Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:13, реферат
Согласно энциклопедии литературных терминов эпос (греч. epos - слово, повествование, рассказ) – литературный род, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, некоторые виды очерка. Эпос, как и драма, воспроизводит действие, развертывающееся в пространстве и времени, - ход событий в жизни персонажей.
1. Эпос как род литературы
2. Повествователь и рассказчик
РЕФЕРАТ
На тему:
«Эпос как род литературы. Повествователь
и рассказчик»
Самара 2011
Содержание:
1.
Эпос как род литературы
Согласно энциклопедии литературных терминов эпос (греч. epos - слово, повествование, рассказ) – литературный род, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, некоторые виды очерка. Эпос, как и драма, воспроизводит действие, развертывающееся в пространстве и времени, - ход событий в жизни персонажей. Специфическая же черта эпоса - в организующей роли повествования: носитель речи сообщает о событиях и их подробностях как о чем-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда - к рассуждениям. Повествовательный пласт речи эпического произведения непринужденно взаимодействует с диалогами и монологами персонажей (в т.ч. их внутренними монологами). Эпическое повествование то становится самодовлеющим, на время отстраняя высказывания героев, то проникается их духом в несобственно-прямой речи; то обрамляет реплики персонажей, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает. Но в целом оно доминирует в произведении, скрепляя воедино все в нем изображенное. Поэтому черты эпоса во многом определяются свойствами повествования. Речь здесь выступает главным образом в функции сообщения о происшедшем ранее. Между ведением речи и изображаемым действием в эпосе сохраняется временная дистанция: эпический поэт рассказывает «о событии, как о чем-то отдельном от себя»1. Эпическое повествование ведется от лица, называемого повествователем, своего рода посредника между изображаемым и слушателями (читателями), свидетеля и истолкователя происшедшего. Сведения о его судьбе, его взаимоотношениях с персонажами, об обстоятельствах «рассказывания» обычно отсутствуют. «Дух повествования часто бывает невесом, бесплотен и вездесущ»2. Вместе с тем повествователь может «сгущаться» в конкретное лицо, становясь рассказчиком (Гринев в «Капитанской дочке», 1836, А.С.Пушкина, Иван Васильевич в рассказе «После бала», 1903, Л.Н.Толстого). Повествовательная речь характеризует не только предмет высказывания, но и самого носителя речи; эпическая форма запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир, своеобразие сознания повествователя. Живое восприятие читателя связано с пристальным вниманием к выразительным началам повествования, т.е. субъекту повествования, или «образу повествователя» (понятие В.В.Виноградова, М.М.Бахтина, Г.А.Гуковского).
Эпос максимально свободен в освоении пространства и времени. Писатель либо создает сценические эпизоды, т.е. картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев (вечер у А.П.Шерер в первых главах «Войны и мира», 1863-69, Толстого), либо - в эпизодах описательных, обзорных, «панорамных» - говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах (описание Толстым Москвы, опустевшей перед приходом французов). В тщательном воссоздании процессов, протекающих в широком пространстве и на значительных этапах времени, с эпосом способно соперничать лишь кино и телевидение. Арсенал литературно-изобразительных средств используется эпосом в полном его объеме (поступки, портреты, прямые характеристики, диалоги и монологи, пейзажи, интерьеры, жесты, мимика), что придает образам иллюзию пластической объемности и зрительно-слуховой достоверности.
Изображаемое может являть собой и точное соответствие «формам самой жизни» и, напротив, резкое их пересоздание. Эпос, в отличие от драмы, не настаивает на условности воссоздаваемого. Здесь условно не столько само изображенное, сколько «изображающий», т.е. повествователь, которому часто свойственно абсолютное знание о происшедшем в его мельчайших подробностях. В этом смысле структура эпического повествования, обычно отличающаяся от внехудожественных сообщений (репортаж, историческая хроника), как бы «выдает» вымышленный, художественно-иллюзорный характер изображаемого.
Эпическая
форма опирается на различного типа сюжетные
построения. В одних случаях динамика
событий явлена открыто и развернуто (романы
Ф.М.Достоевского), в других - изображение
хода событий как бы тонет в описаниях,
психологических характеристиках, рассуждениях
(проза А.П.Чехова 1890-х, М.Пруста, Т.Манна);
в романах У.Фолкнера событийная напряженность
достигается тщательной детализацией
не столько самих «поворотных моментов»,
сколько их бытового и, главное, психологического
фона (подробные характеристики, раздумья
и переживания героев). По мысли И.В.Гёте
и Ф.Шиллера, замедляющие мотивы - существенная
черта эпического рода литературы в целом.
Объем текста эпического произведения,
которое может быть как прозаическим,
так и стихотворным, практически неограничен
- от рассказов-миниатюр (ранний Чехов,
О.Генри) до пространных эпопей и романов
(«Махабхарата» и «Илиада», «Война и мир»
Толстого, «Тихий Дон» М.А.Шолохова). Эпос
может сосредоточить в себе такое количество
характеров и событий, которое недоступно
другим родам литературы и видам искусства.
При этом повествовательная форма в состоянии
воссоздавать характеры сложные, противоречивые,
многогранные, находящиеся в становлении.
Хотя возможности эпического отображения
используются не во всех произведениях,
со словом «эпос» связано представление
о показе жизни в ее целостности, о раскрытии
сущности целой эпохи и масштабности творческого
акта. Сфера эпических жанров не ограничена
какими-либо типами переживаний и миросозерцании.
В природе эпос - универсально-широкое
использование познавательно-изобразительных
возможностей литературы и искусства
в целом. «Локализующие» характеристики
содержания эпического произведения (например,
определение эпоса в 19 в. как воспроизведения
господства события над человеком или
современное суждение о «великодушном»
отношении эпоса к человеку) не вбирают
всей полноты истории эпических жанров.
2.
Повествователь и рассказчик
Нужно прежде всего различать событие, о котором рассказано в произведении, и событие самого рассказывания. Это различение, впервые в русском литературоведении предложенное М.М. Бахтиным, стало теперь общепринятым. Обо всем, что произошло с героями, нам (читателям) поведал некто. Кто же именно? Примерно таков был путь размышлений, которым шло литературоведение в изучении проблемы автора.
Выделяют повествование от третьего лица (Еr-Erzählung) и повествование от 1-го лица (Ich-erzählung). Того, кто ведет повествование от 3 лица, не называет себя (не персонифицирован), обозначают термином повествователь. Ведущего рассказ от 1-го лица принято называть рассказчиком. (Такое употребление терминов еще не стало всеобщим, но, пожалуй, встречается у большинства исследователей.) Рассмотрим эти виды подробнее.
Повествователь — тот, кто сообщает читателю о событиях и поступках персонажей, фиксирует ход времени, изображает облик действующих лиц и обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героя и мотивы его поведения, характеризует его человеческий тип (душевный склад, темперамент, отношение к нравственным нормам и т. п.), не будучи при этом ни участником событий, ни — что еще важнее — объектом изображения для кого-либо из персонажей. Специфика повествователя одновременно — во всеобъемлющем кругозоре (его границы совпадают с границами изображенного мира) и адресованное в его речи в первую очередь читателю, т. е. направленности ее как раз за пределы изображенного мира. Иначе говоря, эта специфика определена положением «на границе» вымышленной действительности.
Понятия повествователь и образ автора иногда смешиваются (характерно для ряда работ В.В. Виноградова), но их можно и должно различать. Прежде всего, и то и другое следует отграничить — именно в качестве «образов» — от создавшего их автора-творца.
Эпическая форма, говоря иначе, воспроизводит не только рассказываемое, но и рассказывающего, она художественно запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир, а в конечном счете — склад ума и чувств повествователя. Облик повествователя обнаруживается не в его действиях и не в прямых излияниях души, а в своеобразном повествовательном монологе. Выразительные начала такого монолога, являясь его вторичной функцией, вместе с тем очень важны.
Повествователь, в отличие от автора-творца, находится вне лишь того изображенного времени и пространства, в условиях которого развертывается сюжет. Поэтому он может легко возвращаться или забегать вперед, а также знать предпосылки или результаты событий изображаемого настоящего. Но его возможности вместе с тем определены автором, т. е. границами всего художественного целого, включающего в себя изображенное «событие самого рассказывания».
Рассказ от третьего лица - наиболее распространенная форма эпического повествования. Но повествующий вполне может выступить в произведении как некое «я». Таких персонифицированных повествователей, высказывающихся от собственного, «первого» лица, естественно называть рассказчиками. Рассказчик нередко является одновременно и персонажем произведения (Максим Максимыч в повести «Бэла» из лермонтовского «Героя нашего времени», Гринев в пушкинской «Капитанской дочке»).
В противоположность повествователю рассказчик находится не на границе вымышленного мира с действительностью автора и читателя, а целиком внутри изображенной реальности. Все основные моменты события самого рассказывания в этом случае становятся предметом изображения, «фактами» вымышленной действительности: «обрамляющая» ситуация рассказывания; личность повествующего (либо связан биографически с персонажами, о которых ведется рассказ, либо имеет особый кругозор); специфическая манера речи, прикрепленная к персонажу или изображаемая сама по себе. Если повествователя внутри изображенного мира никто не видит и не предполагает возможности его существования, то рассказчик непременно входит в кругозор либо повествователя, либо персонажей – слушателей рассказа.
Образ
рассказчика – необходимый
Рассказчик – субъект изображения, достаточно объективированный и связанный с определенной социально-культурной языковой средой, с позиции которой он и изображает других персонажей. Повествователь, напротив, по своему кругозору близок автору-творцу. В то же время по сравнению с героями он – носитель более нейтральной речевой стихии, общепринятых языковых и стилистических норм. Чем ближе герой автору, тем меньше речевых различий между героем и повествователем.
Итак,
можно сказать, что в литературном
произведении, как бы оно ни было
построено с точки зрения повествования,
мы всегда обнаруживаем авторское «присутствие»,
но обнаруживается оно в большей
или меньшей степени и в
разных формах: в повествовании от 3
лица повествователь наиболее близок
автору, в сказе рассказчик наиболее отдален
от него. Рассказчик в сказе не только
субъект речи, но и объект речи. Чем сильнее
личность рассказчика обнаруживается
в тексте, тем в большей степени он является
не только субъектом речи, но и объектом
ее. И наоборот: чем незаметнее речь повествователя,
чем меньше в ней характерности, тем ближе
повествователь к автору.
Список литературы
Информация о работе Эпос как род литературы. Повествователь и рассказчик