Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 22:19, реферат
Универсальность эстетических интересов Ивана Франко органически сочеталась с художественно - творческой и практической деятельности писателя - революционера и борца. Иван Франко умел направить всё богатство своего дарования, творческую энергию, эрудицию, знания, опыт, идеи и замыслы в единое русло и подчинить задачам общественного прогресса.
Введение……………………………………………………………………………………….… 3
1. Биография Ивана Франко……………………………….……………………………………………………………………….. 5
2. Иван Франко – общественный деятель…………. ………………………………..… 5
3. Литературная деятельность Ивана франко.…………………………………….... 7
4. Публицистическая деятельность Ивана франко………………………….…..… 8
Заключение…………………………………………………………………………………... 10
Список литературы ……………………………………………………………………..
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тверской государственный
университет»
Иван
Франко – общественный
деятель, писатель, публицист.
Реферат
Тверь 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Биография Ивана
Франко……………………………….……………………………
2. Иван Франко – общественный деятель…………. ………………………………..… 5
3. Литературная деятельность Ивана франко.…………………………………….... 7
4. Публицистическая
деятельность Ивана франко……………
Заключение……………………………………………………
Список литературы
……………………………………………………………………..
12
Введение.
«Сын украинского крестьянина, вскормленный черствым мужицким хлебом, я считаю своей обязанностью отдать труд всей своей жизни простому народу»,— писал в своей автобиографии Иван Яковлевич Франко.
В историю украинской культуры Иван Франко вошел как один из самых выдающихся поэтов и мыслителей конца XIX и начала ХХ ст. В его творчестве гармонично объединились глубокий реализм, остро обличительный пафос и проницательный лиризм. По ширине творческого диапазона он не имеет себе равных в украинской литературе прошлого века.
И.Франко – певец борьбы, поэт глубоких чувств, первостепенный беллетрист, мастер широких социальных полотен и психологических миниатюр, неутомимый ученый, философ, историк, экономист, социолог, литературовед, этнограф, фольклорист, горячий популяризатор достижений славянской и мировой литературы, пылкий публицист, редактор лучших украинских журналов, которые сумели объединить вокруг себя самые выдающиеся силы Украины, и, наконец, общественный деятель, который огнем слова будил живую мысль в народных массах.
Иван Франко – автор многих романов и повестей, около 100 рассказов, новелл, очерков. Его перу принадлежит около 4000 научных и публицистических трудов. Диапазон его интересов в области эстетических и литературных вопросов был поистине феноменальным. Художественные и научные произведения он писал, кроме родного, на польском, немецком, русским, чешском, болгарском, венгерском языках... владел 14 языками! В мире людей такой работоспособности и такого глубинного уровня знаний было немного. И. Франко знал все славянские языки, практически все европейские. Немецким, французским владел в совершенстве, с легкостью переводил любые литературные оригиналы.
Трудно назвать заметное художественное явление исторического прошлого и современной Ивану Франко эпохи, которое в той или иной мере не оказалось бы в сфере его пристального внимания. Здесь и древнейшие литературные памятники арабского Востока и жемчужины славянского фольклора; Сикстинская мадонна Рафаэля и живопись нового времени; древнеиндийский эпос «Махабхарата» и «Рамаяна» и современный европейский роман; античная трагедия и репертуар национального театра в Галиции; старохристианский роман «Варлаам и Иоасаф» и поэзия французского модернизма; Творчество Ивана Вышенского и судьбы начинающих галицких поэтов «Молодой музы». Он исследовал творчество Шевченко и древние легенды и апокрифы. Он высказал глубокие критические суждения о Данте и Шекспире, Гётте и Шиллере, Пушкине и Мицкевиче, Байроне и Гейне, Некрасове и Гюго, Золя и Толстом, Щедрине и Помяловском, Ибсене и Горьком и почти о всех украинских предшественниках и современниках. И это были чаще всего не популяризаторские работы, а оригинальные научные исследования.
Универсальность эстетических интересов Ивана Франко органически сочеталась с художественно - творческой и практической деятельности писателя - революционера и борца. Иван Франко умел направить всё богатство своего дарования, творческую энергию, эрудицию, знания, опыт, идеи и замыслы в единое русло и подчинить задачам общественного прогресса.
«Огромное
литературоведческое наследие Ивана Франко,
- по верному определению А. И. Белецкого,
- является высшим достижением дооктябрьской
предмарксистской литературоведческой
науки на Украине».
1. Детство Ивана Франко.
Иван Яковлевич Франко родился 27 августа 1856 г. в с. Нагуевичи Дрогобычского уезда, в Галиции, в семье крестьянина-кузнеца. Первые годы своего детства он в своих рассказах ("Малый Мирон" и др.) изображает самыми светлыми красками.
Отец Франко умер раньше, чем сын окончил дрогобычскую базилианскую "нормальную" школу; но отчим Франко, тоже крестьянин, озаботился о продолжении его образования. Вскоре умерла и мать Франко, так что на лето он приезжал в чужую семью. И все же пребывание в ней казалось мальчику раем в сравнении со школой, где грубые и необразованные учителя, поблажая детям богачей, бесчеловечно истязали детей небогатых родителей (см. автобиографические рассказы: "Чистописание", "Карандаш" и др.); по признанию Франко, ненависть к притеснению одного человека другим он вынес из нормальной школы. Как здесь, так потом в гимназии, Франко шел первым учеником; летом гимназист пас скот и помогал в полевых работах; стихотворные переводы из Библии, античных и западноевропейских писателей, которыми он тогда занимался, он писал на народном малорусском языке.
2. Иван Франко – общественный деятель.
Став в 1875 г. студентом Львовского университета, Франко объединяет передовую молодежь. Вместе с товарищами он с увлечением изучает прогрессивную русскую литературу: Пушкина, Толстого, Тургенева, Герцена, Салтыкова-Щедрина, Некрасова. По его инициативе печатается в студенческом журнале «Друг» перевод романа Чернышевского «Что делать?». Франко активно включается в рабочее движение — переводит Маркса и Энгельса на украинский язык, распространяет их учение среди рабочих.
В 1877 г. Франко был арестован. Его обвинили в распространении идей социализма и девять месяцев продержали в тюрьме.
Но это не сломило воли поэта. Он развивает активную общественную деятельность, пишет произведения, в которых смело призывает молодежь к самоотверженной борьбе за свободу: («Товарищам из тюрьмы», «Каменоломы», «Гриць Турчин» и др.). В 1880 г. Франко был арестован вторично. В тюрьме он написал свыше 50 стихотворений и среди них «Вечный революционер». Наряду с «Заповітом» Тараса Шевченко «Вечный революционер» стал одной из самых популярных революционных песен украинского народа. Гимн проникнут духом революционно борьбы и верой в торжество свободы. «Вечный революционер» – это извечный порыв самых прогрессивных представителей человечества к борьбе за лучшую жизнь, за волю, за справедливость.
В стихотворениях и поэмах Франко («Иван Вышенский», 1900; «Моисей», 1905 и др.) отчетливо звучит общественная направленность. Верность Родине, преданность людям труда, любовь к родной природе, острая ненависть к эксплуататорам — основные чувства его поэтических произведений. Поэт непримирим к тем, «кто сеет страх и смерть, слабейших братьев губит» («Беркут»), полон презрения к «паразитам, одуревшим с жиру» («Декадент»). Духом революционной борьбы проникнуты составляющие ядро сборника циклы политической лирики «Думы пролетария», «Вольные сонеты», «Тюремные сонеты»; в них звучат отголоски «Манифеста Коммунистической партии», «Интернационала».
У И.Франко самая выразительная тема общественной жизни, революционная борьба трудящихся звучит в стихотворениях сборника „З вершин і низин”. Сборник „З вершин і низин” (1887) – выдающееся явление в украинской поэзии ХІХ века, состоит из стихотворений, которые печатались в разных журналах. В 1893 году сборник был дополнен и издан второй раз. Основное место в нем занимает политическая лирика, в которой поэт призывает к активной борьбе против социального и национального порабощения украинского народа и утверждает свои революционно-демократические взгляды.
3. Литературная деятельность Ивана Франко.
Важное место в творчестве Ивана Франко занимают лирические произведения, что еще раз подчеркивает многосторонность творческого таланта поэта. Сборник поэзии „Увядшие листья” создавался больше десяти лет и вышел в свет в 1896 году. Это дневник личных чувств героя, наделенного живой душой, – образованной, умной, – тонким ощущением душевной боли и величием образного мышления и миропонимания. Именно поэтому многие стихотворения Каменяра стали народными песнями.
Ивану
Франко принадлежит ряд
Проза Франко положила начало новому этапу развития реализма в украинской литературе. В его очерках, рассказах, повестях и романах изображение жизни одухотворено социалистической идейностью; он ввёл новые темы (пролетаризация крестьянства, формирование рабочего класса, его переход к организованной классовой борьбе), новые конфликты (борьба труда с капиталом), новых героев – сознательных защитников интересов трудящихся (интеллигентов, крестьян, рабочих). Наиболее значительны в этом отношении повести «Boa constrictor» (1878) и «Борислав смеётся» (1881-82), историческая повесть «Захар Беркут» (1883), социально-психологические повести и романы «Лель и Полель» (1887), «Перепутья» (1900). Поэзия, проза и драматургия Франко (драма «Украденное счастье» написана в 1891 г.) преемственно связаны с лучшими традициями мировой лирики (Некрасов, Гейне), прозы (Л.Н. Толстой, Г.И. Успенский, М.Е. Салтыков-Щедрин) и драматургии (А.Н. Островский).
4. Публицистическая деятельность Ивана Франко.
В начале литературного творчества публицистика совсем не занимала молодого Франко. Становление Франко как публициста приходиться на период его активного сотрудничества в редакции молодежного журнала «Друг» (1875-1877). Именно сотрудничество в этом студенческом журнале приводит Франко к литературной критики с заметным публицистическим направлением.
В течении 1876-1877 гг. под влиянием литературно-критической школы Белинского, Чернышевского и Добролюбова и, в частности, журнальной дискуссии в редакции «Друга» Франко быстро прогрессировал как литературный критик-публицист в направлении социологического анализа злободневной литературно-политической проблематики, поисков передовой теории, творческого метода, публицистических жанров, индивидуального стиля.
Публицистика
Ивана Франко – классическое достояние
социалистической культуры, яркая страница
истории борьбы украинского народа за
своё социальное и национальное освобождение.
В ней отразились сложнейшие процессы
развития украинской национальной культуры
конца XIX и начала ХХ в. Она – свидетельство
боевой общественно-политической деятельности
писателя, его передового мировоззрения,
высокого полемического мастерства. М.
Возняк расценивал её как «очень ценный
материал для всесторонней характеристики
Франко и для основательного исследования
его поэтического творчества, поскольку
Франко-публицист, поэт, писатель, драматург,
критик и ученый-исследователь – это нерасторжимое
единство».
Заключение.
В литературной критике и эстетике Франко – последователь и продолжатель русских революционных демократов, пропагандист их наследия и реалистической русской литературы. Как уже было сказано, Иван Франко был хорошо знаком с трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, переводил и пропагандировал их произведения, сделал первые шаги к осмыслению литературы, искусства в свете социалистических идеалов, а в творческой практике довольно близко подошёл к некоторым принципам, которые легли позже в основу социалистического реализма. Как публицист и критик активно боролся с идеями украинского буржуазного национализма, с декадентством и теорией «чистого искусства».
Франко был революционером и социалистом. Силы для упорной борьбы с галицийской реакцией Франко черпал в народе, с которым он был связан самыми тесными узами. Крестьяне считали Франко лучшим советчиком и учителем.
Информация о работе Иван Франко – общественный деятель, писатель, публицист