Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:03, реферат
Процесс кадрового менеджмента начинается с определения по¬требности фирмы в работниках в соответствии с выбранными целями.
На основе этого осуществляются планирование потребностей в трудовых ресурсах, найм, профотбор и адаптация работников.
Основные этапы процесса кадрового менеджмента
Процесс кадрового менеджмента начинается с определения потребности фирмы в работниках в соответствии с выбранными целями.
На основе этого осуществляются планирование потребностей в трудовых ресурсах, найм, профотбор и адаптация работников.
Создается резерв потенциальных кандидатов на ключевые должности, из которого отбираются лучшие.
Определяются должностные оклады и льготы, составляется штатное расписание.
Одновременно на фирме проводятся мероприятия по обучению, повышении квалификации персонала. Поскольку в менеджменте одной из важных функций является контроль, то в кадровом менеджменте осуществляется аттестация и оценка трудовой деятельности работников. Кроме этого, кадровая служба занимается переводом сотрудников из одних подразделений в другие и оформляет увольнение по истечении срока найма.
Рассмотрим эти виды деятельности кадровой службы более подробно.
Сущность и задачи кадрового планирования
Цель кадрового планирования заключается в том, чтобы обеспечить предоставление людям рабочих мест в нужный момент времени, в необходимом количестве в соответствии со способностями, склонностями людей и требованиями производства.
Кадровое планирование должно создавать условия для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворенности работой. Людей привлекают те рабочие места, где созданы условия для развития их способностей и гарантирован высокий и постоянный заработок.
Кадровое планирование решает следующие задачи:
1. Определение необходимого фирме количества работников в сложившихся условиях и на перспективу.
2. Использование известных и разработка новых способов привлечения на фирму необходимых работников.
3. Развитие персонала фирмы.
4. Оценка деятельности исполнителей и руководителей фирмы.
Эти задачи реализуются посредством осуществления оперативного плана работы с персоналом, для составления которого используются данные о составе постоянных работников, текучести кадров, потерях рабочего времени из-за болезней и простоев, продолжительности рабочего дня, доходах рабочих и служащих.
| ||||||||||
| ■ |
|
|
|
|
| ||||
Кадровые. |
| Кадровые |
| Кадровая |
| Кадровые | ||||
цели |
| задачи |
| стратегия |
| мероприятия | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определение |
| Обеспечение |
| Основы будущей |
| План мероприя- | ||||
конкретных |
| необходимой |
| политики пред- |
| тий, способ- | ||||
целей каждого |
| количественной |
| приятия. |
| ствующих | ||||
работника, |
| и качественной |
| Создание |
| реализации | ||||
вытекающих из |
| трудовой эф- |
| возможности |
| конкретных | ||||
кадровых задач |
| фективности в |
| должностного и |
| целей каждого | ||||
и кадровой |
| надлежащем |
| профессиональ- |
| работника | ||||
стратегии |
| месте и в над- |
| ного продвиже- |
|
| ||||
|
| лежащее время, |
| ния работников |
|
| ||||
|
| требуемой для |
|
|
|
| ||||
|
| достижения |
|
|
|
| ||||
|
| целей предприя- |
|
|
|
| ||||
|
| тия |
|
|
|
|
Рис. 2. Структура кадрового планирования
Планирование использования кадров осуществляется посредством разработки плана замещения штатных должностей. При определении места работы необходимо учитывать психические и физические нагрузки на человека.
При планировании использования кадров следует особое внимание уделять вопросам занятости молодежи, женщин, пожилых работников, лиц с ограниченными физическими возможностями. С этой целью необходимо резервировать в организации соответствующие рабочие места.
Кадровое планирование может проводиться по определенной схеме (рис. 3).
Кадровое планирование предполагает отслеживание изменений в профессионально-
Установление целей кадрового планирования, специфичных для предприятия
| |
|
|
Статистическая обработка и анализ личных данных | |
|
|
Определение объема кадрового планирования | |
|
|
Определение сроков | Планирование кадровых потребностей |
|
|
Определение организационных подразделений | Планирование кадровых издержек |
|
|
Определение групп сотрудников | Планирование размещения персонала |
Рис. 3. Последовательность кадрового планирования
Кадровое планирование охватывает три последовательных этапа:
/. Информационный этап. На этом этапе производится сбор статистических данных и другой необходимой информации, ее обработка и анализ кадровой ситуации, а также вероятных вариантов ее развития в перспективе.
2. Этап разработки проектов кадрового плана. Анализ кадровых ситуаций и перспектив их развития создает основу для выработки альтернативных проектов кадрового плана и их влияния на достижение кадрово-экономических целей. Этот этап наиболее трудоемкий и требует высокого профессионализма работников кадровых служб.
3. Этап принятия решения, т.е. утверждение одного из вариантов плана в качестве обязательного ориентира для организации деятельности кадровых служб. Разрабатывается план с количественными и качественными показателями в соответствии с организационной структурой и численностью штатов.
Эффективное кадровое планирование положительно влияет на результаты организации благодаря:
- оптимизации использования персонала. Детальное планирование позволяет выявлять и продуктивно применять невостребованный потенциал сотрудников путем расширения должностных обязанностей, перевода работников на другие рабочие места, реорганизации производственных процессов;
- совершенствованию процесса приема на работу. Планирование является источником информации о потребностях организации в персонале, ч/го дает возможность обеспечить поиск и отбор кандидатов на планомерной основе, снизить издержки и избежать кризисных ситуаций, связанных с нехваткой рабочей силы;
- организации профессионального обучения. План по человеческим ресурсам является основой для планирования и проведения профессионального обучения в компании. Тщательная разработка этого плана позволяет обеспечить нужную квалификацию работников и добиться реализации бизнес-планов с наименьшими издержками;
- созданию основы для развития других программ управления
персоналом. Знание тенденций в динамике численности, изменении квалификационной структуры персонала позволяет разрабатывать долгосрочные программы в области компенсации,
профессионального развития и т.д.;
- сокращению общих издержек на рабочую силу за счет продуманной, последовательной и активной политики на рынке труда. Знание собственных потребностей на длительную перспективу дает компании возможность эффективно противостоять
своим конкурентам, взаимодействовать с контрагентами на рынке труда и извлекать выгоду из меняющейся ситуации.
Кадровому планированию предшествует прогноз потребностей в персонале. Существует несколько методов прогноза.
1. Экстраполяция - наиболее простой и часто употребляемый метод, состоит в перенесении сегодняшней ситуации (пропорций) в будущее. Его общедоступность, ограниченность заключается в невозможности учесть изменения в развитии организации и внешней среды. Поэтому данный метод подходит для краткосрочного планирования и организаций со стабильной структурой, действующих в стабильной окружающей среде. Многие организации пользуются методом скорректированной экстраполяции, который учитывает изменения в соотношении факторов, определяющих численность сотрудников, - повышение производительности труда, повышение цен и т.д.
2. Экспертные оценки - это метод, основывающийся на использовании мнений специалистов для определения потребностей в человеческих ресурсах. Такими специалистами являются прежде всего руководители подразделений. Отдел человеческих ресурсов занимается сбором и обработкой их оценок. В зависимости от размеров организации и числа линейных руководителей для этого могут использовать различные методы: групповое обслуживание, письменный обзор, метод Дельфи. Преимущества метода заключаются в участии линейных руководителей; их знания и опыт придают плану дополнительную весомость в глазах высшего руководства. Недостатки метода связаны с трудоемкостью процесса сбора и обработки мнений экспертов, а также субъективностью их суждений.
3. Компьютерные модели представляют собой наборы математических формул, которые позволяют одновременно использовать методы экстраполяции, экспертных оценок, а также информацию о динамике факторов, влияющих на потребности организации в рабочей силе. Модели дают возможность добиться наиболее точных прогнозов потребностей в рабочей силе, однако довольно высокая цена, а также необходимость специальных навыков для их использования ограничивают применение этого метода крупными организациями.