Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:05, реферат
В данной работе анализируется развитие русской письменности, начиная с создания кириллицы, изменения алфавитно-буквенного состава, изменения графики письма.
Введение. 3
1.Изменения алфавитно-буквенного состава русского письма 5
2. Изменения графики русского письма 10
Список литературы 15
Приложение 16
Таким образом, при помощи 33 русских букв оказывается возможной сравнительно точная передача почти всех 39 фонем русского языка.
Как отмечалось, кирилловские буквы применялись в прошлом не только для передачи звуков, но и для обозначения чисел; для указания на такое использование букв над ними проставлялись сверху особые горизонтальные черточки — титла. С XIV—XV вв. в России появились арабские цифры; сравнительно широко распространились они в XVII в., а окончательно вытеснили из гражданской печати славяно-кирилловские цифры с XVIII в. после введения Петром Первым гражданской азбуки.
Глава 2
Изменения графики русского письма
Изменения графики русского письма развивались главным образом в направлении облегчения и ускорения самого процесса письма. Кроме того, в петровскую эпоху изменение графики письма и шрифта было обусловлено крупными изменениями в содержании книг.
Древнейший русский почерк — устав применялся до XV—XVI вв. (последние два столетия — наряду с другими русскими почерками, полууставом и скорописью, причем почти исключительно для переписки книг). Русский устав, подобно греческому, отличался четким, каллиграфическим начертанием букв; каждая из них писалась раздельно, ставилась почти перпендикулярно строке (почти без наклона) и имела формы, близкие к геометрическим. Слова в уставе пробелами обычно не отделялись; редко применялись сокращения слов. Устав легко читался, но был труден в написании. Во многом совпадая с византийским, русский устав в то же время отличался и некоторыми графическими особенностями, возникшими как результат самостоятельного творчества древнейших славянских переписчиков книг.
С середины XIV в. наряду с уставом начал распространяться полуустав, отличавшийся меньшей геометричностью букв, наклонным их расположением и применением большого количества «титл», т.е. сокращений слов, и «сил», т.е. обозначений ударений. Полуустав писался более бегло, чем устав, но был менее четким в чтении. Из рукописей полуустав перешел в печатные книги, в которых применялся от Ивана Федорова до петровских реформ.
С конца XIV в. в дипломатической, канцелярской и торговой переписке получает распространение еще более беглый почерк — скоропись. Скоропись отличалась связным, слитным написанием букв, еще большим количеством сокращений слов и росчерками, выходящими за верхнюю и нижнюю линии строки.
Четвертым видом русских рукописных почерков была вязь. Вязь, как и скоропись, появилась с конца XIV в., но в связи со стремлением русских книжников к украшению книги. Вязь — декоративное письмо, которое применялось почти исключительно в заглавиях. Слова и буквы в строке вязи связывались в непрерывный орнамент; для этого буквы соединялись между собой или вписывались друг в друга, а пустоты заполнялись украшениями.
Первые русские типографские шрифты, созданные в середине XVI в., почти в точности воспроизводили традиционную форму букв кирилловского рукописного полуустава; это было обусловлено стремлением русских первопечатников придать выпускаемым ими книгам тот же привычный внешний вид, который имели рукописные книги. Такой графический характер русские печатные шрифты сохраняли в течение полутораста лет, вплоть до начала XVIII в.
Коренное изменение графики русского печатного шрифта и рукописного письма произошло в петровскую эпоху, почти одновременно с реформой русской азбуки. После не совсем удачных опытов Яна Тессинга и Ильи Копиевского в Амстердаме новый русский так называемый «гражданский» шрифт был отлит в Голландии и Москве (на Печатном дворе) по указу Петра; первой книгой, напечатанной в России этим новым шрифтом, была «Геометрия» 1708 г. Замена кирилловского полууставного шрифта новым гражданским шрифтом (так же как и ре-форма русской азбуки) была вызвана широким развитием в петровскую эпоху издания книг светского, гражданского содержания (научных, учебных и др.), для которых потребовался более простой, ясный и четкий шрифт, чем архаичный и трудный для чтения полуустав.
До недавнего времени считалось, что русский гражданский шрифт, введенный для книг светского содержания Петром I, был почти полностью скопирован с западноевропейских, в частности с голландских шрифтов того времени. В настоящее время считается, что процесс создания нового, гражданского шрифта протекал сложнее и имел не одну, а две графические основы.
Еще в конце XVII—в начале XVIII в. в московском письме (дипломатическая переписка, грамоты и т.п.) развились на базе скорописи новые почерки, близкие к современному письму. От скорописи XV—XVI вв. эти почерки отличались большей симметричностью построения букв, большей плавностью в утолщениях и редким применением «титл» (сокращенных написаний слов) и «сил» (ударений), характерных для старорусской скорописи.
Прежде считалось, что эти новые почерки возникли под влиянием введенного Петром в 1708—1710 гг. гражданского печатного шрифта, который, в свою очередь, явился подражанием западноевропейским шрифтам. Недавними исследованиями доказано, что новые почерки существо вали еще до введения гражданского шрифта и что петровский шрифт был создан как на основе западноевропейских шрифтов, так и на основе этих новых русских рукописных почерков.
Реформа русской азбуки и введение нового гражданского шрифта были очень высоко оценены наиболее передовыми русскими деятелями XVIII века. «При Петре не одни бояре и боярыни, — образно писал об этой петровской реформе М.В. Ломоносов, — но и буквы сбросили с себя широкие тубы и нарядились в летние одежды».
В основном алфавитно-буквенный состав и графика дореволюционного русского печатного шрифта стабилизировались во второй половине XVIII в. после реформ Академии наук 1735, 1738 и 1758 гг.; с тех нор изменилась только форма строчного печатного «т» и отчасти «твердого знака» и «ять» (до 20—50 годов XIX в. применялось трехножное строчное «т», а «твердый знак» и «ять» иногда выступали за верхнюю линию строки).
Почерковые изменения русского письма и шрифта за тысячелетие привели только к сравнительно небольшим изменениям формы букв. Из 31 буквы, перешедшей в современное русское письмо из кирилловской азбуки, значительно изменилась (причем во всех случаях — как в рукописном, так и в печатном шрифте, как в строчном, так и в прописном начертании) форма лишь восьми кирилловских букв: «есть», «земля», «иже», «нага», «ук», «червь», «я», «е». Кроме того, в прописном начертании новую форму приобрели буквы «аз» (рукописная и печатная) и отчасти «добро» (рукописная), а в строчном рукописном начертании — буквы «буки», «веди», «глаголь», «добро», «твердо».
Особо следует отметить, что в древнейших кирилловских рукописях отсутствовало деление букв на строчные и прописные и каждая буква имела только одно начертание, близкое либо к современному строчному (например, буква «А»), либо к прописному (например, буква «Б»).
Позже некоторые буквы начали применять в двух разных начертаниях, а с XVI в. буквы прописного начертания использовались для выделения крупных разделов текста. Выделение прописных букв в отдельный алфавит (наряду со строчным алфавитом) впервые появляется в России в букварях XVII в. Применение прописных букв упорядочивается в XVIII в. после введения гражданской азбуки.
Лишь постепенно сформировалось разное начертание и некоторых русских рукописных и печатных букв, в особенности строчных. Как указывалось выше, начертание печатных русских буки до XVIII в. почти в точности воспроизводило рукописный полуустав, а с XVIII в. — петровский гражданский шрифт (с небольшими последующими изменениями). Начертание современных рукописных русских букв ведет свое происхождение от старорусской скорописи, правда, значительно изменившейся в XVIII— XX вв. под влиянием печатного русского шрифта.
В современном русском печатном шрифте иное по сравнению со строчными начертание имеют три прописные буквы (А, Б, Е); в русском рукописном шрифте прописных букв, имеющих иное начертание, чем строчные, семь (А, Б, В, Г, Д, Е, Т).
У некоторых современных русских букв разница прописного и строчного (А, Е) или печатного и рукописного начертания (Д, Т) постепенно стала столь большой, что эти начертания можно было бы считать даже разными графемами.
Список использованной литературы
1. Альманах библиофила. Выпуск 19, ред. Евгений Осетров, Книга, 1985.
2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1963.
3. Кожевников В.Ю. История русской графики. М., 2003.
4. Уханова Е.В. У истоков славянской письменности. М., 1998
Приложение
2