История отношений Базарова с Одинцовой (по роману Тургенева «Отцы и дети»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:00, реферат

Описание

Базаров узнаёт о существовании Анны Одинцовой от Кукшиной, знакомой его друга Ситникова. Первый раз он видит её на балу у губернатора, куда приехал вместе с Аркадием. «Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа». Там же он с ней и знакомится. Она приглашает их с Аркадием к себе. В гостях у Одинцовой Базаров явно старается занять свою собеседницу. Она приглашает их к себе в Никольское.
«Экое богатое тело! – сказал Базаров по дороге. – Хоть сейчас в анатомический театр». В Никольском Базаров заинтересовал Анну, всё время проводил с ней, чувствовал, что любит её. Однажды утром она позвала его в свою комнату и попросила сказать, что с ним происходит – тот признался ей в любви. В тот же день после обеда он извиняется перед ней и говорит, что уезжает. «Мы ещё увидимся, не правда ли?» – сказала она. «Как прикажете… В таком случае мы увидимся», – ответил Базаров.

Работа состоит из  1 файл

История отношений Базарова с Одинцовой.docx

— 32.92 Кб (Скачать документ)

Трагедия  Базарова

Главный герой  романа И.С. Тургенева «Отцы и  дети» - Евгений Васильевич Базаров. Он – нигилист, человек, который  провозглашает идею «полного и беспощадного отрицания», не признавая никаких  пределов, способных ограничить её осуществление. Он отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское  мышление. Базаров считает необходимым  начать историю заново, на голом  месте, не считаясь с «мнением народным». И всё это не только идеи, перед  нами действительно новый человек, дерзкий, сильный, неспособный к  иллюзиями компромиссам, готовый  идти к своей цели, сокрушая всё  на своём пути.  
     Вслед за вульгарными немецкими материалистами Базаров предельно упрощает природу человеческого сознания. Искусство для Евгения Васильевича – извращение, «чепуха, гниль»: «… Рафаэль и гроша медного не стоит…» Кирсановых он презирает не только за то, что они «барчуки», но и за то, что они «старички», «люди отставные», «их песенка спета». Он и к своим родителям подходит с той же меркой.  
     Своё отношение к природе Базаров выразил афоризмом: «Природа не храм, а мастерская». В этом высказывании ощутим огромный изъян. Впоследствии он даже завидует муравью, который имеет право «… не признавать чувства сострадания, не то, что наш брат, самоломанный…»  
     Трагедия Базарова обусловлена его политическими взглядами. По представлениям нигилистов, необходимо разрубить всё старое, чтобы на расчищенном месте построить новое. Но, следя за размышлениями Базарова, мы видим, что конечной цели он себе не представляет. Поэтому он будет бороться, но никогда не будет победителем.  
     Любовь- это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека. Это чувство испытал и Базаров. Этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала герой гонит от себя это романтическое чувство. В доме Одинцовой Базаров ведёт себя в её присутствии очень развязно, но потом смущается и краснеет.  
     Во второй приезд в Никольское главный герой очень волнуется. Он всё больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это белиберда, непростительная дурь, болезнь.  
    Чувство к Одинцовой мучает и бесит его. Базаров с негодованием сознаёт в самом себе романтика. Умирая, Евгений Васильевич прощает Одинцову и просит её позаботиться о его родителях.  
     Герой жертвует всем ради любви: своими убеждениями, взглядами, он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но от него ничего здесь не зависит – Одинцова не готова к любви, поэтому она отталкивает Базарова.  
     В конце романа герой умирает и говорит: «Я нужен России… Нет видно не нужен…» Этот вопрос – одна из главных проблем существования Базарова Незадолго до заражения крови Евгений начал прислушиваться к людям, пожалел о том, что у него нет семьи.  
     Перед смертью Базарова мы слышим обиду на то, что приходиться умирать, а сила ещё есть в нем. Это намёк на то, что Евгений не смог реализовать себя в жизни.  
     Отношение автора к Базарову неоднозначно. Но всё же можно сделать вывод, что Тургенев любит его. Это ясно видно в эпилоге, в картине описания могилы Евгения. С одной стороны, автор не разделяет принципов своего героя, с другой – уважает в нем силу и ум. Например в описании смерти Евгения чувствуется уважение Тургенева к нему, ведь Базаров не трусит перед лицом смерти, он говорит: «До сих пор не трушу…»

Родители

Родители Базарова простые и добрые люди, они обожают  своего единственного сына. Живя в  глуши, Базаров - старший - вставал с  рассветом, в своем саду "сам  каждое деревце сажал". Имея весьма скромный доход, он "посадил крестьян на оброк и отдал им свою землю  исполу". Базаров любил своих  отца и мать - "настоящую русскую  дворяночку", хоть и скрывал свою любовь под суровой, напускной сдержанностью. Благотворное влияние семьи не было решающим в столкновении характера Евгения. Он считал, что "Всякий человек сам себя воспитать должен - ну, хоть как я, например...". Годы упорного труда сделали его образованцым человеком. 
Базаров, подчиняясь требованиям культурной жизни России 60-х годов, увлекался естественными науками. Его познания в области медицины, химии, физики, ботаники, зоологии были очень велики. Такие знания Базаров считал необходимым фундаментом для всякого рода деятельности, полезной обществу. Являясь представителем разночинной демократии, Базаров утверждал материалистическое миросозерцание, развитие науки, плодотворное стремление ничего не брать на веру, все проверять жизнью. 
Самомтоятельно мыслящий, независимый, с твердыми убеждениями и принципами, Базаров противопоставляется в романе миру "уездных аристократов", людям мягкотелым со случайными убеждениями. Именно в столкновении с различными персонажами отчетливо раскрываются глубина его суждений, ум, честность, сила воли и чувство собственного достоинства, что подчеркивает его превосходство над окружающими.

 
 

Итак, Базаров  и Аркадий уезжают из Никольского. Как относится к своим родителям  Евгений Базаров? Чем объясняется  его поведение? Победил ли он своё чувство к Одинцовой? Как развиваются  его отношения с Аркадием?

Обобщение по схеме: в родном доме Евгений не демонстрирует  любви к родителям, так как, по Фогту, старики должны презираться. “…говоря, что ему спать хочется, а сам не заснул до утра. Широко раскрыв  глаза, он злобно глядел в темноту: воспоминания детства не имели власти над ним, да к тому же он ещё не успел отделаться от последних горьких впечатлений”. А как же его слова: если не добился  толку от женщины, плюнь и забудь, свет клином не сошёлся? Аркадию он говорит, что злоба – признак  выздоровления. Но так ли на самом  деле? Злоба и бессилие приводят к тому, что он готов подраться  с Аркадием. Их дружбе суждено скоро  прекратиться: “никакая дружба не выдержит таких столкновений”. Уезжает Базаров  из родительского дома, родители чувствуют  свою отдалённость от сына: “только  я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня”.

Вывод: Базаров  одинок, потому что нигилизм не признаёт любви к родителям, к женщине, к другу. Базаров не в состоянии  противостоять своим чувствам, не может их побороть, не объяснить  с точки зрения материализма.

Информация о работе История отношений Базарова с Одинцовой (по роману Тургенева «Отцы и дети»)