Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:37, реферат
Роман "Идиот" занимает особое место в творчестве Ф.М. Достоевского. В центре других произведений стоят трагические образы мятежных героев - "отрицателей". В "Идиоте" главным героем, по собственному определению, "положительно прекрасного", идеального человека, стремящегося внести гармонию и примирение в нескладицу общественной жизни, и провел его через поиски и испытания, также приводящие к трагическому концу.
Реферат
на тему:
«Хаос и гармония как
полюса идейно-философской концепции
романа Ф.М, Достоевского "Идиот"»
Введение:
Роман "Идиот"(1868)
был задуман и написан
Роман "Идиот" занимает особое место в творчестве Ф.М. Достоевского. В центре других произведений стоят трагические образы мятежных героев - "отрицателей". В "Идиоте" главным героем, по собственному определению, "положительно прекрасного", идеального человека, стремящегося внести гармонию и примирение в нескладицу общественной жизни, и провел его через поиски и испытания, также приводящие к трагическому концу.
Романы Ф.М.Достоевского достаточно сложны для понимания – в них не проведено четких границ между положительным и отрицательным. Все обращают внимание на многогранность созданных Достоевским произведений. Ключевое значение имеет мировоззрение Достоевского, его представление о нравственных ценностях. В связи с этим появляется задача изучения эталона Достоевского. Наиболее полно идеал писателя воплощен в характере Л. Н. Мышкина.
«Положительно прекрасный» образ – самый значительный в творчестве Достоевского. Он определяет нравственную идею книги: то, ради чего автор их создавал. Положительный герой помогает читателям оценивать ситуацию, поведение других персонажей. Образ Льва Николаевича Мышкина назван Федором Михайловичем «положительно прекрасным», «князем – Христом».
В современном литературоведении продолжаются споры вокруг «положительно прекрасного человека».
Хаос и гармония в романе:
Вопрос о строе
“Идиота” — при видимой его
“формальности” — требует специального
идеологического предуведомления. Прежде
всего — по причине неординарности героя,
особенного его положения не только в
рамках посвященного ему романа, но и в
пределах творчества Достоевского в целом.
Сам автор эту экстраординарность ощущал
достаточно остро. Уже на первых стадиях
работы. После же публикации книги, сожалея,
что многое в ней осталось недовыраженным,
писатель все же склонен был считать наиболее
близкими себе тех читателей, которые
всем его творениям предпочитали “Идиота”.
Впечатление от романов Достоевского,
как правило, возникает из двух последовательных,
качественно полярных состояний. Сначала
заражаешься атмосферой грозы и хаоса,
царящей в мире его героев. И лишь затем
открывается стройный авторский замысел,
тот порядок, которым живет подлинное
искусство.
В романе “Идиот”
гармоническое начало играет роль особенную.
В нем — не только источник формального,
скрепляющего единства (слово
“гармония” у Гомера
означает “скрепы”,
“гвозди”).
Композиционная стройность здесь — аналог
того образа совершенной жизни, который
Мышкину известен как реальность. Лик
гармонии этим произведением Достоевского
(в отличие от “Преступления и наказания”
или “Бесов”) явлен непосредственно —
в лице героя. Все главные свойства построения
“Идиота” определены этим лицом, степенью
и характером воздействия Мышкина на остальных
героев романа.
Главный принцип расстановки действующи
Еще одно проявление(столкновение) хаоса и гармонии в романе
Герой романа с его изначальной добротой, нравственной чистотой и благородством — одно из наиболее ярких воплощений идеала , «естественного человека» в литературе, гармонии. Столкновение «естественного человека», готового, как Христос, принять на себя все грехи человечества, и реальной жестокой действительности образует контраст, являющийся трагическим в силу его неразрешимости. Хаос против гармонии. Мышкину не дано победить господствующие в мире эгоистические страсти, человеческую разобщенность. В этом мире не может найти места и Настасья Филипповна — гордая, благородная и страдающая женщина, наделенная замечательной красотой. «С этакой красотой можно мир перевернуть»,— сказано о ней в романе. В действительности ее красота становится лишь предметом гнусного торга. Этот мир оказывается враждебным всему прекрасному и благородному.
И наконец в самом герое есть столкновение двух разных начал, что проявляется в «больной, раздвоенной, безысходно-трагической» любви к миру: «В страдании своем он проявляет своеволие, он переходит границы дозволенного. Бездна сострадания поглощает и губит его. Он хотел бы перенести в вечную божественную жизнь то надрывное сострадание, которое порождено условиями относительно земной жизни.
Он хочет богу
навязать свое беспредельное сострадание
к Настасье Филипповне. Он забывает
во имя этого сострадания
Но Достоевский в своем романе показал, по словам современного исследователя, и ту «эпоху, полную противоречий, борьбы и поражений, которая выдвинула народников разных толков и направлений <...> В романе идет спор о молодом поколении, о тех политических и нравственных проблемах, которые волновали молодежь 60—70-х годов<...> Герой Достоевского и революционный народник — два психологических типа русского интеллигента, два решения одной социально-этической проблемы»3, внутренне соприкасающиеся друг с другом, но в то же время противоположные.
«Мышкин как бы носит в своей груди и весь тот „хаос", всё то „безобразие", которыми „больны" окружающие его люди, и предощущение грядущей гармонии. Именно в момент самой ужасной дисгармонии, в момент, предшествующий наступлению эпилептического припадка, когда духовные силы князя готовы покинуть его, в нем с удвоенной мощью оживает мысль о „гармонии", о всеобщем примирении и братстве людей. В этом глубокий философско-символический смысл описания состояния князя Мышкина перед припадком<...> Описание это в символической форме выражает мысль Достоевского о том, что самый страшный хаос и дисгармония в жизни общества и в судьбе отдельного человека лишь обостряют извечную потребность человека в счастье, стремление к радостной полноте, к гармонии бытия».
Заключение:
Смысл произведения
— в широком отображении
Сила романа — в художественном использовании контраста между выработанными человечеством за многие века идеальными духовными ценностями, представлениями о добре и красоте поступков, с одной стороны, и подлинными сложившимися отношениями между людьми, основанными на деньгах, расчете, предрассудках, — с другой.
«Идиот» — одно из самых сложных произведений Достоевского. Салтыков-Щедрин назвал идею романа «лучезарной» и подчеркнул, что Достоевский вступил в ту область «преддверий и предчувствий», куда устремлены «отдаленнейшие искания». Образ князя Мышкина, задуманный как тип «положительно прекрасного человека», превратился в образ больного, слабого человека с печатью глубоких внутренних страданий. Князь не способен разрешить ни одного жизненного противоречия, он сознает трагический, безысходный характер происходящих явлений, но он пока еще никак не может изменить эту жизнь. Несмотря на то, что князь глубоко понимает жизнь и людей, он не может оказать на них никакого влияния.
главный герой романа князь Мышкин является воплощением всех положительных черт человеческого характера. Именно из-за его доброго и честного поведения, в мире денег и лицемерия, автор называет Мышкина «идиотом».
Использованные сточники:
роман-трагедия // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли1881 –
1931 годов. – М., 1990. – С 299.
сочинений. В 30 т. – Л., 1974. – Т.9. – С .418.