Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 10:16, реферат
Сочная тема А. Ахматова, поэт огромного поэтического дара, возвышенного и трагического, вошла в русскую литературу прежде всего как певец любви. Однако с течением времени — времени бурь и потрясений в судьбе России — ее лирика, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обретает высокое гражданское звучание. Уже в годы первой мировой войны в ее творчество вошли мотивы гражданственности, самопожертвования, любви к Родине. Ахматова сразу определила для себя главное: быть вместе с Россией на всех ее путях и перепутьях.
ГРАЖДАНСКАЯ
ЛИРИКА А. АХМАТОВОЙ
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был...
А.
Ахматова
А. Ахматова, поэт огромного поэтического дара, возвышенного и трагического, вошла в русскую литературу прежде всего как певец любви. Однако с течением времени — времени бурь и потрясений в судьбе России — ее лирика, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обретает высокое гражданское звучание. Уже в годы первой мировой войны в ее творчество вошли мотивы гражданственности, самопожертвования, любви к Родине. Ахматова сразу определила для себя главное: быть вместе с Россией на всех ее путях и перепутьях.
Программным
в этом отношении следует считать
строки:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда...»
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не
осквернился скорбный
дух.
Блок сказал об этом стихотворении: «Ахматова права. Это недостойная речь». «Глухой и грешный» край, Россия всегда остается для поэтессы единственной обителью. Хранить верность Родине — вот главный гражданский долг.
В
одном из стихотворений 1922 года Ахматова
пишет: «Не с теми я, кто бросил землю на
растерзание врагам». Участь изгнанника
представляется ей не только недостойной,
но и жалкой. Она предпочитает, оставаясь
на Родине, принять вместе с ней удары
судьбы и отказывается от сомнительной
чести петь отступникам:
Им
песен я своих
не дам.
Вместе
со своей страной она переживает
все бедствия, выпавшие на долго России
В стихотворении, написанном к годовщине
первой мировой войны, Ахматова пишет:
Мы на сто лет состарились, и это
Тогда
случилось в час
один.
Отныне
она видит свою задачу в ином:
страсть и песни должны уйти из
ее поэзии, так как —
Ей, опустевшей, приказал Всевышний
Стать
книгой грозовых вестей.
О
том, насколько близко воспринимает
поэтесса судьбу своей Родины, о
силе ее любви и самопожертвования
ярче всего говорят строки стихотворения
«Молитва», написанного в 1915 году:
Дай мне горькие годы, недуга,
Задыханъе, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар...
Чтобы туча над темной Россией
Стала
облаком в славе
лучей.
«В года мытарств, во времена немыслимого быта», когда «все расхищено, предано, продано», Ахматова хранит веру в свет и тепло грядущих дней России.
На
протяжении всего своего творчества
Ахматова освещает «страшный путь»
своего поколения — поколения, вкусившего
«мало меду», но много горестей. Современники
ее — люди, «бесслезнее, надменнее и проще»
которых в мире нет. Для них родная земля
не храм, не талисман, не рай, а — «грязь
на калошах» и «хруст на зубах», однако:
..ложимся в нее и становимся ею,
Оттого
и зовем так
свободно своею.
В
одной из «Северных элегий» Ахматова
размышляет о своей судьбе, на которую
наложило свой отпечаток беспощадное
время:
Меня, как реку,
Суровая
эпоха повернула.
Ее путь отныне иной. Но она не жалеет об этом: Но если бы оттуда посмотрела Я на свою теперешнюю жизнь, Узнала бы я зависть наконец.
Да, в ее жизни многое было пропущено, вспоминает героиня элегии, многие зрелища прошли стороной: «И занавес вздымался без меня и также падал». Но — она разделила своей поэзией, своей судьбой участь миллионов современников. И их жизнь оказалась запечатленной в ее стихах.
В 30-е годы Ахматова пишет свою знаменитую поэму «Реквием». Реквием, по определению, есть произведение траурного характера, заупокойная служба. Это выдающееся творение ахматовского гения — молитва за упокой душ тысяч невинно убиенных. Их судьбы должны избежать забвения: вечная память жертвам террора — чтобы трагедия не могла повториться.
Ахматова,
разделившая судьбу многих матерей
— таким было ее приобщение к
бедствиям страны, — стоявших вместе
с ней у тюремной стены, создает памятник
великому народному горю который
Для них соткала я
Из
бедных, у них же
подслушанных слов.
Она,
эта, по словам Жданова, «барынька, мечущаяся
между будуаром и молельней», пишет о том,
как
безвинная корчилась Русь
Под
колесами черных «марусъ».
Стихи
Ахматовой в период второй мировой
войны — своеобразная формула гневного,
воинственного патриотизма. Цикл стихов
о ленинградской блокаде, которую поэтесса
пережила вместе с тысячами других жителей
города, нельзя читать равнодушно. Боль
пронизывает каждую строчку:
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я
кровавые смою следы.
Однако
за этой болью — неистребимая вера
в победу, бесконечное мужество:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не
горько остаться без
крова...
Автор
не мыслит себя вне страданий своего
народа; дети блокадного Ленинграда —
это и ее дети:
Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Пи-терские сироты,
Детонъки
мои!
Высокую
задачу своей поэзии Ахматова видит
в том, чтобы оплакивать погибших,
хранить память о них: «Чтоб вас
оплакивать, мне жизнь сохранена». В 1950
году она пишет:
Прошло пять лет — и залечила раны,
Жестокой
нанесенные войной,
Страна моя…
Автор рисует картины мирной жизни, пришедшей на смену «ужасам войны», и вместе со всеми радуется силе и свободе своей страны.
Судьба
не была милостива к поэтессе. Она пережила
немало бед, видела смерть самых близких
людей, испытала на себе силу террора:
Так
много камней брошено
в меня...
Долгие
годы после революции она находилась
на положении не то изгоя, не то заключенного:
Одна на скамье подсудимых
Я
скоро полвека
сижу.
Но
стих Ахматовой всегда был честен
и мужествен. «В тот час, как рушатся
миры», она не осталась спокойным созерцателем.
Испытания придали мощь и силу ее стихам,
помогли осознать свой гражданский долг
— быть со своим народом, быть его голосом.
Когда я ночью жду ее прихода.
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке...
А.
Ахматова
Имя
Анны Ахматовой — одно из немногих
имен русской поэзии XX века, отмеченных
в десятилетиях неизменностью читательских
симпатий, хотя революционные потрясения
и социально-исторические перемены этих
годов, казалось бы, способны были безвозвратно
предать забвению этот негромко и с большими
перерывами звучащий лирический голос.
Сжала руки под темной вуалью...
“Отчего ты сегодня бледна?”
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна...
Задыхаясь, я крикнула: “Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру”.
Улыбнулся спокойно и жутко
И
сказал мне: “Не стой на ветру”
Поэзия
Ахматовой никогда не была на гребне
общественно-политических событий, и
в этом смысле ее нельзя сравнить не
только с голосом Маяковского, но
и с куда более близким ей А.
Блоком, посвятившим революции
Не должен быть очень несчастным
И, главное, скрытным. О нет! —
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт...
Наш век на земле быстротечен,
И тесен назначенный круг.
А он неизменен и вечен —
Поэта
неведомый друг.
Так
просто, открыто и страстно признавалась
в любви читателям Ахматова. Литературная
и жизненная судьба Анны Андреевны
была на редкость нелегкой, и через все
испытания она прошла с выдержкой и достоинством,
которые не могут не вызывать уважения.
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: “Иди сюда.
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда...”
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не
осквернился скорбный дух.
Поэтическое
имя Ахматовой в читательском
представлении ассоциируется с
любовной лирикой. Действительно, большинство
ее стихотворений одухотворено этим
прекрасным и высоким чувством. Перед
нами любящая, страдающая, реже счастливая
и никогда — успокоенная женщина.
Так беспомощно грудь холодела.
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил:
“Со мною умри!”
Ее
лирическая героиня плачет и страдает,
замирает от предчувствия любви или
от ее потери. Глубокие и искренние
переживания поэтессы нашли отклик
в сердцах читателей. Ее поэзии чужда
ложь, игра в чувство, жеманство. Только
искренние и глубокие чувства отражает
Ахматова в своих стихах, поэтому они открыты
миру людей, лишены даже намека на пошлость.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку.
Жгу до зари на оконце свечу
И ни о ком не тоскую,
Но не хочу, не хочу, не хочу
Знать,
как целуешь другую...
Ее поэзию нельзя назвать “женской, дамской”, с их ограниченностью мысли и чувства, представленной, например, в прошлом веке Ростопчиной.
Поэзия
Анны Ахматовой — это прежде всего
подлинность, невыдуманность чувств, поэзия,
отмеченная необычайной сосредоточенностью
и взыскательностью нравственного начала.
Это своеобразный дневник сложного и вдумчивого
современника величественной эпохи, но
отраженной не непосредственно, как в
зеркале, а пропущенной через сердце поэта.