"Кандид" Ф.М. Вольтера как философский роман

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:54, реферат

Описание

В центре внимания данной работы философская повесть Франсуа Мари Вольтера «Кандид», ее место среди философских трудов Вольтера и в контексте философской беллетристики эпохи Просвещения.
Целью работы является получение более полного представления о «Кандиде» Вольтера как о философском романе.

Содержание

Введение
Глава 1. Философские взгляды Вольтера. Полемика с Паскалем и Лейбницем
Глава 2. Философский роман эпохи Просвещения
Глава 3. Общие черты философских повестей Вольтера
Глава 4. Общие черты философских повестей Вольтера
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Введени1.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)


 

Оглавление

 

 

Введение ___________________________________

 

 

Глава 1. Философские взгляды Вольтера.  Полемика с Паскалем и Лейбницем_______________________

 

 

Глава 2. Философский роман эпохи Просвещения

__________________________________________

 

Глава 3. Общие черты  философских повестей Вольтера

__________________________________________

 

 

Глава 4. Общие черты  философских повестей Вольтера

 

_______________________________________________

 

Заключение_____________________________________

 

 

Библиография__________________________________

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

 

 

 

  В центре внимания данной работы философская повесть Франсуа Мари Вольтера «Кандид», ее место среди философских трудов Вольтера и  в контексте философской беллетристики эпохи Просвещения.

  Целью работы является получение более полного представления о «Кандиде» Вольтера как о философском романе.

Задачи нашего исследования таковы:

   - краткое ознакомление с философскими взглядами Вольтера,

   - определение жанра «философский роман», выявление его проблематики, отличительных особенностей поэтики, выразительных средств и пр.,

   - описание общих черт всех философских повестей Вольтера,

   - анализ повести «Кандид» в контексте поэтики жанра.

При написании работы  использованы литературоведческие статьи, монографии по творчеству Вольтера, эпохи Просвещения и собственно текст «Кандида». Библиографический список представлен в конце работы.

Структура нашего исследования обусловлена поставленными ранее задачами. Первая глава дает краткий обзор просветительской деятельности Вольтера и его философских взглядов. Вторая глава посвящена особенностям философского романа эпохи Просвещения. В третьей главе представлены

общие черты философских повестей Вольтера. Четвертая глава содержит анализ самой значительной философской повести «Кандид», ее жанровым особенностям, сюжетно-композиционному построению, отражению в ней философских взглядов Вольтера.

 

 

 

 

1.  Философские взгляды Вольтера.  Полемика с Паскалем и Лейбницем.

 

 

Вольтер - величайший французский просветитель. Зачастую весь восемнадцатый век называют веком Вольтера. Это одна из наиболее важных ключевых фигур для понимания всего французского Просвещения, человек, оказавший колоссальное воздействие на умы своих современников. От его имени произошло слово "вольтерьянство", которым стали обозначать свободомыслие не только во Франции, но и в других странах Европы.

Основные социально-политические взгляды Вольтера отражали идеологию формирующейся французской буржуазной демократии и развенчивали устаревший феодальный режим. Вольтер не был мыслителем, выдвинувшим оригинальные философские идеи, он был просветителем, много сделавшим для философского просвещения общества. Основная направленность всех произведений Вольтера - антифеодальная, в центре которой антиклерикализм. Всю жизнь он боролся против церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма.

Литературное наследство Вольтера огромно. Им написано в общей сложности более сотни произведений, которые составили собрание сочинений объемом в несколько десятков томов. Он писал пьесы, повести, публицистику. Философские взгляды Вольтера выражены в «Философских письмах» (1733), «Трактате о метафизике» (1734), «Основах философии Ньютона» (1738), философских повестях.

Вольтера как философа интересовали фундаментальные вопросы онтологии и гносеологии. Но главное внимание его было направлено на проблему бытия и действования человека в обществе.

Основной задачей философии Вольтер считал определение принципов человеческого существования, смысла жизни личности и ее отношений с другими людьми, подобающей человечеству формы социальной организации. « Двуединая проблема человека и общества (Вольтер в полемике с Руссо доказывал, что даже первобытные люди жили сообществами и что «общественное состояние» является «естественным» для

человечества) - это альфа и омега вольтеровской философии, которая хронологически и по существу начинается с данной проблемы и обязательно

ставит с ней в связь, даже подчиняет ей трактовку любого иного мировоззренческого вопроса, причем иногда в ущерб истине, как

это имело место с «социальным» аргументом вольтеровского деизма».

Кузнецов с.107

В создании новой концепции человека важнейшую роль сыграла его полемика с философско-религиозной антропологией Паскаля.

 

    Для Вольтера христианство, как и все религии, - суеверие. Однако во Франции христианство нашло себе гениального апологета в лице Паскаля. Нападая на Паскаля и, отвергая некоторые его идеи, Вольтер подрывал самые прочные устои французской христианской традиции.

 

Но какие же идеи Паскаля он собирался оспаривать? По мнению Вольтера, Паскаль оскорбляет весь человеческий род, приписывая ему черты, свойственные отдельным людям. Вольтер называет Паскаля мизантропом и, защищая человечество, утверждает, что люди не так жалки и злы, как пишет Паскаль.

     По мнению Вольтера, пессимизм Паскаля неуместен. И если ошибочно представление Паскаля о человеке, то не менее ошибочен и выход из описываемого жалкого состояния. Паскалю он видится в истинной религии, т.е. христианстве, дающем обоснование противоречиям, присущим человеческому бытию, его величию и убожеству. Вольтер возражает, что, и другие воззрения (мифы о Прометее, ящике Пандоры и т.п.) также могли бы дать объяснение упомянутым противоречиям.

Соглашаясь с тем, что человеческое знание о бесконечности Вселенной никогда не может быть исчерпывающе полным, Вольтер в полемике

с Паскалем делает упор на то, что, несмотря на известную ограниченность познавательных способностей человека, он в настоящее время все же очень многое знает и границы его знаний постоянно расширяются, а это не

дает оснований говорить о его «ничтожестве».

Единственный пункт согласия между Вольтером и Паскалем состоит в том, что, по мнению обоих мыслителей, человек нуждается в вере в бога. Но Вольтер совсем иначе, чем Паскаль, понимает и основания этой веры, и

ее содержание, и вытекающие из нее для человеческой жизни выводы. Согласно Паскалю, существование человека приобретает смысл

только через служение богу, каким тот представлен в Священном писании. Отсюда Паскаль заключал, что бог должен быть единственным предметом любви человека, а все творения бога, включая людей, этой любви не

заслуживают.

 Суть вольтеровского деизма -   взгляд на человека как на высшую ценность, принцип уважения и любви к человеческой личности, почитания бога.

Резюме вольтеровских характеристик человека является антитезой паскалевскому утверждению о его ничтожестве. Вольтер считает человека

самым совершенным и счастливым существом.

Тем не менее, даже осуждая навязчивый пессимизм Паскаля, Вольтер не может быть безучастным свидетелем присутствия зла в мире. А зла много: ужасы, порождаемые человеческой злобой и стихийными бедствиями, - отнюдь не выдумки поэтов. Это голые и жестокие факты, решительно отбрасывали философский оптимизм Лейбница, "самого глубокого метафизика Германии", для которого мир мог быть только "наилучшим из всех возможных". По Лейбницу Вселенная устроена богом так, что в ней всякое наблюдаемое зло каким-то образом уравновешивается, компенсируется, а, в конечном счете, даже обязательно перекрывается

следующим за ним благом.

Критическое отношение Вольтера к «теории оптимизма» постепенно переросло ее радикальное отрицание в «Поэме о лиссабонской катастрофе» (1756). Завершающий и самый сильный удар по «теории оптимизма» (в ее лейбницевском варианте) Вольтер нанес в философской повести «Кандид» (1759),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Философский роман эпохи Просвещения

 

Для культуры французского Просвещения характерно явление единства философии и литературы. Это выразилось в том, что крупнейшие французские философы этой эпохи были одновременно выдающимися писателями. Выдвигая непосредственные практические задачи и видя в просвещении мощное средство преобразования мира, французские философы сознательно использовали литературу как средство воспитания и пропаганды.

Была создана целая система жанров, которые отличались постановкой в них философских проблем. В связи с этим появляется соответствующая поэтика. Характерными чертами новой поэтики являлись: условность,  фантастические образы и ситуации, персонажи-резонеры, несущие определенные философские идеи, парадоксы.

Н.В.Забабурова в статье «Французский философский роман 18 века» отмечает, что «реализация философского содержания может происходить тремя способами:

1) как полемика, т.е. опровержение неких философских теорий и понятий;

2) как дискуссия, т.е. столкновение взаимоисключающих точек зрения или теорий, имеющее целью найти истину;

3) как апология определенной философской теории или системы».( (XVIII век: литература в контексте культуры. - М., 1999. - С. 94). В связи с этим выводит определения: «полемический роман», «роман-дискуссия», «роман-апология»

Принципиального различия между большими (роман) и малыми (повесть) философскими жанрами XVIII века в этом отношении нет.

Пространство философского романа не ориентировано на жизнеподобие, чем  отличается от других форм романа XVIII века. Философскому роману 18 века свойственно пародирование известных устоявшихся жанров. Чаще всего пародируются романы путешествий («Персидские письма» Монтескье, «Микромегас» и «Простодушный» Вольтера), любовно-авантюрные романы («Кандид» Вольтера). Вместе с тем создаются и новые жанровые формы, в частности, роман-диалог («Племянник Рамо», «Жак-фаталист» Дидро).

Н.в. Забабурова в выше указанной статье отмечает маркирующую функцию, уточняющую авторские интенции. Эту функцию, по ее словам, выполняют всего заголовки и подзаголовки произведений, а также целый ряд приемов:

«1) конкретные номинации (имена философов и названия определенных философских систем);

2) прямое и скрытое цитирование философских трудов;

3) употребление соответствующей философской терминологии, отсылающей к определенным философским системам;

4) авторские примечания внутри текста (этим приемом активно пользовались Руссо и маркиз де Сад);

5) аллюзии (например, в «Задиге» Вольтера и в «Нескромных сокровищах» Дидро немало аллюзий связано с трудами французских философов и естествоиспытателей, с которыми полемизировали авторы). При этом философский роман, особенно вольтеровский, принципиально тяготеет к анахронизмам, подчеркивающим условность художественного мира». ((XVIII век: литература в контексте культуры. - М., 1999. - С. 95)

При всех своих жанровых отличиях философские романы XVIII века объединяет притчевая форма повествования. В центре романа история, рассказанная для иллюстрации и подтверждения или, напротив, разоблачения определенной философской идее, а образная система подчинена дидактической установке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Общие черты  философских повестей Вольтера

 

 

 

   Философские романы и повести едва ли не самая ценная часть наследия Вольтера. В 1746 году Вольтер пишет прозаическое произведение под названием "Мир как он есть, или Видение Бабука", которым он открывает серию романов и повестей, вошедших в историю литературы под названием философских. В этом жанре он выступает в дальнейшем вплоть до 1775 года, то есть на протяжении почти тридцати лет.

       Замечательно, что сам Вольтер называл их «безделками» и  не придавал им серьезного значения. Он писал их необычайно легко, "шутя", в основном для забавы своих великосветских друзей. Больших трудов стоило уговорить его, чтобы напечатать эти произведения - сначала они распространялись в списках.

  Художественные искания Вольтера в развитии философской прозы привели его к созданию во Франции ее особого жанрового канона. Главным  в философском романе (повести) для Вольтера является полемика с определенной философской системой или идее. На это указывают сами заглавия. Можно сказать, что в них и формулируется философская идея - «Задиг, или Судьба», «Кандид, или Оптимизм», «Мемнон, или Мудрость человеческая», «Бабук, или Мир, каков он есть». Роман (повесть) Вольтера строится как история приключений самой идеи, а  не персонажей.  Эта идея разоблачается как абсурдная или несоответствующая реальной действительности. Способ «проверки» экспериментальный, где приключения персонажей последовательно подтверждают  абсурдность                             исходной философской посылки. Подвижность опыта противостоит замкнутости ложной идеи.

Вольтеровская философская повесть тяготеет к форме притчи («Мемнон, или Мудрость человеческая»; «Задиг»).

Часто философский смысл повести обозначен Вольтером в исходной сентенции, которая открывает повествование.

Вольтер открыто говорит об условности событий и персонажей, использует анахронизмаы, сюжетные параболы, фантастику («Микромегас»).

Пародийная интерпретация философских теорий, с которыми полемизирует автор, органично сочетается в философской прозе Вольтера с пародированием сложившихся литературных форм и жанров. Так «Кандид» - блестящая пародия на любовно - приключенческий роман.

Вольтер насыщает свои философские повести узнаваемыми литературными реминисценциями, что усиливает атмосферу условности. В «Задиге» узнаваемы привычные восточные декорации французской литературы первой половины века.

Для вольтеровского стиля характерно тяготение к сатирическому гротеску, карикатуре, что отличало полемический философский роман.

Черты романа-дискуссии можно отметить в некоторые повестях Вольтера. Они строятся как дискуссия адептов и противников определенной идеи, обретая порой, диалогическую форму («Уши графа Честерфилда и капеллан Гудман»).

Авторская философская позиция в романах и повестях Вольтера порой не имеет декларативного выражения. Это, несомненно, определяет открытость финала. Автор, словно, приглашает читателя к участию в дискуссии.

В философских повестях Вольтера мы тщетно стали бы искать психологизм, погружение в душевный мир персонажей, достоверную обрисовку человеческих характеров или правдоподобный сюжет. Главное в них — предельно заостренное сатирическое изображение социального зла, жестокости и бессмысленности существующих общественных институтов и отношений. Этой суровой реальностью и проверяется истинная ценность философских истолкований мира.

Информация о работе "Кандид" Ф.М. Вольтера как философский роман