Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:17, автореферат
Прилагательное «классический» весьма древнее: еще до того, как получить свое основное значение в латинском языке, «classicus» означало «знатного, состоятельного, уважаемого гражданина». Получив смысл «образцового», понятие «классический» стало прилагаться к таким литературным произведениям и авторам, которые становились предметом школьного изучения, предназначались для чтения в классах. Именно в таком смысле слово употреблялось и в средневековье, и в эпоху Возрождения, а в 17 веке значение «достойный для изучения в классах» было закреплено в словарях (например, в словаре Ришле 1680).
Классицизм (от латинского classicus – «образцовый,
первоклассный») - художественное направление,
зародившееся еще в эпоху Возрождения,
занявшее, наряду с барокко, важное
место в литературе 17 столетия и
продолжающее развитие в эпоху Просвещения
- вплоть до первых десятилетий 19 века.
Прилагательное «классический» весьма
древнее: еще до того, как получить свое
основное значение в латинском языке,
«classicus» означало «знатного, состоятельного,
уважаемого гражданина». Получив смысл
«образцового», понятие «классический»
стало прилагаться к таким литературным
произведениям и авторам, которые становились
предметом школьного изучения, предназначались
для чтения в классах. Именно в таком смысле
слово употреблялось и в средневековье,
и в эпоху Возрождения, а в 17 веке значение
«достойный для изучения в классах» было
закреплено в словарях (например, в словаре
Ришле 1680). Определение «классический»
применялось, поэтому, только к древним,
античным авторам, но никак не к современным
писателям, даже если их сочинения признавались
художественно совершенными и вызывали
восхищение читателей.
Первым, кто употребил эпитет «классические»
по отношению к писателям 17 века, был Вольтер.
Современный смысл слова «классический»,
значительно расширяющий список авторов,
принадлежащих к литературной классике,
начал складываться в эпоху романтизма.
Тогда же появилось и понятие «классицизм».
Оба термина у романтиков имели чаще негативную
окраску: классицизм и «классики» противопоставлялись
«романтикам» как устаревшая литература,
слепо подражающая античности - литературе
новаторской. Напротив, противники романтизма,
прежде всего во Франции, стали употреблять
эти слова как обозначение подлинно национальной
литературы, противостоящей иноземным
(английским, немецким) влияниям, определяли
словом «классики» великих авторов прошлого
- Корнеля, Расина, Мольера, Ларошфуко.
Высокая оценка достижений французской
литературы 17 столетия, ее значение для
становления других национальных литератур
Нового времени - немецкой, английской
и других - способствовало тому, что этот
век стали считать «эпохой классицизма»,
в которой ведущую роль играли французские
писатели и их прилежные ученики в других
странах. Те же писатели, которые явно
не вписывались в рамки классицистических
принципов, оценивались как «отставшие»
или «сбившиеся с пути». Фактически установились
два термина, значения которых отчасти
пересекались: «классический» - образцовый,
художественно совершенный, вошедший
в фонд мировой литературы, и «классицистический»
- относящийся к классицизму как к литературному
направлению, воплощающий художественные
принципы классицизма.
“Классицизм” - понятие, вошедшее в истории
литературы конца 19 -начала 20 века, написанные
учеными культурно-исторической школы
(Г.Лансон и др.). Вослед этим работам термин
“классицизм” стал активно использоваться
в литературоведении. Черты классицизма
прежде всего определялись из драматической
теории 17 века и из трактата Н.Буало “Поэтическое
искусство” (1674). Его рассматривали как
направление, ориентирующееся на античное
искусство, черпающее свои идеи из “Поэтики”
Аристотеля, а с другой стороны - как литературу
эпохи абсолютной монархии, воплощающее
абсолютистскую идеологию.
Пересмотр такой концепции классицизма
и в зарубежном, и в отечественном литературоведении
приходится на 1950-60-е: отныне классицизм
стал трактоваться большинством ученых
не как “художественное выражение абсолютизма”,
а как “литературное направление, пережившее
период яркого расцвета в ХVП в., в годы
укрепления и торжества абсолютизма”.
Термин «классицизм» сохранил свою роль
и тогда, когда ученые обратились и к неклассицистическим,
барочным произведениям литературы ХVП
века. В определении классицизма выделяли
прежде всего стремление к ясности и точности
выражения, строгую подчиненность правилам
(так называемые «три единства»), равнение
на античные образцы.
Зарождение и распространение классицизма
связывали уже не только с укреплением
абсолютной монархии, но с возникновением
и влиянием рационалистической философии
Р.Декарта, с развитием точных наук, прежде
всего математики. В первой половине 20
века классицизм именовали “школой 1660-х”
- периода, когда во французской литературе
одновременно творили великие писатели
- Расин, Мольер, Лафонтен и Буало.
Постепенно истоки классицизма выявились
в итальянской литературе периода Возрождения:
в поэтиках Д.Чинтио, Ю.Ц.Скалигера, Л.Кастельветро,
в трагедиях Д.Триссино и Т.Тассо. Поиски
«упорядоченной манеры», законов «истинного
искусства» обнаружились и в английской
(Ф.Сидни, Б.Джонсон, Д.Мильтон, Д.Драйден,
А.Поуп, Д.Аддисон), и в немецкой (М.Опиц,
Г.Готшед, И.В.Гете, Ф.Шиллер), и в той же
итальянской (Д.Кьябрера, В.Альфьери) литературах
17-18 вв. Значительное место занял в европейской
литературе и русский классицизм эпохи
Просвещения (А.П.Сумароков, М.В.Ломоносов,
Г.Р.Державин и др.). Все это заставило современных
исследователей рассматривать классицизм
как одну из важных составляющих художественной
жизни Европы на протяжении нескольких
столетий и как одно из двух главных литературных
направлений, заложивших основы культуры
Нового времени.
Классицизм формируется, испытывая
воздействие других непосредственно
соприкасающихся с ним
Принципы рационализма (от латинского ratio –
«разум, рассудочность, целесообразность,
разумная обоснованность всего, гармония
Вселенной, обусловленная её духовным
началом»), соответствующие философским
идеям Р. Декарта и картезианства, лежат
в основе и эстетики классицизма. Декарт
отстаивал незыблемость видимой картины
мира, что соответствовало государственной
модели абсолютной монархии, которая представляла
собой «общественную пирамиду», где на
вершине был монарх, а остальные были подданными
Его Величества. Классицизм формулировал
цель литературы как воздействие на разум
для исправления пороков и воспитания
добродетели, в чём чётко выражалась авторская
точка зрения (например, Корнель славит
героев, защищающих государство, абсолютного
монарха). В соответствии с ней обличение
невежества, эгоизма, деспотизма феодальных
порядков и утверждение человеческого
достоинства, гражданского и морального
долга должно проводиться с позиций государственности
и просветительства. Вместе с тем прославлялась
монархия, разумно управляющая народом
и заботящаяся о просвещении. Классицисты
определют взгляд на художественное произведение
как на создание искусственное - сознательно
сотворенное, разумно организованное,
логически построенное.
Возвеличение ума шло за счет принижения
чувства, непосредственного восприятия
окружающей действительности. Создавая
художественное произведение, писатель
старался всячески приблизиться к античным
образцам и строго следовать специально
разработанным для этого теоретиками
классицизма правилам. Это стесняло свободу
творчества, отрывало литературу от жизни,
писателя — от современности и тем самым
придавало его творчеству условный, искусственный
характер. Самое же главное, что общественно-политический
строй этой эпохи, основанный на угнетении
простого народа, никак не соответствовал
разумным понятиям о естественных, нормальных
отношениях между людьми.
Выдвинув принцип "подражание природе",
классицисты считают непременным условием
его строгое соблюдение незыблемых правил,
почерпнутых из античной поэтики (Аристотеля,
Горация) и искусства, определяющих законы
художественной формы, в которой и проявляется
разумная творческая воля писателя, превращающая
жизненный материал в прекрасное, логически
стройное и ясное произведение искусства.
Художественное преображение натуры,
превращение природы в прекрасную и облагороженную
есть одновременно и акт ее высшего познания
- искусство призвано явить идеальную
закономерность мироздания, часто скрытую
за внешним хаосом и беспорядком действительности.
Поэтому разум, постигающий идеальную
закономерность, выступает как начало
"высокомерное" по отношению к индивидуальным
особенностям и живому разнообразию жизни.
Эстетической ценностью для классицизма
обладает лишь родовое, непреходящее,
неподвластное времени. В каждом явлении
классицизм стремится найти и запечатлеть
его существенные, устойчивые черты (с
этим связано обращение к античности как
абсолютной надысторической эстетической
норме, а также принципы типизации характеров,
которые выступают как воплощение каких-либо
социальных или духовных сил). Классицистический
образ тяготеет к образцу, в котором жизнь
остановлена в своем идеально вечном облике,
он - особое зеркало, где индивидуальное
превращается в родовое, временное в вечное,
реальное в идеальное, история в миф, он
изображает то, что есть везде и чего нет
нигде в реальности. Он - торжество разума
и порядка над хаосом и текучей эмпирией
жизни. Воплощение возвышенных этических
идей в адекватных им гармонически прекрасных
формах сообщает произведениям, созданным
по канонам классицизма, оттенок утопизма,
обусловливаемый также и тем, что эстетика
классицизма придает огромное значение
общественно-воспитательной функции искусства.
Эстетика классицизма устанавливает строгую
иерархию жанров, которые делятся на "высокие"
(трагедия, эпопея, ода, героическая поэма
и др.), сферой которых была государственная
жизнь или религиозная история, а героями
становились монархи, полководцы, мифологические
персонажи, религиозные подвижники) и
"низкие" (комедия, сатира, басня),
изображающие частную повседневную жизнь
людей средних сословий. Промежуточное
место занимали «средние» жанры (драма,
послание, элегия, идиллия, сонет, песня),
изображавшие внутренний мир отдельного
человека. Им не принадлежала заметная
роль в литературном процессе. Классификация
жанров опиралась на известную с античных
времён теорию «трёх стилей» (высокого,
низкого и среднего). Для каждого жанра
предусматривался один из стилей, каждый
жанр имеет строгие границы и четкие формальные
признаки. Не допускается никакого смешения
возвышенного и низменного, трагического
и комического, героического и обыденного.
Герои произведений классицизма, главным
образом, трагедий, были «высокие»: цари,
князья, полководцы, вожди, вельможи, высшее
духовенство, знатные граждане, пекущиеся
о судьбе отечества и служащие ему. Герои
изображались только в стихах и возвышенным
слогом, так как проза считалась унизительной,
«презренной» для высокопоставленных
лиц. В комедиях же изображались не только
высокопоставленные лица, но и простолюдины,
крепостные слуги.
В произведениях классицизма персонажи
делились на строго положительных и отрицательных,
на добродетельных, идеальных, лишённых
индивидуальности, действующих по велению
разума, и носителей порока, находящихся
во власти эгоистических страстей. При
этом в обрисовке положительных героев
присутствовали схематизм, резонерство,
то есть склонность к нравоучительным
рассуждениям с авторских позиций.
Характеры, как правило, были однолинейными:
герой олицетворял какое-либо одно качество
(страсть) – ум, мужество, храбрость, благородство,
честность или алчность, коварство, скупость,
жестокость, лесть, лицемерие, хвастовство
(например, ведущая черта Митрофана в «Недоросле»
- лень). Герои изображались статично, без
эволюции характеров. По сути это были
лишь образы-маски. Зачастую использовались
«говорящие» фамилии персонажей (Тартюф,
Правдин).
В произведениях писателей-классицистов
всегда наблюдался конфликт добра и зла,
разума и глупости, долга и чувства, то
есть так называемая стереотипная коллизия,
в которой побеждали добро, разум, долг.
Иначе говоря, в произведениях классицизма
порок всегда был наказан, а добродетель
торжествовала. Отсюда абстрактность
и условность изображения действительности.
Герои классицизма говорили высокопарным,
торжественным, приподнятым языком. Писатели,
как правило, использовали такие поэтические
средства, как славянизмы, гипербола, метафора,
олицетворение, метонимия, сравнение,
антитеза, эмоциональные эпитеты, риторические
вопросы и восклицания, обращения, мифологические
уподобления. Господствовало силлабическое
стихосложение и применялся александрийский
стих. Действующие лица произносили длинные
монологи с целью полнее раскрыть свои
взгляды, убеждения, принципы. Такие монологи
замедляли действие пьесы.
В драматургии господствовала теория
«трёх единств» - места (всё действие пьесы
происходило в одном месте), времени (события
в пьесе развивались в течение суток),
действия (происходящее на сцене имело
своё начало, развитие и конец, при этом
отсутствовали «лишние» эпизоды и персонажи,
не имеющие прямого отношения к развитию
основного сюжета). Сторонники классицизма
обычно заимствовали сюжеты для произведений
из античной истории или мифологии. Правила
классицизма требовали логического развёртывания
сюжета, стройности композиции, чёткости
и лаконичности языка, рациональной ясности
и благородной красоты стиля.
Информация о работе История возникновения классицизма в мировой литературе