Интерпретация событий в художественном произведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:16, реферат

Описание

Некоторые герои произведения несут собирательный характер, поэтому не стоит искать в них исторической достоверности. Автор применил метод домысла и видения прошлого глазами современника, проецируя некоторые факты и события на наше время и наоборот.
Прочитав роман, можно согласиться с автором или нет, но широкое мозаичное полотно с отступлениями и ретроспективными размышлениями не оставит читателя равнодушным к судьбе основного героя романа – Савве Морозову.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Интерпретация событий в художественном произведении……..............3
Об авторе……………………………………………………………………….4
Исторические события в романе……………………………………………5
Личность Саввы Морозова………………………………………………….7
Заключение…………………………………………………………………….9
Список литературы……………………………………………………........10

Работа состоит из  1 файл

Интерпретация исторических событий в романе Александра Хромова.docx

— 30.97 Кб (Скачать документ)

                                                  Оглавление.

 

 

 

Введение………………………………………………………………………..2

Интерпретация событий в художественном произведении……..............3

Об авторе……………………………………………………………………….4

Исторические  события в романе……………………………………………5

Личность Саввы  Морозова………………………………………………….7

Заключение…………………………………………………………………….9

Список  литературы……………………………………………………........10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Художественно-исторический роман писателя Александра Хромова «Савва Морозов, или Социальный парадокс» повествует о прогрессивном промышленнике, меценате, общественном и политическом деятеле, финансисте РСДРП. Сама жизнь Саввы Морозова закодирована на насильственную смерть, является поучительной в безнравственности поведения общества к неординарным людям. «О моём самоубийстве знает убийца…» - посмертную записку с такими словами оставил один из современников Морозова, подытоживший счёты с жизнью. Их можно с полным правом отнести и к главному герою романа…

Некоторые герои произведения несут собирательный характер, поэтому  не стоит искать в них исторической достоверности. Автор применил метод  домысла и видения прошлого глазами современника, проецируя некоторые факты и события на наше время и наоборот.

Прочитав роман, можно  согласиться с автором или  нет, но широкое мозаичное полотно  с отступлениями и ретроспективными размышлениями  не оставит читателя равнодушным к судьбе основного  героя романа – Савве Морозову.

Есть три версии смерти Морозова: первая – он застрелился, вторая – его убили террористы-революционеры, и третья – по подложным документам Савва прожил  до 1929 года. Автор придерживается последней версии.

Мы рассмотрим роман с точки зрения того, как автор истолковал исторические события в своей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерпретация  событий в художественном произведении.

 

Прежде всего, рассмотрим необходимые для работы понятия: интерпретация и биографический роман.

 

Интерпретация  (лат. Interpretatio - истолкование):

1) в  широком смысле - истолкование, объяснение, перевод на более понятный  язык; в специальном смысле - построение моделей для абстрактных систем (исчислений) логики и математики

2) В  искусстве - творческое освоение  художественных произведений, связанное  с его избирательным прочтением (порой полемическим): в обработках  и транскрипциях, в художественном  чтении, режиссерском сценарии, актерской  роли, музыкальном исполнении 

3) Метод  литературоведения: истолкование  смысла произведений в определенной  культурно-исторической ситуации  его прочтения. В искусстве  и литературоведении основана на принципиальной многозначности художественного образа1.

Процесс интерпретации сопряжен и обеспечивает общение и понимание. Его сложность в отношении художественного текста определяется, прежде всего,

сложностью смысловой  структуры такого текста, требующей  для понимания

интеллектуальных усилий.2

 

Биографический  роман, или роман – биография  – это биографический жанр научно – художественной литературы, включающий в себя множество разновидностей: научная биография, беллетризованная биография и др.

История  жанра ведёт  своё начало с античных времён, образцом античной биографии являются «Сравнительные жизнеописания» Плутарха.

При истолковании важно учитывать  контекст, оценку и комментарий, а  также соотношение художественного  и публицистического стилей, психологию писательского мастерства.

 

 

 

 

 

Об авторе.

Александр Михайлович Хромов (1936 - 2004) родился в 1936 году в Москве. Являлся членом Союза писателей СССР и автором семи, изданных в разные годы, книг.

26 апреля 2007 года в Музее  детской книги состоялась презентация его романа «Савва Морозов, или социальный парадокс».

Несмотря на то, что ивановскому читателю Александр Хромов известен больше, как поэт, он всю свою жизнь работал над прозой о Савве Морозове.

Тема меценатства и  места неординарной личности в социуме  всегда интересовала поэта. Работа в архивах, собирание материала о Савве Морозове вылилась в художественно-исторический роман, издать который при жизни поэту не удалось. Благодаря стараниям родственников, прежде всего, дочери писателя – Татьяны – книга увидела свет.

Художественно-исторический роман повествует о прогрессивном промышленнике, меценате, общественном и политическом деятеле Савве Тимофеевиче Морозове.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторические  события в романе.

Хронологически действие романа разворачивается с конца 19 века по 1905 год. То есть охватывает время рубежа веков. Культура рубежа веков всегда содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции культуры прошлого и новаторские тенденции новой зарождающейся  культуры. Происходит передача традиций и не просто передача,  а зарождение новых, всё это связано с бурным процессом поиска новых путей развития культуры, корректируется общественным развитием данного времени. Русская культура  конца 19 – начала 20 веков  - сложный и противоречивый этап в развитии русского общества. Рубеж веков в России – период назревания крупных перемен: смена государственного строя, смена классической культуры 19 века – на новую культуру 20-го. Поиск новых путей развития русской культуры связан с усвоением прогрессивных веяний западной культуры. Пестрота направлений и школ – черта русской культуры рубежа веков. Западные веяния переплетаются и дополняются современным  русским содержанием. Особенностью культуры этого периода является её ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца 19 – начала 20 веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в пестром многообразии школ и направлений науки и искусства с одной стороны, и своеобразной точкой отсчёта для анализа всех самых разнообразных культурных артефактов с другой. Отсюда тот мощный философский фундамент, который лежит в основании русской культуры рубежа веков.

В обществе возникает чувство  некоего катастрофизма времени, завершенности культуры. Эта мысль  определила пафос многих произведений философов идеалистического направления, писателей-символистов. На этой почве  в литературе и искусстве возникают  апокалиптические мотивы завершённости мира. О том, как воспринималось и оценивалось это время можно судить по названиям популярных тогда философских книг: «Вырождение» (Макс Нордау, 1896), «Закат Европы» (Отто Шпенглер, 1918 – 1922). Появляется так называемая «философия пессимизма», у истоков которой стоял А. Шопенгауэр. Он писал: «Мир порождён некой слепой волей, которая непредсказуема. Сущность мира – страдание». Макс Нордау («Вырождение») говорил: «Целый период истории, видимо, подходит к концу и начинается новый. И все традиции подорваны и между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена…Господствовавшие до сих пор воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с престола короли…».

Однако очевидна была необходимость  перемен, перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники  монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались, соответственно, различные варианты перестройки: «сверху», средствами «самых исключительных законов», приводящих «к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей…, какого ещё не видела история» (А.П. Столыпин), и «снизу», путём «ожесточённой, кипучей волны классов, которая называется революцией» (В.И. Ленин). Сторонником второго варианта и был Савва Морозов, главный герой романа. Активно поддерживал деятельность большевиков и их сторонников, спонсировал революционно настроенную газету  «Искра» и прочие акции революционеров. Тесно общался с Горьким. Морозов был одним из немногих, кто верил, что революция может принести долгожданные положительные перемены  так необходимые русскому народу: «Он [Морозов] сожалеет лишь о том, что народ не учили и не учат, как надо работать, чтобы не жить в нищете, а в достатке, чтобы человек имел человеческое достоинство»3.

Однако чтобы комфортно  чувствовать себя в такое сложное  историческое время, как начало 20 века, необходимо было идти в ногу со временем, меняться одновременно с  окружающим миром. Морозов, на мой взгляд, не смог вписаться в изменявшийся мир, разочаровался в революционных идеях современников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личность Саввы  Морозова

Савва Морозов происходил  из состоятельной купеческой семьи. Окончил физико-математический факультет  Московского императорского университета с дипломом химика. Продолжил изучать  химию в Кембридже. Был знаком со многими видными общественными  деятелями своего времени, среди которых Шехтель Ф.О., Врубель М.А., Красин Л. Б., Витте С.Ю., Савва Мамонтов, Максим Горький, Чехов А.П., Менделеев Д.И, Станиславский К.С. и другие.

Морозов был неравнодушен ко всему, что было связано с искусством. Самым грандиозным капиталовложением  Саввы Морозова можно считать  здание МХТа в Камергерском переулке, а также особняк на Спиридоновке, построенный для его жены, Морозовой З.Г., по проекту Шехтеля Ф.О.

Немалые суммы Морозов  отчислял революционерам,  сам занимался нелегальной антиправительственной деятельностью, в частности финансировал издание газеты «Искра» и укрывал от полиции Баумана Н.Э.

На протяжении всего романа не покидает мысль о том, что Морозов  глубоко несчастный, духовно одинокий человек, иногда запутавшийся, преданный всеми – и друзьями, и родными; человек, которого не понимают, а только используют в корыстных целях (особенно большевики: выжали из него всё, что могли и выкинули на обочину). Такие мысли наведываются после прочтения следующих фраз: «…Морозов невольно подумал о том, что голод и нищета его не преследовали, но в заплатанных портках ходил, доставались от старшего брата Сергея…И душевный холод испытывал постоянно», «Судьба Саввы Морозова была похожа на лист Мёбиуса на древе жизни…с возвратом в прошлое и побегом в будущее…вчера не знал, что будет сегодня и где окажется завтра», «Все други, все приятели – до чёрного лишь дня». Таким же человеком он предстаёт и в отношениях с женой и матерью.

Однако это не мешало Морозову обладать буйным нравом, деловой хваткой, быть успешным предпринимателем. И в самом деле парадокс. Не перестаёшь удивляться, как получилось сломить человека с титанической силой воли и железным, на первый взгляд, характером.

Много уделено внимания отношениям Морозова c революцией.  В этом плане примечателен его разговор с Горьким:

- Савва Тимофеевич…Не примет тебя пролетарская революция… Ты для неё – инородное тело… Если тебя не убьют, что станешь делать?

- Устроюсь советником  к какому-нибудь дураку-министру новой власти,- беспечно ответил Морозов, а в душе насторожился, что друг назвал его по имени-отчеству. К чему бы это? К разрыву отношений? Слабы же дружеские связи!

- Так-то оно так… Но дураки не любят умных советников. У них должны быть советники на порядок ниже их умственных способностей…

- И тебе, Алексей, несладко  будет! Мне пора идти. Уходя,  надо уходить<…>

- Не обижайся…

- Чего уж там! Все  други, все приятели – до чёрного лишь дня<…>

 Личность Саввы Морозова в книге несколько идеализирована. Например, в случае с рабочим:

Один из рабочих морозовской фабрики – Митька – соблазнившись червонцем,  кинул в окно кабинета камень. Его поймали. Морозов вышел к нему и поинтересовался, зачем он это сделал. Услышав ответ, Савва Тимофеевич дал хулигану червонец и отпустил, а на следующий день уволил.

Мудро. По –соломоновски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Загадкой до сих пор  остаётся смерть этого удивительного  человека. В аннотации к книге  сказано: «Есть три версии смерти Морозова: первая – он застрелился, вторая – его убили террористы-революционеры, и третья – по подложным документам он прожил до 1929 года. Автор придерживается последней версии». Если бы не последняя  фраза, позиция автора была бы не ясна, т.к. в романе описана первая, официальная, версия. На мой взгляд, было бы лучше поделиться с читателями своими мыслями: почему автор решил, что Савва остался жив, где и как он начал «новую жизнь».

Бесспорна заслуга автора в колоссальном  труде по изучению материалов, документов, архивов, связанных  с Морозовым. Хромов с невероятной  лёгкостью оперирует историческими  фактами, органично сплетая их с вымыслом.

В романе встречается много  исторических лиц – реальных и  вымышленных.

Читатель ничего не знающий  о Морозове почерпнёт здесь много  интересного, однако для себя я не выделила ничего нового. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Большой энциклопедический словарь, 1998

2. Горький М. Савва Морозов

3. Корелин А.П. Россия на рубеже веков: исторические портреты. Политиздат,1991

4. Морозова Т. П., Поткина И. В. Савва Морозов. Москва, 1998

5. Рогова K.А. Интерпретация современного художественного текста, 2002

6. Хромов А. Савва Морозов, или социальный парадокс. Иваново, 2006

 

 

 

 

            

1 Большой энциклопедический словарь.

2 K.А.Рогова. Интерпретация современного художественного текста.

3 Хромов А. Савва Морозов, или социальный парадокс. И., 2006.  С.368

 


Информация о работе Интерпретация событий в художественном произведении