Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:32, реферат
Описание жизни и творчества Мадам де Савинье.Аспект - французское страноведение.
Эпистолярная литература (от греч. epistole — послание, письмо), переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер, превращаясь в серию писем к условному или номинальному адресату. Однако именно ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак Эпистолярной литературы, отличающий её от записок и дневника.
Биография Мадам де Севинье………………………………………………………………………………………… 2
История Эпистолярного жанра…………………………………………………………………………………………... 3
Письма Мадам де Севинье………………………………………………………………………………………… 5
Афоризмы Мадам де Севинье………………………………………………………………………………………… 12
Список использованной литературы………………………………………………………………………………….… 13
Федеральное агентство по образованию.
Государственное образовательное учреждение
Карельская
Государственная
Педагогическая Академия.
Факультет иностранных языков.
Кафедра
французского языка.
Реферат на тему:
«Эпистолярный
жанр в творчестве Мадам де Севинье.»
Выполнила:
Студентка 122 группы
Шевчук П.С.
К.н.ф. Егоров
Н.С.
Петрозаводск, 2010
Оглавление
Биография
Мадам де
Севинье (Мари де Рабютен-
Отец мадам
де Севинье, Сельс-Бенинь де Рабютен-Шанталь,
погиб в бою (1627). Воспитывалась
дедом, а затем его братом. Благодаря
своим учителям — Ж. Шаплену и
Ж. Менажу — прекрасно владела
итальянским языком, в меньшей
степени — латынью и испанским.
В 1644 вышла замуж за маркиза Анри
де Севинье (1623—1651). После гибели мужа
(в результате дуэли) посвятила себя
воспитанию детей. Жила преимущественно
в Париже, общалась с мадам де
Лафайет, Ларошфуко, кардиналом де Рецем,
мадемуазель де Монпансье. С 1677 жила
в парижском отеле Карнавале.
Зимой 1695-1696 находилась в замке своей
дочери мадам де Гриньян; здесь и
скончалась. Похоронена в храме Гриньяна.
Во время Великой французской
революции могила была вскрыта, останки
уничтожены.
Мадам де Севинье. Портрет работы К. Лефевра. Музей Карнавале, Париж
(Claude Lefebvre
(1632-1675), Madame de Sevigne)
История Эпистолярного жанра.
Эпистолярная литература (от греч. epistole — послание, письмо), переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер, превращаясь в серию писем к условному или номинальному адресату. Однако именно ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак Эпистолярной литературы, отличающий её от записок и дневника.
В античности письма
сочинялись как литературные произведения,
их стиль и построение определялись
риторикой, и строгую границу
между частной перепиской и эпистолярной
стилизацией провести трудно, о чем
свидетельствуют знаменитые образцы
Эпистолярной литературы: письма Эпикура
и Цицерона, Плиния Младшего, Катона
и Сенеки. (Обретая стихотворную
форму, — например у Горация, —
послания становятся поэтическим жанром
и собственно к Эпистолярной литературе
уже не относятся). Сознательное художественное
использование стилистических возможностей
переписки (приближение к разговорному
языку, лирический подтекст, аллюзии, внесение
оттенков социально-языковой характеристики)
отличает Эпистолярную литературу софистов
(эротические письма ритора Лесбонакса,
эпистолярные сочинения Алкифрона,
в том числе вымышленная
Естественная
для писем дидактическая
В 17—18 вв. форма Эпистолярной литературы используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общению («Письма провинциала» Б. Паскаля, письма маркизы де Севинье, переписка Вольтера, письма английских государственных деятелей У. Темпла, Г. Болингброка, «Письма к сыну» Ф. Честерфилда).
Особо следует
выделить «Дневник для Стеллы» Дж.
Свифта: собрание частных писем, открывающее
историю английского социально-
В 20 в. сохраняется
многообразие видов Эпистолярной литературы
(«Опавшие листья» В. В. Розанова и
«Столп и утверждение истины»
П. А. Флоренского, «Неизвестный друг»
И. А. Бунина, и «Zoo. Письма не о любви...»
В. Б. Шкловского, «Любовные письма англичанки»
Л. Хаусмана, «Письмо к англичанам»
Ж. Бернаноса), в том числе и
оформленных в
Марка с изображением Мадам де Севинье.
Письма Мадам де Севинье.
Мадам де Севинье
очень болезненно переносила разлуку
с дочерью (та, выйдя замуж, перебралась
в Прованс) и на протяжении почти
тридцати лет вела с ней переписку
(три-четыре письма в неделю). Кроме
того, среди её адресатов — Менаж,
её родственник Бюсси-Рабютен, её близкий
друг Арно де Помпонн. Бюсси-Рабютен
включил несколько её писем в
собственные мемуары (1696). Первое отдельное
издание писем вышло в 1726. В 1754
г. вышла большая подборка из 772 писем.
На сегодняшний день известно 1120 писем
мадам де Севинье, авторство части
из которых сомнительно (оригиналы
сохранились лишь в незначительной
степени). В письмах проявилась высокая
начитанность автора — мадам де
Севинье знала произведения Рабле
и Монтеня, Мадлен де Скюдери и
Ла Кальпренеда, пьесы Корнеля и
Расина, исторические сочинения Тацита,
книги итальянских писателей (Ариосто
и Тассо) и французских богословов.
Письма разнообразны по содержанию и интонации: иногда они напоминают светскую и, шире, газетную хронику; из них можно узнать о процессе Николя Фуке, о смерти Франсуа Вателя, о женитьбе герцога Лозена. Стиль писем временами связан с прециозностью и галантной традицией, но он отражает также влияние картезианства и янсенизма. Глубокий психологизм писем мадам де Севинье созвучен главному произведению её подруги мадам де Лафайет — «Принцессе Клевской».
Письма мадам
де Севинье, неизменно привлекавшие
внимание исследователей, представляют
первый и единственный в своем
роде опыт частной переписки, заведомо
не предназначенной для
Маркиза
де Севинье.
Вопрос о влиянии
писем мадам де Севинье на европейскую
прозу 18-го века изучен совершенно недостаточно.
Известно, что ее переписка присутствовала
в сознании пишущей и читающей
публики на уровне цитат и сентенций.
В этом отношении мадам де Севинье,
сама бывшая страстной поклонницей
Монтеня и Паскаля, разделила
славу великих французских
Излюбленная романная
жанровая форма 18-го века - эпистолярный
роман - не может, естественно, рассматриваться
только как проекция реальной эпистолярной
традиции, хотя в то же время очевиден
тот факт, что европейская литература
сентиментализма тяготела преимущественно
к этой форме. В данной работе мы
попытаемся выявить некоторые
Мадам де Севинье.
Уникальность
данного памятника состоит, на наш
взгляд, в уже отмеченной новой
интенции, которая естественным образом
влечет за собой открытие принципиально
новой этической и эстетической
сферы - поэзии естественных и обыденных
чувств, того «мелкого», что станет
предметом эстетической рефлексии
рококо, а затем - с принципиально
новым пафосом - сентиментализма. Само
отсутствие привычной любовной/романной
интриги в письмах мадам де
Севинье, их сосредоточенность на комплексе
эмоций, не освоенных романной традицией,
- материнской нежности, диктующей
заботу о мелочах, и спонтанном переживании
бытовых жизненных реалий - открывают
новую художественную перспективу.
Сюжет мать-дочь обретает необычный
для литературы XVII века лирический
пафос: «Мне всегда кажется, доченька,
что я не смогла бы больше без
вас жить… Я вся охвачена сильнейшим
желанием вас увидеть и грустью
после года разлуки - все это вместе
кажется мне невыносимым. Каждое
утро я в том саду, который вам
известен. Я ищу вас повсюду, и
все те уголки, в которых я вас
видела, доставляют мне страдания. Теперь
вы понимаете, что любая мелочь, напоминающая
мне о вас, запечатлевается в
моем бедном мозгу». Возникает лирический
эффект, который в литературе следующего
века будет достигаться сознательной
имитацией человеческого документа. Объективно
развертывается поэзия домашнего, камерного
в противовес официальному и условному.
Стирается грань между возвышенным и низким
в его привычной для классицизма оппозиции
(многие исследователи, в частности, отмечали,
насколько важен для мадам де Севинье
в обозначенном контексте мотив болезни
- реальной манифестации телесной природы
- облеченный не просто в непривычные,
но в почти скандально конкретные детали.
В этой связи уместно отметить, что исследование
медицинских аспектов указанной переписки
превратилось в самостоятельную научную
проблему. Для автора важны любые мелочи
домашнего быта, тяготы долгих путешествий,
еда и сон. В контексте этой новой поэзии
домашней жизни совершенно особую роль
в письмах мадам де Севинье начинает играть
мир детства, до сих пор практически не
освоенный литературой. В разлуке с внуками
она с неизменным интересом вникает во
все детали их физического и нравственного
развития, поразительным образом ощущая
в ребенке формирующуюся личность.
Отель Карнавале
(Hotel de Carnavalet а Paris.)
Психологическая
ситуация, которая развертывается в
письмах мадам де Севинье, оформляется
в своеобразный сентиментальный
психологический комплекс, сохраняющий
все свое значение для литературы
сентиментализма: чувство одиночества,
томление разлуки, безотчетная жертвенная
нежность. Этот комплекс обусловил
оппозицию цивилизации и
Информация о работе Эпистолярный жанр в творчестве Мадам де Севинье