Грамматические и речевые ошибки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 03:47, реферат

Описание

В работе рассмотрены словообразовательные, морфологические и синтаксические грамматические нормы употребления слов, словосочетаний и предложений в современном русском языке и проанализированы основные ошибки, связанные с нарушением этих грамматических норм.

Содержание

Введение 3
1. Грамматические нормы современного русского языка 4
2. Типичные ошибки нарушения грамматических норм русского языка 8
Заключение 11
Список литературы 12

Работа состоит из  1 файл

Содержание Введение.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

 

 

Введение

 

Одним из главных признаков литературного  языка является его нормированность, т. е. наличие норм. Языковая норма — это образец, это то, как принято говорить и писать в данном языковом обществе в данную эпоху. Норма определяет, что правильно и что — нет, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения и запрещает другие. Например, нельзя говорить колидор, следует — коридор, нельзя произносить звонит — только звонит. Языковые нормы объективно складываются в процессе языковой практики членов общества. Нормы могут изменяться с течением времени, но все же на протяжении длительного времени они стабильны. Соблюдение норм облегчает использование литературного языка. Нормы пронизывают все ярусы литературного языка.

Выбор темы реферата «Грамматические нормы русского языка и их нарушение» обусловлен тем, что грамматическая правильность речи русского языка для каждого грамотного русского человека связана соблюдением в ней грамматических норм. Знание основных типичных грамматических ошибок является залогом того, что при построении высказываний в устной и письменной речи наименее вероятна возможность их совершения. Потому изучение грамматических норм и основных ошибок их нарушения особенно актуально не только в преподавании русского языка, но и в повседневном общении любого грамотного русского человека. Правильное употребление речевых оборотов в соответствии с грамматическими номами русского языка делают речь изысканной, правильной и выразительной.

Анализ типичных ошибок, допускаемых  учащимися в процессе выполнения различных упражнений по русскому языку, показывает, что одним из наиболее слабых мест является выполнение заданий, связанных со знанием грамматических норм русского языка.

Таким образом, целью написания  данного реферата является рассмотрение основных грамматических норм современного русского языка и типичных ошибок их нарушения.

В работе рассмотрены словообразовательные, морфологические и синтаксические грамматические нормы употребления слов, словосочетаний и предложений  в современном русском языке и проанализированы основные ошибки, связанные с нарушением этих грамматических норм.

 

 

 

 

1. Грамматические нормы современного  русского языка

 

Грамматические нормы современного русского языка можно разделить  на три категории:

- словообразовательные;

- морфологические;

- синтаксические.

Со словообразованием связаны  две большие проблемы:

1) соблюдение норм или правил  образования слов;

2) выбор того или иного слова,  в составе которого есть оценочные  морфемы, в соответствии с конкретной ситуацией общения.

Первая проблема относится к  области культуры речи, вторая в  большей степени относится к  стилистике.

     Морфологические нормы  определяют правильность образования  и употребления форм слова. Например, нормативна форма родительного падежа множественного числа много чулок, сапог, но носков, нельзя говорить местов, делов, не следует изменять несклоняемые существительные: в новом палъте, неверно: более лучше (просто — лучше) или самый умнейший (умнейший или самый умный).

Морфологические нормы касаются всех частей речи русского языка. Род имен существительных относится к постоянным признакам, поэтому зачастую нарушения грамматических норм связаны именно с неправильным употреблением имен существительных в определенном роде. Определить род существительного несложно, достаточно правильно подобрать к нему местоимение (он, она, оно).

Существуют также морфологические  нормы склонения имен существительных, где четко определяются варианты падежных окончаний. Основными грамматическими нормами вариантов падежных окончаний являются следующие:

      1. стандартными окончаниями им.п. мн.ч. сущ. м.р. являются –ы (-и), нестандартными (- (-я), -е), например: кроты, кони, снега, стулья.
      2. в форме род.п. неодушевленные им. сущ. м.р. в ед.ч. имеют окончание –у (-ю), что чаще всего встречается у слов с вещественным значением и у собирательных существительных в значении количества от части целого, например: насыпать песку/песка.
      3. форма на –у стойко держится во фразеологических сочетаниях, например: с глазу на глаз.
      4. уменьшительные формы с ударением на окончании употребляются преимущественно с формой –у, например: коньячку, творожку.
      5. нулевое окончание названий единиц измерения (ватт, эрг); названий овощей, плодов, пищи, измеряемые массами (баклажан, мандарин, гранат); названия  лиц по принадлежности к национальности (авар, осетин, цыган);  названия лиц по принадлежности к воинским подразделениям (гусар, гардемарин); названия парных предметов или предметов, состоящих из нескольких частей (валенок, клипс, чулок); некоторые существительные, имеющую форму только мн.ч. (брызг, литавр, косм).
      6. выраженное нулевое окончание, например: дяди, тети, ясли и т.п.
      7. другие случаи.

Определены нормы вариантов  окончаний имен существительных  в форме именительного падежа множественного числа, например: конструктор-конструкторы, фронт-фронты, якорь-якоря.

Существуют нормы фразеологического  сочетания и сочетания с формами на –у в предложном падеже, например: не хватит пороху, час от часу, не в ладу с сердцем, на каждом шагу.

Определены грамматические нормы  окончаний существительных мужского рода на твердый согласный в родительном падеже множественного числа, например: бермуды-бермудов, манжеты-манжет, греки-греков, эвенки-эвенков.

Определенную группу имен существительных, употребляемых с определенными  грамматическими нормами, составляют существительные с окончаниями существительных м.р., ж.р., ср.р. с основой на мягкий согласный, Ж, или шипящий согласный в родительном падеже множ.ч., например: гусля-гуслей, сплетня-сплетен,  ложа-лож, шестерня-шестерен.

Существуют нормы склонения собственных имен существительных: фамилий и географических названий, в частности склонения фамилий. Например, иноязычные и русские фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются, если относятся к мужчинам и не склоняются, если относятся к женщинам: к Олегю Финкелю и Марии Финкель. К этой же группе грамматических норм следует отнести нормы склонения географических названий. К примеру, географические названия типа Шереметьево (в Шереметьеве), Комарово (Комарове) имеют нормой склоняемые и несклоняемые варианты, но не склоняются, если находятся при родовых названиях (от порта Ванино) или наименования заключены в кавычки (например, около фермы «Головлево»)

Существуют грамматические нормы употребления имен прилагательных. Полная форма прилагательного чаще всего указывает на постоянный признак предмета, а краткая – на временный. Например: она образованная и она образованна. Краткая форма выражает признак более категорично, чем полная: он умный – он умен.

Определены также  грамматические нормы склонения  имен числительных. Например, при склонении сложных числительных, обозначающих сотни и десятки и заказнчивающихся на –сот или – десят в именительном падеже, каждая часть склоняется как простое числительное (пятидесяти, семьюдесятью). Также существуют нормы употребления собирательных существительных. К примеру, в случаях их употребления с личными местоимениями: нас двое, их было пятеро.

Также существуют грамматические нормы образования  личных форм глаголов. К примеру, у  глаголов бдеть, защитить, убедить и  т.п. не образуется форма 1л. ед.ч. У некоторых глаголов (например, ехать) не образуется форма повелительного наклонения. Глаголы должны согласовываться с существительными в числе. Употребляя глагол, необходимо следить за глагольным управлением. Определенные трудности возникают при образовании форм прошедшего времени некоторых глаголов. Так, например, глаголы на –нуть в указанной форме имеют грамматические варианты: вникнул – вник, сохнул-сох. Однако, в последнее время наблюдается тенденция к утере суффикса –у.

Грамматические  нормы образования причастий  содержат, к примеру, норму о том, что страдательные причастия  прошедшего времени не образуются от глаголов на – (а) нуть: толкануть,садануть от глаголов облобызать, осиротить  и т.п.

Тоже самое  касается норм об образовании деепричастий. Деепричастия не образуются, к примеру, от бесприставочных глаголов несовершенного вида, заканчивающихся на –нуть: сохнуть, мерзнуть, виснуть, липнуть и т.п. Действие, выраженное деепричастием, должно относится к тому же лицу (предмету), к которому относится действие, выраженное глаголом-сказуемым.

Синтаксические нормы регулируют образование словосочетаний и предложений, например, при управлении: нельзя говорить показывает о том... (показывает ч  т о?), уверенность в победу (в победе), настал предел терпения (терпению), оплачивайте за проезд (оплачивать ч т о?); Посмотрев этот фильм, мне стало грустно (Посмотрев этот фильм, я загрустил. Или: Мне стало грустно, после того как я посмотрел этот фильм).

Знание грамматических норм и правил построения словосочетаний и предложений и внимательное отношение к собственной речевой культуре позволяет избежать в речи синтаксических ошибок. Словосочетание – это сочетание двух и более слов знаменательных частей речи, в котором есть главное (ые) и зависимое (ые) слово (а). Словосочетания не являются средством общения. Они лежат в основе предложения, которое служит  средством коммуникации. Предложение именно преднназачено для выражения какого-либо сообщения, побуждения или вопроса.

Таким образом, мы рассмотрели основные группы грамматических норм современного русского языка. Незнание грамматических норм, приводит к тому, что неправильное употребление тех или иных речевых оборотов нарушает грамматический строй язык. Рассмотрим наиболее распространенные случаи ошибок, связанные с нарушением грамматических норм русского языка.

 

 

 

 

 

2. Типичные ошибки нарушения  грамматических норм русского  языка

 

Отступление от грамматических норм русского языка является грамматической ошибкой. Грамматические ошибки включают следующие разновидности:

- словообразовательные:

    • нарушение норм словообразования различных частей речи

- морфологические:

    • нарушение норм склонения и спряжения слов

- синтаксические:

    • нарушение норм согласования;
    • нарушение норм построения предложений различной структуры;
    • нарушение норм управления.

Самые распространенные словообразовательные ошибки, которые часто влияют и  на написание слова:

    1. неправильный выбор приставки (под-черк вместо по-черк);
    2. неверный выбор суффикса (уклон-ств-о вместо уклон-ени- е);
    3. ошибки в корне слова (при-урач-ива-ть вместо при-уроч-ива-ть).

Результат нарушения словообразовательных норм – искусственно созданные слова, образованные с нарушением словообразовательной структуры слов русского языка. Как правило, они связаны с образованием отвлеченных имен существительных с помощью суффиксов –ость, - ств (о) и т.п.

Кроме этого, существуют ошибки, которые  связаны с нормами использования  тех или иных частей слова (морфем) в рамках того или иного стиля  речи. Подобные ошибки квалифицируются как стилистические, а не речевые.

Ошибки в определении рода имен существительных связаны в основном со случаями несоблюдения грамматических норм в следующих аспектах:

    1. слова предполагают колебания в роде – группа подобных существительных немногочисленна и требует запоминания, например, банкнот м.р. и банкнота ж.р., манжет м.р. и манжета ж.р., развилок м.р. и развилка ж.р., псалтырь ж. и м.р. одновременно.
    2. существительные относятся к словам общего рода, например: настоящая невежа (ж.р.) и настоящий невежа (м.р.).
    3. несклоняемые неодушевленные имена существительные, оканчивающиеся на –о, -е, как правило, относятся к среднему роду, например: безе (с.р.), домино (с.р.), кафе (с.р.).
    4. несклоняемые неодушевленные имена существительные, оканчивающиеся на иные гласные, предполагают подбор родовой пары, по которой устанавливается родовая принадлежность, например: салями – колбаса (ж.р.), иваси – сельдь (ж.р.).
    5. несклоняемые одушевленные имена существительные, указывающие на представителей животного мира, предполагают установление рода в зависимости от принадлежности к полу, например: хитрая шимпанзе – огромный шимпанзе, грациозная фламинго – розовый фламинго.
    6. если аббревиатура может склоняться, то ее род определяется по грамматическому признаку, например: наш вуз (м.р.) провел день открытых дверей.
    7. некоторые слова не имеют пары, обозначающей лицо относящееся к мужскому роду. При необходимости могут быть образованы описательные обороты (артист балета, танцовщик), например: маникюрша, кухарка, швея.
    8. другие случаи.

Информация о работе Грамматические и речевые ошибки