Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 10:50, реферат
Цель работы:
Изучить роль фразеологизмов в речи.
Задачи:
1. Дать определение понятию фразеологизмы, изучить особенности фразеологических сочетаний и их происхождение.
2. Изучить значение фразеологизмов, связанных с частями тела человека
3. Выявление уровня знаний и понимания значения фразеологизмов у учащихся 1 класса.
Теоретическая часть
1. Актуальность 3
2 Основная часть
2.1. Что такое фразеология и фразеологизмы 4
2.2. Для чего нужны фразеологизмы 5
2.3. Где используются фразеологизмы 6
2.4. Происхождение фразеологизмов 7
2.5. Значение фразеологизмов, связанных с частями тела 8
3. Заключение 11
4 Анализ литературы 11
Практическая часть
1. Задания для констатирующего эксперимента I
2. Результаты исследования уровня знания фразеологизмов III
3. Результаты исследования уровня понимания значений
фразеологизмов IV
4.Вывод V
5. Приложение (данные опроса) А
Значительное число фразеологизмов заимствовано из древнегреческой мифологии, например: « Ахиллесова пята» (уязвимое место человека) Ахилл - любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали вражеские стрелы. У него было лишь одно слабое место – пятка. «Авгиевы конюшни», которые чистил Геракл (очень загрязненное помещение), и многие другие.
Из иностранных языков, образованные путем перевода иноязычного оборота либо употребляющиеся без перевода: поставить точки над " i "(из французского).
2.5. Значение фразеологизмов, связанных с частями тела.
В своей работе я хочу остановиться на изучении значения фразеологизмов связанных с частями тела человека. Они наиболее часто встречаются в повседневной жизни их правильное понимание и употребление поможет нам не попасть впросак.
Нос
Интересно, что во фразеологизмах слово нос практически никак не выявляет своего основного значения. Нос – орган обоняния, однако, в устойчивых словосочетаниях с носом связывается, прежде всего, представление о чем-то небольшом, коротком. Эта идея близости лежит в основе таких фразеологизмов, как нос к носу, на носу (так говорят о чем-то, что вот-вот должно наступить), под самым носом или из-под самого носа, с гулькин нос (гулька – это голубь, клюв у голубя маленький), не видеть дальше собственного носа, бурчать под нос. Нос воротят, когда что-либо не нравится, вешают, если приходят в отчаяние, задирают, когда неоправданно чем-нибудь гордятся. Если кого-то просят не совать нос не в свое дело, то таким образом ему хотят показать, что он чересчур, не к месту любопытен, вмешивается в то, во что не следует .Нос весьма удобен, чтобы за него водить (когда так говорят, то имеют в виду, что обладателя этого носа обманывают, дурачат), чтобы его утирать (если удалось кого-то превзойти, то говорят, что ему утерли нос). Чтобы лучше запомнить какую-либо информацию, ее нужно зарубить на носу.
Язык
Язык – еще одно часто встречающееся во фразеологизмах слово. Это и понятно – ведь язык чрезвычайно важен для человека, именно с ним связывается представление о способности говорить, общаться. Идея говорения (или, наоборот, молчания) так или иначе прослеживается во многих фразеологизмах со словом язык. Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун в придачу любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык, почаще держал его за зубами, а то и вовсе прикусил его. В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить. Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен. Впрочем, даже у таких ораторов от волнения язык может прилипнуть к гортани. Бывает, что человека никак не удается втянуть в беседу. Сидит себе, молчит, – как будто язык проглотил. Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него еще развяжется? Иногда хочется сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка, то человек потом может расстроиться: «И кто меня за язык тянул? Черт дернул сказать!»
Ухо
Слово ухо входит во фразеологизмы, так или иначе связанные со слухом. Слушать во все уши, – значит, слушать внимательно; противоположным значением обладают выражения слушать вполуха или краем уха. Если человек напряженно ждет опасности, говорят, что он держит ухо востро. Вострый – старая форма слова острый. Вы, наверное, замечали, что собаки поднимают уши, когда прислушиваются? Уши принимают заостренную форму. Отсюда возник фразеологизм навострить уши. Впрочем, уши можно и развесить – так говорят про человека, слушающего кого-либо чересчур доверчиво. Грубые слова действуют, прежде всего, на уши. Они режут уши, уши от них вянут. Поэтому нужно всячески щадить уши других людей и не употреблять в речи грубых, резких выражений. Из всего выше сказанного заметим, что во многих устойчивых выражениях слово уши обозначает скорее не орган слуха, а только наружную его часть (именно за эти уши таскают, поздравляя с днем рождения). Про человека, который никогда не получит желаемого, говорят, что ему не видать этого как своих ушей. По уши погружается во что-то человек в том случае, если всецело поглощен каким-либо занятием. По уши можно быть и в долгах, – если долгов очень много. Когда человек сильно смущен, говорят, что он покраснел до ушей.
Зуб
Со словом зуб
в русском языке имеется
Рот, губы
Слово рот входит в целый ряд фразеологизмов, значения которых связаны с процессом говорения. Про невнятно говорящего человека скажут, что у него каша во рту. Заткнуть кому-то рот, – значит, не дать ему говорить. А вот набрать в рот воды – это замолчать самому .Широко открытый рот – признак удивления. «Чего рот разинул?» – спрашивают человека, застывшего в изумлении перед чем-нибудь, поразившим его воображение. Через рот в организм человека поступает пища – ряд устойчивых выражений так или иначе указывает на эту функцию рта. Если еда приготовлена невкусно, то ее в рот не возьмешь. Маковой росинки во рту не было, – значит, человек уже давно не ел и его нужно срочно покормить. Если дел так много, что с ними не успеваешь справляться, то можно определить это положение так: хлопот полон рот .Со словом губа фразеологизмов не много. Про обидевшегося человека скажут, что он надул губы. Если хотят показать, что кто-то еще молод и неопытен, то говорят, что у него молоко на губах не обсохло. Про человека, умеющего выбирать самое лучшее, скажут, что у него губа не дура.
Грудь, спина
Слова грудь и спина
входят в противоположные фразеологизмы.
Смелый человек всегда встречает опасность
грудью. Встать грудью – значит, мужественно
биться, защищая что-то дорогое. Грудью
можно прокладывать себе дорогу в жизни
– так происходит, когда человек добивается
всего упорным трудом, преодолевает все
трудности. Если же повернуться к кому-нибудь
спиной, то это означает, что кого-то покидают,
оставляют на произвол судьбы. Не является
доблестью также прятанье во время опасности
за чужую спину. Нож в спину всаживает
трус, предатель, боящийся биться с противником
в честном бою. Гнут спину обычно перед
тем, кто сильнее и могущественнее, но
так поступают лишь слабые, трусливые
люди. Впрочем, есть со словом спина и положительно
окрашенный фразеологизм – не разгибая
спины. Он означает прилежно, усердно.
Им можно похвалить примерно работающего
человека.
3. Заключение
Подводя итог всему выше сказанному можно сделать вывод, что фразеология, в целом, необыкновенно богата и разнообразна. Я думаю, что фразеологизмы помогают немногими словами сказать многое. Изучение фразеологии является важным условием совершенного владения языком, а правильное употребление фразеологизмов - один из показателей знания языка. Но, прибегая к ним, не следует забывать, что все эти «цветы красноречия», как называл их видный мастер русского судебного красноречия П.С.Пороховщиков, хороши только в том случае, когда они не просто заучены, а впитаны вместе с родной речью. Поэтому необходимо развивать и совершенствовать речевую культуру, речевой вкус и чутье.
4. Анализ литературы
Чтобы избежать ошибок и не нарушать красоту языка, следует правильно и к месту использовать фразеологизмы, а для этого необходимо знать их значение. Что бы узнать значение и историю фразеологизмов можно обращаться к специальным справочникам и словарям. Фразеологические словари – тип словарей, в которых собраны и истолкованы не отдельные слова, а фразеологизмы. Объясняется их происхождение.
В своей
работе я пользовался
М.: Астрель2010
Значение и происхождение словосочетаний. М.: Дрофа, 2006.
М.: Педагогика, 1984
Словарь Волкова,
на мой взгляд, наиболее интересен.
В нем в доступно и интересно описано
значение и история происхождения
более 400 фразеологизмов. Также он снабжен
красочными иллюстрациями.
Практическая часть
1.Задания для выявление уровня знаний и умений учащихся по фразеологии.
(констатирующий эксперимент)
Для выявления уровня владения учащимися фразеологическим богатством русского языка и понимания значений фразеологизмов, нами был проведен констатирующий эксперимент. Эксперимент проводился в гимназии №80. В нем принимали участие 26 учащихся 1 класса. Констатирующий эксперимент включал пять заданий.
1 задание
Продолжить выражение:
Голоден как…
Хитёр как…
Драчлив как…
Труслив как…
Грязный как…
Болтлив как…
Колючий как…
2 задание
Что означают эти выражения, замените их одним словом.
Например: Валять дурака, бить баклуши, гонять лодыря – бездельничать.
С гулькин нос
Кот наплакал
Воробью по колено
3задание
Вставьте пропушенные слова
Покраснел до ………………………….
Лить крокодиловы …………………… .
Глаза на ……………………………… лезут.
Держи ………………………………… за зубами.
Писать как………
……………………. лапой.
4 задание
Соедините фразеологизм с его значением.
Водить за нос | прислушаться |
Чесать языком | обманывать |
Навострить уши | зазнаться |
Набрать в рот воды | болтать |
Задрать нос | молчать |
5 задание
Что это?
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего - то не понимают; не бельё, а их развешивают.
Цель заданий
№1; №3; №5 – выявить уровень знания фразеологизмов.
2.Результаты исследования уровня знаний фразеологизмов.
В процессе исследования были получены следующие результаты:
Наглядно результаты исследования можно представить в виде диаграммы, где 8 столбик это идеальный вариант – все 26 человек. |