Родился в местечке Великие
Сорочинцы Миргородского уезда
Полтавской губернии в семье помещика.
У Гоголей было свыше 1000 десятин
земли и ок.400 душ крепостных. Отец
писателя, В. А. Гоголь-Яновский (1777—1825),
служил при Малороссийском почтамте,
в 1805 уволился с чином коллежского
асессора и женился на M. И. Косяровской
(1791—1868), по преданию, первой красавице
на Полтавщине. В семье было шестеро
детей: помимо Николая, сын Иван (умер
в 1819), дочери Марья (1811—1844), Анна (1821—1893),
Лиза (1823—1864) и Ольга (1825—1907).
Детские годы
Гоголь провел в имении родителей
Васильевке (другое название —
Яновщина). Культурным центром края
являлись Кибинцы, имение Д.
П. Трощинского (1754—1829), дальнего
родственника Гоголей, бывшего
министра, выбранного в поветовые
маршалы (в уездные предводители
дворянства); отец Гоголя исполнял
у него обязанности секретаря.
В Кибинцах находилась большая
библиотека, существовал домашний
театр, для к-рого отец Гоголь
писал комедии, будучи также
его актером и дирижером.
В детстве Гоголь
писал стихи. Мать проявляла
большую заботу о религиозном
воспитании сына, на которого, однако,
влияла не столько обрядовая
сторона христианства, сколько его
пророчество о Страшном суде
и идея загробного воздаяния.
В 1818—19 Гоголь
вместе с братом Иваном обучался
в Полтавском уездном училище,
а затем, в 1820—1821, брал уроки
у полтавского учителя Гавриила
Сорочинского, проживая у него
на квартире. В мае 1821 поступил
в гимназию высших наук в
Нежине. Здесь он занимается живописью,
участвует в спектаклях — как
художник-декоратор и как актер,
причем с особенным успехом
исполняет комические роли. Пробует
себя и в различных литературных
жанрах (пишет элегические стихотворения,
трагедии, историческую поэму, повесть).
Тогда же пишет сатиру "Нечто
о Нежине, или Дуракам закон
не писан" (не сохранилась). Однако
мысль о писательстве еще "не
всходила на ум" Гоголю, все
его устремления связаны со "службой
государственной", он мечтает
о юридической карьере. На принятие
Гоголем такого решения большое
влияние оказал проф. Н. Г. Белоусов,
читавший курс естественного
права, а также общее усиление
в гимназии вольнолюбивых настроений.
В 1827 здесь возникло "дело о
вольнодумстве", закончившееся увольнением
передовых профессоров, в том
числе Белоусова; сочувствовавший
ему Гоголь дал на следствии
показания в его пользу.
Окончив гимназию
в 1828, Гоголь в декабре вместе
с другим выпускником А. С.
Данилевским (1809—1888), едет в Петербург.
Испытывая денежные затруднения,
безуспешно хлопоча о месте,
Гоголь делает первые литературные
пробы: в начале 1829 появляется
стихотворение "Италия", а весной
того же года под псевдонимом
"В. Алов" Гоголь печатает "идиллию
в картинах" "Ганц Кюхельгартен".
Поэма вызвала резкие и насмешливые
отзывы Н. А. Полевого и позднее
снисходительно-сочувственный отзыв
О. М. Сомова (1830 г.), что усилило
тяжелое настроение Гоголя. В
июле 1829 он сжигает нераспроданные
экземпляры книги и внезапно
уезжает за границу, в Германию,
а к концу сентября почти
столь же внезапно возвращается
в Петербург. Гоголь объяснял
свой шаг как бегство от
неожиданно овладевшего им любовного
чувства. До отъезда за границу
или же вскоре по возвращении
Гоголь переживает еще одну
неудачу — безуспешной оказывается
его попытка поступить на сцену
в качестве драматического актера.
В конце 1829 ему
удается определиться на службу
в департамент государственного
хозяйства и публичных зданий
Министерства внутренних дел.
С апреля 1830 до марта 1831 служит
в департаменте уделов (вначале
писцом, потом помощником столоначальника),
под началом известного поэта-идиллика
В. И. Панаева. Пребывание в
канцеляриях вызвало у Гоголя
глубокое разочарование в "службе
государственной", но зато снабдило
богатым материалом для будущих
произведений, запечатлевших чиновничий
быт и функционирование государственной
машины. К этому времени Гоголь все больше
времени уделяет литературной работе.
Вслед за первой повестью "Бисаврюк,
или Вечер накануне Ивана Купала" (1830)
Гоголь печатает ряд художественных произведений
и статей: "Глава из исторического романа"
(1831 г.), "Учитель. Из малороссийской
повести: „Страшный кабан" (1831 г.), "Женщина"
(1831 г.). Повесть "Женщина" стала первым
произведением, подписанным настоящей
фамилией автора. Гоголь знакомится с
Жуковским, П. А. Плетнёвым, Пушкиным. К
лету 1831 его отношения с пушкинским кругом
становятся довольно близкими: живя в
Павловске, Гоголь часто бывает в Царском
Селе у Пушкина и Жуковского; выполняет
поручения по изданию "Повестей Белкина".
Материальное положение Гоголь упрочивается
благодаря педагогической работе: он дает
частные уроки в домах П. И. Балабина, Н.
М. Лонгинова, А.В. Васильчикова, а с марта
1831 по ходатайству Плетнёва становится
преподавателем истории в Патриотическом
институте (куда позднее определяет и
своих сестер — Анну и Лизу).
В этот период
выходят в свет "Вечера на
хуторе близ Диканьки" (1831—1832).
Они вызвали почти всеобщее
восхищение.
После выхода 2-й
части "Вечеров" Гоголь в
июне 1832 приезжает в Москву знаменитым
писателем. Он знакомится с
М. П. Погодиным, С. Т. Аксаковым
и его семейством, М. Н. Загоскиным,
И. И. Дмитриевым. В этот приезд
или во вторичный (на обратном
пути через Москву из Васильевки)
он встречается также с И.
В. и П. В. Киреевскими, М.
С. Щепкиным, сближается с М.
А. Максимовичем. Следующий, 1833, год
для Гоголя— один из самых
напряженных, исполненный мучительных
поисков дальнейшего пути. Гоголь
пишет первую комедию "Владимир
3-й степени", однако, испытывая
творческие трудности и предвидя
цензурные осложнения, прекращает
работу. Очень важным, едва ли
не основным направлением своей
деятельности Гоголь считает
изучение истории — украинской
и всемирной.
Остались многочисленные
предварительные разработки (в частности,
"План преподавания всеобщей
истории", "Отрывок из истории
Малороссии...", обе — 1834; впоследствии
под измененными назв. вошли в
"Арабески") писателя. Гоголь хлопочет
о занятии кафедры всеобщей
истории в новооткрытом Киевском
университете, но безуспешно. В июне
1834 он, однако, был определен адъюнкт-профессором
по кафедре всеобщей истории
при Санкт-Петербургском университете.
Одновременно с педагогической
работой и трудами по истории,
о которых Гоголь довольно
широко оповещает друзей, он в
глубокой тайне пишет повести,
составившие два последующих
его сборка — "Миргород"
и "Арабески". Их предвестием
явилась "Повесть о том, как
поссорился Иван Иванович с
Иваном Никифоровичем" (впервые
опубликована в книге "Новоселье"
в 1834 г.).
Выход в свет
"Арабесок" (1835 г.) и "Миргорода"
(1835 г. ) ознаменовал шаг Гоголя
в сторону реализма, закрепив
и углубив ту тенденцию, которая
наметилась еще в "Вечерах".
Стремление к "обыкновенному"
означало перемену в предмете
изображения: вместо сильных и
резких характеров — пошлость
и безликость обывателей, вместо
поэтических и глубоких чувств
— вялотекущие, почти рефлекторные
движения. В повестях же из
петербургской жизни призрачной
становилась сама "обыкновенная"
жизнь. Проявления призрачности
— бесконечный ряд немотивированных,
нелогичных или внутренне непоследовательных
движений, фактов и явлений, от
поступков персонажей до обособления
и автономности деталей туалета,
внешнего антуража, а также органов
и частей человеческого лица
и тела. Верх гоголевской фантастики
— "петербургская повесть"
"Нос" (1835; опубликована в 1836),
чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший
некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом
по отношению к и провинциальному и столичному
миру выступала повесть "Тарас Бульба",
запечатлевшая тот момент национального
прошлого, когда народ ("казаки"),
защищая свою суверенность, действовал
цельно, сообща и притом как сила, определяющая
характер общеевропейской истории.
Лето 1835 г. писатель
проводит в Васильевке, Крыму,
а также в Киеве, где гостит
у Максимовича и вместе с
Данилевским изучает архитектурные
памятники. В сентябре возвращается
в Петербург и оставляет преподавательскую
деятельность (в июне увольняется
из Патриотического института,
в декабре — из университета).
Осенью 1835 он принимается
за написание "Ревизора", сюжет
которого подсказан был Пушкиным;
работа продвигалась столь успешно,
что 18 января 1836 он читает комедию
на вечере у Жуковского (в присутствии
Пушкина, П. А. Вяземского и
других), а в феврале— марте
уже занят ее постановкой на
сцене Александрийского театра.
Премьера пьесы состоялась 19 апреля.
25 мая — премьера в Москве,
в Малом театре.
Глубина комедии
не была отражена ее первыми
постановками, придавшими ей налет
водевильности и фарса; особенно
обеднен был образ Хлестакова
игравшими эту роль Н. О.
Дюром в Петербурге и Д. Т.
Ленским в Москве. Гораздо большее
понимание обнаружила критика,
отметившая оригинальность комедии,
назвавшая автора "великим комиком
жизни действительной". Однако
первыми по времени прозвучали
резко недоброжелательные отзывы
Ф. В. Булгарина, обвинившего
писателя в клевете на Россию,
и О. И. Сенковского, который
считал, что комедия лишена серьезной
идеи, сюжетно и композиционно
не оформлена. На Гоголя, успевшего
до отъезда за границу прочитать
только эти отзывы, они произвели
гнетущее действие, усиленное еще
множеством устных суждений.
Душевное состояние
писателя усугублялось осложнением
отношений с Пушкиным; причины
этого еще недостаточно ясны,
но одной из них послужили
трения при редактировании "Современника",
для сотрудничества в котором
Пушкин привлек Гоголя. В 1836 г.
были опубликованы повесть "Коляска",
драматическая сцена "Утро
делового человека", несколько
рецензий и статей. Некоторые
выражения последних показались
Пушкину рискованными и некорректными;
в редакционной заметке он
дал понять, что статья не является
программой "Современника".
В июне 1836 Гоголь
уезжает из Петербурга в Германию
(в общей сложности он прожил
за границей около 12 лет). Конец
лета и осень проводит в
Швейцарии, где принимается за
продолжение "Мертвых душ".
Сюжет был также подсказан
Пушкиным. Работа началась еще
в 1835, до написания "Ревизора",
и сразу же приобрела широкий
размах. В Петербурге несколько
глав были прочитаны Пушкину,
вызвав у него и одобрение
и одновременно гнетущее чувство.
В ноябре 1836 Гоголь
переезжает в Париж, где знакомится
с А. Мицкевичем. Здесь в феврале
1837, в разгар работы над "Мертвыми
душами", он получает потрясшее
его известие о гибели Пушкина.
В приступе "невыразимой тоски"
и горечи Гоголь ощущает "нынешний
труд" как "священное завещание"
поэта. В начале марта 1837 впервые
приезжает в Рим, где проводит
время в обществе художника
А. А. Иванова, И. С. Шаповалова,
а также княгини 3. А. Волконской.
В конце лета Гоголь вновь
в разъездах: Турин, Баден-Баден,
Франкфурт, Женева. В октябре приезжает
вторично в Рим, где развернулась
заключительная стадия работы
над 1-м томом поэмы. К этому
времени относится ряд новых
важных встреч: в 1838 в Риме писатель
сближается с композитором-дилетантом
графом М. Ю. Виельгорским и его семьей;
особенно привязался Гоголь к его сыну
И. М. Виельгорскому, чью раннюю гибель
(в 1839 в Риме) писатель горько оплакал в
произведении "Ночи на вилле" (не
закончено, опубликовано 1856); летом 1839
в Ханау-на-Майне знакомится с Н. М. Языковым,
ставшим вскоре одним из его ближайших
друзей.
В сентябре 1839 в
сопровождении Погодина Гоголь
приезжает в Москву и приступает
к чтению глав "Мертвых душ"
— вначале в доме Аксаковых,
потом, после переезда в октябре
в Петербург,— у Жуковского, у
Прокоповича в присутствии своих
старых друзей. Всего прочитано
6 глав. Восторг был всеобщий.
9 мая 1840 на праздновании
своих именин, устроенном в доме
Погодина в Москве, Гоголь встречается
с М. Ю. Лермонтовым. Спустя
9 дней вновь покидает Москву,
направляясь в Италию для окончательной
отделки 1-го тома. Но в конце
лета 1840 в Вене, где Гоголь остановился,
чтобы продолжить работу над
начатой еще в 1839 драмой из
запорожской истории ("За выбритый
ус"; автор сжег рукопись в
1840; фрагменты опубликованы в
1861), его внезапно постигает приступ
тяжелой нервной болезни. С
конца сентября 1840 по август 1841 Гоголь
живет в Риме, где завершает
1-й том поэмы. В октябре через
он Петербург возвращается в
Москву; читает в доме Аксаковых
последние 5 глав. В январе 1842, писатель,
опасаясь запрещения поэмы, переправляет
рукопись с В.Г. Белинским в
Петербургский цензурный комитет,
прося также о содействии петербургских
друзей. 9 марта книга была разрешена
цензором А. В. Никитенко, однако
с изменением названия и без
"Повести о капитане Копейкине",
текст которой Гоголь вынужден
был переработать. В мае "Похождения
Чичикова, или Мертвые души" (т.
1, М., 1842) вышли в свет.
После первых, кратких,
но весьма похвальных отзывов
инициативу перехватили хулители
Гоголя, обвинявшие его в карикатурности,
фарсе и клевете на действительность.
Позднее со статьей, граничившей
с доносом, выступил Н.А.Полевой.
Вся эта полемика
проходила в отсутствие Гоголя,
выехавшего в июне 1842 за границу.
Перед отъездом он поручает
Прокоповичу издание первого
собрания своих сочинений. Лето
Гоголь проводит в Германии, в
октябре вместе с Н. М. Языковым
переезжает в Рим. Работает
над 2-м томом "Мертвых душ",
начатым, по-видимому, еще в 1840;
много времени отдает подготовке
собрания сочинений. "Сочинения
Николая Гоголя" в четырех томах
вышли в начале 1843, так как цензура
приостановила на месяц уже
отпечатанные два тома.
Трехлетие (1842—1845),
последовавшее после отъезда
писателя за границу,— период
напряженной и трудной работы
над 2-м "Мертвых душ".
Написание "Мертвых
душ" идет чрезвычайно трудно,
с большими остановками. Работа
несколько оживилась с переездом
в Ниццу, где Гоголь провел
зиму 1843—1844, проживая на квартире
Виельгорских. Гоголь заставляет
себя писать, преодолевая душевную
усталость и творческие сомнения.
В Остенде летом 1844 особенно
сблизился с А. П. Толстым,
бывшим тверским губернатором
и одесским военным губернатором.
Беседы с ним относительно
обязанностей высших чиновников
легли затем в основу письма
XXVIII из "Выбранных мест..." —
"Занимающему важное место".
Процесс написания
поэмы все более превращается
в процесс жизнестроения себя,
а через себя и всех окружающих.
Так от труда над "Мертвыми
душами" отпочковался замысел
книги "писем", первые статьи
к которой Гоголь стал обдумывать
еще в 1844—1845.
В начале 1845 у
Гоголя появляются признаки нового
душевного кризиса. Писатель едет
для отдыха и "восстановления
сил" в Париж, но в марте
возвращается во Франкфурт. Начинается
полоса лечения и консультаций
с различными медицинскими знаменитостями,
переездов с одного курорта
на другой — то в Галле,
то в Берлин, то в Дрезден,
то в Карлсбад. В конце июня
или в начале июля 1845, в состоянии
резкого обострения болезни, Гоголь
сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии
(в "Четырех письмах к разным
лицам по поводу „Мертвых душ"
— "Выбранные места") Гоголь
объяснил этот шаг тем, что
в книге недостаточно ясно
были показаны "пути и дороги"
к идеалу.
Улучшение в
физическом состоянии Гоголя
наметилось лишь к осени. В
октябре он уже в Риме. С
мая по ноябрь 1846 Гоголь опять
в разъездах. В ноябре поселяется
в Неаполе у С. П. Апраксиной,
сестры А. П. Толстого. Здесь
тяжело переживает весть о
смерти Н. М. Языкова (1847).