Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:08, реферат
Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира. Для отражения психологического состояния главного героя в романе “Преступление и наказание” автор использовал разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, теряет все наносное, чужое и, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства.
Глубокий психологизм
романов Ф. М. Достоевского заключается
в том, что их герои попадают в
сложные, экстремальные жизненные
ситуации, в которых обнажается их
внутренняя сущность, открываются глубины
психологии, скрытые конфликты, противоречия
в душе, неоднозначность и парадоксальность
внутреннего мира. Для отражения психологического
состояния главного героя в романе “Преступление
и наказание” автор использовал разнообразные
художественные приемы, среди которых
немаловажную роль играют сны, так как
в бессознательном состоянии человек
становится самим собой, теряет все наносное,
чужое и, таким образом, свободнее проявляются
его мысли и чувства.
На протяжении практически всего романа
в душе главного героя, Родиона Раскольникова,
происходит конфликт, и эти внутренние
противоречия обусловливают его странное
состояние: герой настолько погружен в
себя, что для него грань между мечтой
и реальностью, между сном и действительностью
смазывается, воспаленный мозг рождает
бред, и герой впадает в апатию, полусон-полубред,
поэтому о некоторых снах трудно сказать,
сон это или бред, игра воображения. Однако
в романе также существуют яркие, четкие
описания снов Раскольникова, способствующие
раскрытию образа главного героя, углублению
психологической стороны романа. Так,
первый сон Раскольников видит незадолго
до убийства, заснув в кустах в парке после
“пробы” и тяжелой встречи с Мармеладовым.
Сон также тяжелый, мучительный, изматывающий
и необыкновенно богатый символами: Раскольников-мальчик
любит ходить в церковь, олицетворяющую
небесное начало на земле, то есть духовность,
нравственную чистоту и совершенство;
однако дорога в церковь проходит мимо
кабака, который мальчик не любит; кабак
— это то жуткое, мирское, земное, что губит
в человеке человека. В сцене у кабака
— убийстве беспомощной лошаденки толпой
пьяных хулиганов — маленький Раскольников
пытается защитить несчастное животное,
кричит, плачет; здесь видно, что по своей
природе он вовсе не жесток, беспощадность
и презрение к чужой жизни, даже лошадиной,
ему чужды и возможное насилие над человеческой
личностью для него омерзительно, противоестественно.
Знаменательно, что после этого сна Раскольников
долгое время снов не видит, если не считать
видения накануне убийства — пустыня
и в ней оазис с голубой водой; здесь используется
традиционная символика цвета: голубой
— цвет чистоты и надежды, возвышающий
человека; Раскольников хочет напиться,
значит, для него еще не все потеряно, есть
возможность отказаться от “эксперимента
над собой”. В еще более болезненном состоянии
(в лихорадке) герой слышит, как Илья Петрович
якобы избивает квартирную хозяйку; но
это скорее можно назвать слуховыми галлюцинациями
или действительно бредом, если учесть
повышенную температуру, нервное расстройство
и общее раздраженное состояние Раскольникова.
Положение снов в ткани романа тонко продумано,
оно позволяет автору сделать нужные акценты
в нужных местах. Так, второй сон Раскольников
видит непосредственно перед приходом
Свидригайлова, образа демонического
и своеобразно олицетворяющего зло. Сон
этот, как и первый, кошмарный: старуха-процентщица
смеется в ответ на попытки Раскольникова
убить ее. Достоевский нагнетает, сгущает
краски: смех у старухи “зловещий”, гомон
толпы за дверью явно недоброжелательный,
злобный, насмешливый; сон четко и достоверно
отражает состояние взволнованной, отчаявшейся,
мятущейся души героя, особенно усилившееся
после провала “эксперимента над собой”.
Раскольников оказывается не Наполеоном,
не властелином, имеющим право с легкостью
переступать через чужие жизни ради достижения
своей цели; муки совести и страх разоблачения
делают его жалким, и смех старухи — это
смех и торжество зла над не сумевшим убить
в себе совесть Раскольниковым.
Последний сон главный герой видит на
каторге, уже на пути к нравственному возрождению,
глядя на свою теорию другими глазами.
Этот сон можно трактовать по-разному;
здесь несомненны апокалиптические черты,
описание конца света как результата развития
теории Раскольникова (или скорее Лужина,
потому что теория Лужина — гиперболизированно-гротескный
вариант теории Раскольникова). Так же
четко прослеживается появление Достоевского
с социалистами, в то время призывавшими
к революции как к единственно правильному
выходу из сложившегося кризиса; писатель
пророчески описывает ужасные последствия
такого пути развития, при котором люди,
зараженные “язвой” — гордыней, не уважая
и не замечая других, начинают бороться
за свои “права”, пытаются лезть наверх,
считая свою теорию единственно верной.
В этом сне Раскольников смотрит на свою
теорию по-новому, видит ее антигуманность
и расценивает ее уже как возможную причину
возникновения ситуации, угрожающей по
своим последствиям. Таким образом, происходит
переосмысление героем смысла жизни, изменение
его мировоззрения, постепенное приближение
к духовному совершенству — то есть совершается
нравственное возрождение Раскольникова,
трудное, болезненное, но все же очистительное
и светлое, купленное ценой страдания,
а ведь именно через страдание, по мнению
Достоевского, человек может прийти к
настоящему счастью.
Многие русские писатели и до и после Достоевского
использовали сны как художественный
прием, но вряд ли кто-либо из них смог
так глубоко, тонко и ярко описать психологическое
состояние героя посредством изображения
его сна. Сны в романе имеют разное содержание,
настроение и художественную микрофункцию
(функцию в данном эпизоде произведения),
но общее назначение художественных средств,
использованных Достоевским в романе,
одно: наиболее полное раскрытие основной
идеи произведения — опровержения теории,
убивающей в человеке человека при осознании
этим человеком возможности убийства
им другого человека.
Беру! |
|
|
|
Беру!
Информация о работе Глубокий психологизм в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"