно показанная Г. В.
Плехановым: «В эпоху Бэкона и
Декарта ход экономического развития
обществ Западной Европы сделал
особенно ощутительной нужду
в увеличении производительных
сил. Великие мыслители отозвались
па эту общественную нужду
тем, что придали философии
новое направление, имевшее чрезвычайно
благотворное влияние на естественные
науки, а через них и на
технику. Но рост производительных
сил, со своей стороны, значительно
повлиял на внутренние отношения
передовых европейских обществ.
Благодаря ему третье сословие стало
играть в жизни этих обществ несравненно
более важную роль, чем прежде. А так как
этой новой, Гораздо более важной роли
его не соответствовали старые общественные
отношения, то оно захотело уничтожить
их. Это стремление и выразилось в выработке
идеологами третьего сословия освободительной
философии XVIII века. Польза, которой ожидали
от этой новой философии, заключалась
уже не в умножении производительных сил,
а в таком переустройстве общества, которое
соответствовало бы уровню, достигаемому
этими силами».
Передовым русским людям пришлось
одновременно решать эти задачи.
Поэтому закономерным было появление
в России Ломоносова, выдающегося
ученого, замечательного поэта,
философа и идеолога.
Во-вторых, становление французского
классицизма совпало с периодом
укрепления «просвещенного абсолютизма»,
находившегося на восходящей
стадии его развития, поддержавшего
и вместе с тем подчинившего
себе ведущие эстетические и
этические принципы классицистской
литературы. Русский классицизм начал
оформляться в период наступившей реакции
после смерти Петра I, когда были поставлены
под удар прогрессивные завоевания предшествующих
десятилетий и нависла угроза возврата
к допетровским порядкам. Вот почему новая
русская литература началась, по словам
Белинского, «с сатир - плода осеннего,
а не с од - плода весеннего». Литературе
русского классицизма сразу был задан
боевой, наступательный дух, полный общественного,
гражданского пафоса. В центре внимания
Кантемира, стоявшего в преддверии русского
классицизма, оказалась не античность
с ее вне историческими героями, а сама
суровая современность, где торжествующее
невежество в рясе и в парике громогласно
предавало анафеме все то, что было дорого
передовым людям и что составляло будущее
России: науку, просвещение, должность
(долг) гражданина. Кантемир завещал русской
литературе последующего периода не осмеяние
общечеловеческих недостатков, а обличение
социальных пороков, борьбу с консерваторами
и реакционерами. И русский классицизм
не растратил, а приумножил это наследие
сатирика.
Воздействие на русский классицизм
рационализма Декарта, сенсуализма
Локка и материалистических воззрений
Гассенди, Гольбаха, Гельвеция и
в особенности Ломоносова увеличило
гносеологические возможности русской
литературы.
Неразрывная связь русского классицизма
с просветительством привела не только
к требованию со стороны наших писателей
расширения образования и знаний, установления
твердых законов, обязательных для всех,
но и к одному из самых значительных завоеваний
отечественного классицизма - утверждению
естественного равенства людей, внесословной
ценности человек.
Уже во второй сатире Кантемира мы встречаемся
с утверждением того, что кровь и хозяина
и холопа «однолична» (т. е. одинакова).
Сумароков в сатире «О благородстве» заявит,
что «от баб рожденным и от дам. Без исключения
всем праотец Адам».
- Неравенство
людей - одно предубежденье,
- И там уж нет любви,
где гордо рассужденье
энергично
утверждает Николев в трагедии «Пальмира»,
а в его драме «Розана и Любим» «мужик»
приравнивается «владетелю»:
- Быть может
и мужик
- Душою так
велик,
- Как сильных
царств владетель:
- Любезна добродетель,
- Закон имея
свой,
- Равняет всех
собой.
Конечно, признание естественного
равенства людей всех сословий
в моральном плане еще далеко
от признания их социального
равенства, но и такая постановка
вопроса была шагом вперед
на пути демократизации русской
общественной мысли.
Сочувственное отношение к судьбе закрепощенного
труженика, (обличение паразитирующего
дворянства вместе с признанием вне сословной
ценности человека (а у наиболее демократически
настроенных писателей - признание за
народом прав высшего судьи) - все это вырабатывало
антифеодальную мораль,
внесло в итоге свой вклад в подготовку
революционного выступления А. Н. Радищева.
Из других характерных черт
русского классицизма следует
отметить его связь с предшествующей
национальной традицией и устным
народным творчеством, не наблюдаемую
в такой степени во французском
классицизме, а также использование
чаще всего материала отечественной
истории вместо обращения к
античности в европейском классицизме.
Эстетический идеал писателей-классицистов
нашел свое наиболее яркое
воплощение в образе нового
человека - гражданина и патриота,
убежденного в том, что «для
пользы общества коль радостно трудиться»
(Ломоносов). Этот герой
должен проникнуть в тайны мироздания,
стать активной, творческой натурой, повести
решительную борьбу с общественными пороками,
со всеми проявлениями тирании и «злонравия»
на троне и в помещичьей усадьбе. Для осуществления
этой программы ему необходимо отказаться
от стремления к личному благополучию,
обуздать свои страсти, подчинить свои
чувства «должности». Сама же литература
и театр
должны стать «училищем бродягам по жизни
человеческой» (Сумароков).
Таковы основные особенности
русского классицизма. Некоторые
его признаки, не отмеченные выше,
и ряд вопросов его поэтики
будут рассмотрены в главах
о Кантемире, Тредиаковском, Ломоносове
и Сумарокове. Все же следует
отметить здесь тот факт, что
классицизм не стал застывшей системой,
а его движение шло не только по пути нарушений
правил и канонов. Прямая порой дидактичность,
растворение эстетического начала в этическом,
когда те или иные гражданские, нравственные
идеалы, подобно аксиоме, должны были приниматься
без каких-либо колебаний, стали сменяться
все более настойчивыми попытками непосредственного
художественного воздействия на читателя
и зрителя. Не остается постоянным и основной
конфликт в трагедии классицизма (столкновение
долга с чувством, страстями). Так, «внутренний»
психологический конфликт (душевная борьба
героя), являющийся главным структурообразующим
фактором этого жанра в ранних трагедиях
Сумарокова, начинает уступать место «внешнему»
конфликту между борющимися друг с другом
группировками действующих лиц.