Исследование "Чему учат сказки" на примере русских народных сказок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:34, доклад

Описание

Цель исследования – выяснить, чему учат сказки. Нужны ли нам сказки.
Гипотеза исследования - если изучить поступки героев сказок, то можно сделать вывод о том, что сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница...). А для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).

Содержание

1. Цель, задачи, гипотеза, объект, предмет, Cтр.
методы исследования. 6
2. Общее знакомство со структурой сказок. 7 - 9
3. Передача содержания сказок через
русские пословицы. 10 - 11
4. Показ поступков героев по страницам
сказок. 11 - 13
5. Выводы 14
6. Список литературы 14
7. Приложение 15

Работа состоит из  1 файл

проект_.doc

— 3.21 Мб (Скачать документ)

 

                 Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв  над ней, выразить свои размышления через русскую пословицу. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее "высветить" намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Итак, попробуем вместе:

Иллюстрация

Сказка

Пословица

«Колобок"

"Чем хвалимся, на том и провалимся".

"На языке  медок, да на сердце – ледок".

«Язык мягок  – что хочет, то и лопочет»

«Теремок»

"Не бравши  топор, жилья не срубишь".

"Легко взято,  легко и потеряно".

«Репка»

"Из многих  малых одно большое выходит"

"Капля по  капле и камень долбит"

«Лиса и журавль»

"Как аукнется, так и откликнется"

"Каков привет, таков и ответ"

«Чего  себе не хочется, того и другому не делай»

«Курочка, мышка  и тетерев»

«Хочешь, есть калачи – не лежи на печи».

«Семь раз отмерь – один отрежь»

«Лисичка со скалочкой»

«Тому худа, не отбыть, кто  привык неправдою жить» 

«Правда, как  ни прячь, наружу выйдет»

«Легкий хлеб»

«Хлеб горбом  достают»

«Без труда  не выловишь и рыбку из пруда»

«Крошечка- Хаврошечка»

«Кто правдой  живет, тот добра наживёт»

«Кто добро  творит, того Бог благословит»

«Царевна-Несмеяна»

«Не всё то золото, что блестит»

«Телу – простор, душе – теснота»

Делу время, потехе час»

Заюшкина избушка

«На чужой каравай  рот не разевай»

«И на силу найдётся пересилок»




 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Правда, интересно. Значит, сказки расширяют ещё и кругозор.

        Через сказку воспринимаются первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых. Это очень важно для определения симпатий окружающих нас людей, для разграничения добра и зла. Мы отождествляем себя с положительным героем. Таким образом, сказка прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно".

     Для полного восприятия и раскрытия смысла данного исследования я взял любимые сказки и  постарался выделить  главное в них: «Чему нас учит эта сказка?».

 

Сказка «Репка»

Говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка. 

 В древнем варианте этой сказки события разворачиваются несколько по-иному: "…Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!" И тогда уже смысл в том, что всякое дело нужно доводить до конца.

 

Сказка «Колобок»

Ожив, колобок  отправился путешествовать. Встретил колобок зайца.  Но не испугался  колобок зайца, я считаю потому что, в сказках всегда заяц сам трусливый. Убежал от него колобок. Встретил колобок  волка. Волки в сказках всегда злые,  не умеют ждать, суетятся. Но ушёл колобок от волка. Встретил колобок медведя. Но и от медведя ускользнул колобок, так как  медведи неповоротливые. Встретил колобок  лису. Поддался лести и доверился хитрости, что его и сгубило. Встречая на своем пути преграды, Колобок пытается хитростью их избежать. Но в последний момент Колобок  так уверился в своей ловкости и расхвастался этим перед лисой, что и сам оказался пойманным на хитрость. Так что на любую хитрость найдется еще более изысканная хитрость. Из этой сказки можно сделать вывод, что важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним  людям

       Большинство сказок — волшебные. Главная героиня в них — Баба-яга. Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Но главные герои этих сказок всегда  шли не куда-нибудь, а именно к ней приходили в трудную минуту все Иваны-царевичи и Иваны-дураки. А она их кормила-поила, баньку им топила и спать на печь ложила, чтобы поутру указать нужный путь, помогала распутать самые сложные их проблемы, давала волшебный клубок, что сам приводит к нужной цели.

Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты  людей, познаем добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной  энергией, получаем знания о мире и  учимся жить.

 

Сказка  «Гуси – лебеди» 


Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. В сказке заложен замечательный смысл: нужно  помогать другим, и тогда добро  вернется добром. Эта сказка еще и о том, что не все люди добрые и что от таких людей лучше держаться подальше. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход – и убегать от опасности не унизительно.


 

Ш.Перро  «Золушка», Братья Гримм  «Белоснежка и  семь гномов»

Эти две сказки очень похожи. В них присутствует очень большой скрытый смысл. Будь скромен, добр, трудолюбив, отзывчив, и судьба вознаградит тебя. Несмотря на то, что Золушка и Белоснежка повстречали своих принцев, когда были красиво одеты и те ничего не знали об их трудолюбии, нравственности и интеллектуальных способностях, то всё равно именно внутренняя красота девушек привлекла к себе внимание принцев.

 

Сказка  «Кот, лиса и петух»

Кот в этой сказке образец для подражания – трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время  петушок  представляется непослушным, легковерным и слишком любопытным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок,  петушок, золотой  гребешок», - так петушок про всё  на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Так же и детям  нужно поступать – громко звать  на помощь. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.

 

Сказка  «Заяц-хвастун»

Помните: «У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь». Но хоть и хвастался заяц, и привирал по пустякам. Но когда до дела дошло, и вправду не испугался – помог вороне, за что она его и назвала храбрецом. Сказка учит отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.

 

Сказка  «Теремок»

У сказки "Теремок" тоже несколько концовок – медведь  ломает домик, и звери разбегаются, или, наоборот, строят все вместе новый дом, еще лучше прежнего. Также есть вариации этой сказки – «Рукавичка» (украинская сказка), «Теремок» (в обработке А.Толстого) помните: ехал мужик с горшками и потерял один горшок»), «Под грибом» и «Зайкин корабль» (В.Сутева), «Грибок-Теремок» (А.Усачева). Конечно, главный смысл в том, что веселее держаться всем вместе, а одному быть трудно. Сказка учит дружелюбию и радушию. А то, что в конце медведь разрушает теремок, говорит о том, что всему должна быть своя мера

 

 

Сказка  «Курочка Ряба».

Незамысловатый сюжет  сказки "Курочка Ряба" не так  прост. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым. Золотое яйцо символизирует смерть, которая пришла к старикам. Поэтому и стараются дед с бабой разбить свою «смерть» и продлить жизнь. Но мышка опережает! Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Курочка жалеет стариков и дарит им простое яичко - символ жизни. В этой сказке дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.

 

 

 

ВЫВОДЫ

         Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты  людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной  энергией, получаем знания о мире и  учимся жить. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы  развиваем внутренний мир,  получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.


                                  

                                 ЛИТЕРАТУРА

  1. Вороньев А.Н. Книга  для чтения. Серия «Дружок» М., Просвещение, 2008.
  2. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. М.:Просвещение, 2003.
  3. Крючков С.В. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2005.
  4. Порудоминский В., «А рассказать тебе сказку?..» – М.: «Детская литература», 1970;Сказки. Легенды: Антология семейного чтения /Авт. – сост. Е.И. Фадеев; Худож. С.А.Ступов. 1991.
  5. Сказки русских писателей /Сост., предисл., Н.Сидориновой/; Худож. Е. Монин и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

6.    Сказки русских писателей – М.: «Детская литература», 1986;

 

 

 

«Добро и зло творить  всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить  трудней».

«Рождает зверя  зверь,

Рождает птица  птицу,

От доброго  добро,

От злого зло родится»...

 

 

 

 

                                                                                                                            

                                                                                                                                  Приложения

Анкетирование: выявление  читательской активности,  а также  направленности читательского интереса.

                   *Любишь ли ты читать? 

Да

20 человек

80%

Нет

2 человека

8%

Не  очень

3 человека

12%




 

                                                                                                      

* О чём ты любишь читать?

Основные  направления чтения

Количество  человек

% отношение

О природе

  15 человек

60 %

О животных, растениях

   18 человек

72%

Сказки

  20человек

80 %

Комиксы

   5 человек

20 %

Научно-популярная литература

   14 человек

56%

Произведения  конкретных авторов

   23 человека

12 %

Не  обосновали ответ

   1 человек

4 %




 

 

 

Из данной диаграммы видно, что  большинство читают волшебные сказки. 

 


Информация о работе Исследование "Чему учат сказки" на примере русских народных сказок