Кадровая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:03, реферат

Описание

Процесс кадрового менеджмента начинается с определения по¬требности фирмы в работниках в соответствии с выбранными целями.
На основе этого осуществляются планирование потребностей в трудовых ресурсах, найм, профотбор и адаптация работников.

Работа состоит из  1 файл

Кадровое планирование.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)


Основные этапы процесса кадрового менеджмента

Процесс кадрового менеджмента начинается с определения по­требности фирмы в работниках в соответствии с выбранными целями.

На основе этого осуществляются планирование потребностей в трудовых ресурсах, найм, профотбор и адаптация работников.

Создается резерв потенциальных кандидатов на ключевые долж­ности, из которого отбираются лучшие.

Определяются должностные оклады и льготы, составляется штат­ное расписание.

Одновременно на фирме проводятся мероприятия по обучению, повышении квалификации персонала. Поскольку в менеджменте од­ной из важных функций является контроль, то в кадровом менедж­менте осуществляется аттестация и оценка трудовой деятельности работников. Кроме этого, кадровая служба занимается переводом со­трудников из одних подразделений в другие и оформляет увольнение по истечении срока найма.

Рассмотрим эти виды деятельности кадровой службы более под­робно.

Сущность и задачи кадрового планирования

Цель кадрового планирования заключается в том, чтобы обеспе­чить предоставление людям рабочих мест в нужный момент времени, в необходимом количестве в соответствии со способностями, склон­ностями людей и требованиями производства.

Кадровое планирование должно создавать условия для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворенности рабо­той. Людей привлекают те рабочие места, где созданы условия для развития их способностей и гарантирован высокий и постоянный за­работок.

Кадровое планирование решает следующие задачи:

1.  Определение необходимого фирме количества работников в сложившихся условиях и на перспективу.

2.  Использование известных и разработка новых способов при­влечения на фирму необходимых работников.

3.  Развитие персонала фирмы.

4.  Оценка деятельности исполнителей и руководителей фирмы.

Эти задачи реализуются посредством осуществления оперативного плана работы с персоналом, для составления которого используются данные о составе постоянных работников, текучести кадров, потерях рабочего времени из-за болезней и простоев, продолжительности ра­бочего дня, доходах рабочих и служащих.

 

                                         Кадровое планирование

 

              ■

 

 

 

 

 

Кадровые.

 

Кадровые

 

Кадровая

 

Кадровые

цели

 

задачи

 

стратегия

 

мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение

 

Обеспечение

 

Основы будущей

 

План мероприя-

конкретных

 

необходимой

 

политики пред-

 

тий, способ-

целей каждого

 

количественной

 

приятия.

 

ствующих

работника,

 

и качественной

 

Создание

 

реализации

вытекающих из

 

трудовой эф-

 

возможности

 

конкретных

кадровых задач

 

фективности в

 

должностного и

 

целей каждого

и кадровой

 

надлежащем

 

профессиональ-

 

работника

стратегии

 

месте и в над-

 

ного продвиже-

 

 

 

 

лежащее время,

 

ния работников

 

 

 

 

требуемой для

 

 

 

 

 

 

достижения

 

 

 

 

 

 

целей предприя-

 

 

 

 

 

 

тия

 

 

 

 

Рис. 2. Структура кадрового планирования

Планирование использования кадров осуществляется посредством разработки плана замещения штатных должностей. При определении места работы необходимо учитывать психические и физические на­грузки на человека.

При планировании использования кадров следует особое внимание уделять вопросам занятости молодежи, женщин, пожилых работников, лиц с ограниченными физическими возможностями. С этой целью необ­ходимо резервировать в организации соответствующие рабочие места.

Кадровое планирование может проводиться по определенной схе­ме (рис. 3).

Кадровое планирование предполагает отслеживание изменений в профессионально-квалификационной структуре кадров и, главное, при­звано выявлять будущие потребности в рабочей силе, определять их качественные и количественные показатели на более ранней стадии.

 

 

Установление целей кадрового планирования, специфичных для предприятия

 


Сбор и систематизирование личных данных

 

 

Статистическая обработка и анализ личных данных

 

 

Определение объема кадрового планирования

 

 

Определение сроков

Планирование кадровых потребностей

 

 

Определение организационных подразделений

Планирование кадровых издержек

 

 

Определение групп сотрудников

Планирование размещения персонала

Рис. 3. Последовательность кадрового планирования

Кадровое планирование охватывает три последовательных этапа:

/. Информационный этап. На этом этапе производится сбор статистических данных и другой необходимой информации, ее об­работка и анализ кадровой ситуации, а также вероятных вариантов ее развития в перспективе.

2.  Этап разработки проектов кадрового плана. Анализ кадровых ситуаций и перспектив их развития создает основу для выработки альтернативных проектов кадрового плана и их влияния на достижение кадрово-экономических целей. Этот этап наиболее трудоемкий и требует высокого профессионализма работников кадровых служб.

3.  Этап принятия решения, т.е. утверждение одного из вариантов плана в качестве обязательного ориентира для организации деятельности кадровых служб. Разрабатывается план с количественными и качественными показателями в соответствии с организационной структурой и численностью штатов.

 

 

 

Эффективное кадровое планирование положительно влияет на результаты организации благодаря:

-   оптимизации использования персонала. Детальное планирование позволяет выявлять и продуктивно применять невостребованный потенциал сотрудников путем расширения должностных обязанностей, перевода работников на другие рабочие места, реорганизации производственных процессов;

-   совершенствованию процесса приема на работу. Планирование является источником информации о потребностях организации в персонале, ч/го дает возможность обеспечить поиск и отбор кандидатов на планомерной основе, снизить издержки и избежать кризисных ситуаций, связанных с нехваткой рабочей силы;

-   организации профессионального обучения. План по человеческим ресурсам является основой для планирования и проведения профессионального обучения в компании. Тщательная разработка этого плана позволяет обеспечить нужную квалификацию работников и добиться реализации бизнес-планов с наименьшими издержками;

-   созданию основы для развития других программ управления
персоналом. Знание тенденций в динамике численности, изме­нении квалификационной структуры персонала позволяет разрабатывать долгосрочные программы в области компенсации,
профессионального развития и т.д.;

-   сокращению общих издержек на рабочую силу за счет продуманной, последовательной и активной политики на рынке труда. Знание собственных потребностей на длительную перспективу дает компании возможность эффективно противостоять
своим  конкурентам,  взаимодействовать  с  контрагентами  на рынке труда и извлекать выгоду из меняющейся ситуации.

Кадровому планированию предшествует прогноз потребностей в персонале. Существует несколько методов прогноза.

1. Экстраполяция - наиболее простой и часто употребляемый ме­тод, состоит в перенесении сегодняшней ситуации (пропорций) в бу­дущее. Его общедоступность, ограниченность заключается в невоз­можности учесть изменения в развитии организации и внешней сре­ды. Поэтому данный метод подходит для краткосрочного планиро­вания и организаций со стабильной структурой, действующих в ста­бильной окружающей среде. Многие организации пользуются мето­дом скорректированной экстраполяции, который учитывает измене­ния в соотношении факторов, определяющих численность сотрудни­ков, - повышение производительности труда, повышение цен и т.д.

 

2. Экспертные оценки - это метод, основывающийся на исполь­зовании мнений специалистов для определения потребностей в че­ловеческих ресурсах. Такими специалистами являются прежде все­го руководители подразделений. Отдел человеческих ресурсов за­нимается сбором и обработкой их оценок. В зависимости от разме­ров организации и числа линейных руководителей для этого могут использовать различные методы: групповое обслуживание, пись­менный обзор, метод Дельфи. Преимущества метода заключаются в участии линейных руководителей; их знания и опыт придают плану дополнительную весомость в глазах высшего руководства. Недостатки метода связаны с трудоемкостью процесса сбора и об­работки мнений экспертов, а также субъективностью их суждений.

3. Компьютерные модели представляют собой наборы матема­тических формул, которые позволяют одновременно использо­вать методы экстраполяции, экспертных оценок, а также инфор­мацию о динамике факторов, влияющих на потребности органи­зации в рабочей силе. Модели дают возможность добиться наи­более точных прогнозов потребностей в рабочей силе, однако до­вольно высокая цена, а также необходимость специальных навы­ков для их использования ограничивают применение этого мето­да крупными организациями.

 



Информация о работе Кадровая политика