Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:18, реферат
Биография и творчество Гоголя Николая Васильевича.
Гоголь Николай
Васильевич
01.04.1809 - 04.03.1852
Родился в местечке
Великие Сорочинцы
Детские годы Гоголь
провел в имении родителей Васильевке
(другое название — Яновщина). Культурным
центром края являлись Кибинцы, имение
Д. П. Трощинского (1754—1829), дальнего родственника
Гоголей, бывшего министра, выбранного
в поветовые маршалы (в уездные предводители
дворянства); отец Гоголя исполнял у него
обязанности секретаря. В Кибинцах находилась
большая библиотека, существовал домашний
театр, для к-рого отец Гоголь писал комедии,
будучи также его актером и дирижером.
В детстве Гоголь
писал стихи. Мать проявляла большую
заботу о религиозном воспитании
сына, на которого, однако, влияла не столько
обрядовая сторона
В 1818—19 Гоголь вместе
с братом Иваном обучался в Полтавском
уездном училище, а затем, в 1820—1821,
брал уроки у полтавского учителя
Гавриила Сорочинского, проживая у
него на квартире. В мае 1821 поступил
в гимназию высших наук в Нежине.
Здесь он занимается живописью, участвует
в спектаклях — как художник-декоратор
и как актер, причем с особенным успехом
исполняет комические роли. Пробует себя
и в различных литературных жанрах (пишет
элегические стихотворения, трагедии,
историческую поэму, повесть). Тогда же
пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам
закон не писан" (не сохранилась). Однако
мысль о писательстве еще "не всходила
на ум" Гоголю, все его устремления связаны
со "службой государственной", он
мечтает о юридической карьере. На принятие
Гоголем такого решения большое влияние
оказал проф. Н. Г. Белоусов, читавший курс
естественного права, а также общее усиление
в гимназии вольнолюбивых настроений.
В 1827 здесь возникло "дело о вольнодумстве",
закончившееся увольнением передовых
профессоров, в том числе Белоусова; сочувствовавший
ему Гоголь дал на следствии показания
в его пользу. Окончив гимназию в 1828,
Гоголь в декабре вместе с другим выпускником
А. С. Данилевским (1809—1888), едет в Петербург.
Испытывая денежные затруднения, безуспешно
хлопоча о месте, Гоголь делает первые
литературные пробы: в начале 1829 появляется
стихотворение "Италия", а весной
того же года под псевдонимом "В. Алов"
Гоголь печатает "идиллию в картинах"
"Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала
резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого
и позднее снисходительно-сочувственный
отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое
настроение Гоголя. В июле 1829 он сжигает
нераспроданные экземпляры книги и внезапно
уезжает за границу, в Германию, а к концу
сентября почти столь же внезапно возвращается
в Петербург. Гоголь объяснял свой шаг
как бегство от неожиданно овладевшего
им любовного чувства. До отъезда за границу
или же вскоре по возвращении Гоголь переживает
еще одну неудачу — безуспешной оказывается
его попытка поступить на сцену в качестве
драматического актера.
В конце 1829 ему
удается определиться на службу в
департамент государственного хозяйства
и публичных зданий Министерства
внутренних дел. С апреля 1830 до марта
1831 служит в департаменте уделов (вначале
писцом, потом помощником столоначальника),
под началом известного поэта-идиллика
В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях
вызвало у Гоголя глубокое разочарование
в "службе государственной", но зато
снабдило богатым материалом для будущих
произведений, запечатлевших чиновничий
быт и функционирование государственной
машины. К этому времени Гоголь все больше
времени уделяет литературной работе.
Вслед за первой повестью "Бисаврюк,
или Вечер накануне Ивана Купала" (1830)
Гоголь печатает ряд художественных произведений
и статей: "Глава из исторического романа"
(1831 г.), "Учитель. Из малороссийской
повести: „Страшный кабан" (1831 г.), "Женщина"
(1831 г.). Повесть "Женщина" стала первым
произведением, подписанным настоящей
фамилией автора. Гоголь знакомится с
Жуковским, П. А. Плетнёвым, Пушкиным. К
лету 1831 его отношения с пушкинским кругом
становятся довольно близкими: живя в
Павловске, Гоголь часто бывает в Царском
Селе у Пушкина и Жуковского; выполняет
поручения по изданию "Повестей Белкина".
Материальное положение Гоголь упрочивается
благодаря педагогической работе: он дает
частные уроки в домах П. И. Балабина, Н.
М. Лонгинова, А.В. Васильчикова, а с марта
1831 по ходатайству Плетнёва становится
преподавателем истории в Патриотическом
институте (куда позднее определяет и
своих сестер — Анну и Лизу).
В этот период выходят
в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки"
(1831—1832). Они вызвали почти всеобщее
восхищение.
После выхода 2-й
части "Вечеров" Гоголь в июне
1832 приезжает в Москву знаменитым
писателем. Он знакомится с М. П. Погодиным,
С. Т. Аксаковым и его семейством, М. Н. Загоскиным,
И. И. Дмитриевым. В этот приезд или во вторичный
(на обратном пути через Москву из Васильевки)
он встречается также с И. В. и П. В. Киреевскими,
М. С. Щепкиным, сближается с М. А. Максимовичем.
Следующий, 1833, год для Гоголя— один из
самых напряженных, исполненный мучительных
поисков дальнейшего пути. Гоголь пишет
первую комедию "Владимир 3-й степени",
однако, испытывая творческие трудности
и предвидя цензурные осложнения, прекращает
работу. Очень важным, едва ли не основным
направлением своей деятельности Гоголь
считает изучение истории — украинской
и всемирной. Остались многочисленные
предварительные разработки (в частности,
"План преподавания всеобщей истории",
"Отрывок из истории Малороссии...",
обе — 1834; впоследствии под измененными
назв. вошли в "Арабески") писателя.
Гоголь хлопочет о занятии кафедры всеобщей
истории в новооткрытом Киевском университете,
но безуспешно. В июне 1834 он, однако, был
определен адъюнкт-профессором по кафедре
всеобщей истории при Санкт-Петербургском
университете. Одновременно с педагогической
работой и трудами по истории, о которых
Гоголь довольно широко оповещает друзей,
он в глубокой тайне пишет повести, составившие
два последующих его сборка — "Миргород"
и "Арабески". Их предвестием явилась
"Повесть о том, как поссорился Иван
Иванович с Иваном Никифоровичем" (впервые
опубликована в книге "Новоселье"
в 1834 г.).
Выход в свет
"Арабесок" (1835 г.) и "Миргорода"
(1835 г. ) ознаменовал шаг Гоголя в
сторону реализма, закрепив и углубив
ту тенденцию, которая наметилась еще
в "Вечерах". Стремление к "обыкновенному"
означало перемену в предмете изображения:
вместо сильных и резких характеров —
пошлость и безликость обывателей, вместо
поэтических и глубоких чувств — вялотекущие,
почти рефлекторные движения. В повестях
же из петербургской жизни призрачной
становилась сама "обыкновенная"
жизнь. Проявления призрачности — бесконечный
ряд немотивированных, нелогичных или
внутренне непоследовательных движений,
фактов и явлений, от поступков персонажей
до обособления и автономности деталей
туалета, внешнего антуража, а также органов
и частей человеческого лица и тела. Верх
гоголевской фантастики — "петербургская
повесть" "Нос" (1835; опубликована
в 1836), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший
некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом
по отношению к и провинциальному и столичному
миру выступала повесть "Тарас Бульба",
запечатлевшая тот момент национального
прошлого, когда народ ("казаки"),
защищая свою суверенность, действовал
цельно, сообща и притом как сила, определяющая
характер общеевропейской истории.
Лето 1835 г. писатель
проводит в Васильевке, Крыму, а также
в Киеве, где гостит у Максимовича
и вместе с Данилевским изучает
архитектурные памятники. В сентябре
возвращается в Петербург и оставляет
преподавательскую деятельность (в июне
увольняется из Патриотического института,
в декабре — из университета).
Осенью 1835 он принимается
за написание "Ревизора", сюжет
которого подсказан был Пушкиным;
работа продвигалась столь успешно, что
18 января 1836 он читает комедию на вечере
у Жуковского (в присутствии Пушкина, П.
А. Вяземского и других), а в феврале— марте
уже занят ее постановкой на сцене Александрийского
театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля.
25 мая — премьера в Москве, в Малом театре.
Глубина комедии не была отражена ее первыми
постановками, придавшими ей налет водевильности
и фарса; особенно обеднен был образ Хлестакова
игравшими эту роль Н. О. Дюром в Петербурге
и Д. Т. Ленским в Москве. Гораздо большее
понимание обнаружила критика, отметившая
оригинальность комедии, назвавшая автора
"великим комиком жизни действительной".
Однако первыми по времени прозвучали
резко недоброжелательные отзывы Ф. В.
Булгарина, обвинившего писателя в клевете
на Россию, и О. И. Сенковского, который
считал, что комедия лишена серьезной
идеи, сюжетно и композиционно не оформлена.
На Гоголя, успевшего до отъезда за границу
прочитать только эти отзывы, они произвели
гнетущее действие, усиленное еще множеством
устных суждений.
Душевное состояние
писателя усугублялось осложнением
отношений с Пушкиным; причины
этого еще недостаточно ясны, но
одной из них послужили трения
при редактировании "Современника",
для сотрудничества в котором
Пушкин привлек Гоголя. В 1836 г. были
опубликованы повесть "Коляска",
драматическая сцена "Утро делового
человека", несколько рецензий и статей.
Некоторые выражения последних показались
Пушкину рискованными и некорректными;
в редакционной заметке он дал понять,
что статья не является программой "Современника".
В июне 1836 Гоголь
уезжает из Петербурга в Германию
(в общей сложности он прожил за
границей около 12 лет). Конец лета и
осень проводит в Швейцарии, где
принимается за продолжение "Мертвых
душ". Сюжет был также подсказан
Пушкиным. Работа началась еще в 1835, до
написания "Ревизора", и сразу же
приобрела широкий размах. В Петербурге
несколько глав были прочитаны Пушкину,
вызвав у него и одобрение и одновременно
гнетущее чувство.
В ноябре 1836 Гоголь
переезжает в Париж, где знакомится
с А. Мицкевичем. Здесь в феврале 1837,
в разгар работы над "Мертвыми душами",
он получает потрясшее его известие о
гибели Пушкина. В приступе "невыразимой
тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний
труд" как "священное завещание"
поэта. В начале марта 1837 впервые приезжает
в Рим, где проводит время в обществе художника
А. А. Иванова, И. С. Шаповалова, а также
княгини 3. А. Волконской. В конце лета Гоголь
вновь в разъездах: Турин, Баден-Баден,
Франкфурт, Женева. В октябре приезжает
вторично в Рим, где развернулась заключительная
стадия работы над 1-м томом поэмы. К этому
времени относится ряд новых важных встреч:
в 1838 в Риме писатель сближается с композитором-дилетантом
графом М. Ю. Виельгорским и его семьей;
особенно привязался Гоголь к его сыну
И. М. Виельгорскому, чью раннюю гибель
(в 1839 в Риме) писатель горько оплакал в
произведении "Ночи на вилле" (не
закончено, опубликовано 1856); летом 1839
в Ханау-на-Майне знакомится с Н. М. Языковым,
ставшим вскоре одним из его ближайших
друзей.
В сентябре 1839 в
сопровождении Погодина Гоголь приезжает
в Москву и приступает к чтению
глав "Мертвых душ" — вначале в доме
Аксаковых, потом, после переезда в октябре
в Петербург,— у Жуковского, у Прокоповича
в присутствии своих старых друзей. Всего
прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий.
9 мая 1840 на
праздновании своих именин, устроенном
в доме Погодина в Москве, Гоголь встречается
с М. Ю. Лермонтовым. Спустя 9 дней вновь
покидает Москву, направляясь в Италию
для окончательной отделки 1-го тома. Но
в конце лета 1840 в Вене, где Гоголь остановился,
чтобы продолжить работу над начатой еще
в 1839 драмой из запорожской истории ("За
выбритый ус"; автор сжег рукопись в
1840; фрагменты опубликованы в 1861), его внезапно
постигает приступ тяжелой нервной болезни.
С конца сентября 1840 по август 1841 Гоголь
живет в Риме, где завершает 1-й том поэмы.
В октябре через он Петербург возвращается
в Москву; читает в доме Аксаковых последние
5 глав. В январе 1842, писатель, опасаясь
запрещения поэмы, переправляет рукопись
с В.Г. Белинским в Петербургский цензурный
комитет, прося также о содействии петербургских
друзей. 9 марта книга была разрешена цензором
А. В. Никитенко, однако с изменением названия
и без "Повести о капитане Копейкине",
текст которой Гоголь вынужден был переработать.
В мае "Похождения Чичикова, или Мертвые
души" (т. 1, М., 1842) вышли в свет.
После первых, кратких,
но весьма похвальных отзывов инициативу
перехватили хулители Гоголя, обвинявшие
его в карикатурности, фарсе и
клевете на действительность. Позднее
со статьей, граничившей с доносом,
выступил Н.А.Полевой.
Вся эта полемика
проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего
в июне 1842 за границу. Перед отъездом он
поручает Прокоповичу издание первого
собрания своих сочинений. Лето Гоголь
проводит в Германии, в октябре вместе
с Н. М. Языковым переезжает в Рим. Работает
над 2-м томом "Мертвых душ", начатым,
по-видимому, еще в 1840; много времени отдает
подготовке собрания сочинений. "Сочинения
Николая Гоголя" в четырех томах вышли
в начале 1843, так как цензура приостановила
на месяц уже отпечатанные два тома.
Трехлетие (1842—1845),
последовавшее после отъезда писателя
за границу,— период напряженной и трудной
работы над 2-м "Мертвых душ".
Написание "Мертвых
душ" идет чрезвычайно трудно, с
большими остановками. Работа несколько
оживилась с переездом в Ниццу,
где Гоголь провел зиму 1843—1844, проживая
на квартире Виельгорских. Гоголь заставляет
себя писать, преодолевая душевную усталость
и творческие сомнения. В Остенде летом
1844 особенно сблизился с А. П. Толстым,
бывшим тверским губернатором и одесским
военным губернатором. Беседы с ним относительно
обязанностей высших чиновников легли
затем в основу письма XXVIII из "Выбранных
мест..." — "Занимающему важное место".
Процесс написания
поэмы все более превращается
в процесс жизнестроения себя,
а через себя и всех окружающих.
Так от труда над "Мертвыми душами"
отпочковался замысел книги "писем",
первые статьи к которой Гоголь стал обдумывать
еще в 1844—1845.
В начале 1845 у
Гоголя появляются признаки нового душевного
кризиса. Писатель едет для отдыха и
"восстановления сил" в Париж,
но в марте возвращается во Франкфурт.
Начинается полоса лечения и консультаций
с различными медицинскими знаменитостями,
переездов с одного курорта на другой
— то в Галле, то в Берлин, то в Дрезден,
то в Карлсбад. В конце июня или в начале
июля 1845, в состоянии резкого обострения
болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го
тома. Впоследствии (в "Четырех письмах
к разным лицам по поводу „Мертвых душ"
— "Выбранные места") Гоголь объяснил
этот шаг тем, что в книге недостаточно
ясно были показаны "пути и дороги"
к идеалу.
Улучшение в
физическом состоянии Гоголя наметилось
лишь к осени. В октябре он уже
в Риме. С мая по ноябрь 1846 Гоголь
опять в разъездах. В ноябре поселяется
в Неаполе у С. П. Апраксиной, сестры
А. П. Толстого. Здесь тяжело переживает
весть о смерти Н. М. Языкова (1847).